fb Адаптация детей к условиям дошкольного обучения

Адаптация детей в ДОУ

Особую остроту проблеме адаптации к ДОУ придает состояние здоровья детской популяции, тесно коррелирующее с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру. Различные нейродинамические нарушения (моторная расторможенность, психомоторная заторможенность) могут вызывать затруднения развития адаптационных процессов, поскольку психомоторное развитие для детей раннего возраста является ведущим и определяющим, а так же зависит уровень физической, умственной работоспособности и здоровья.

Ретроспективный анализ исследований, посвященных вопросам адаптации, показывает, что психофизиологические, социально-психологические и педагогические уровни позволяют представить данный процесс как взаимосвязанный, многофакторный и многоуровневый. Соотношение этих уровней во многом определяет специфику течения адаптационных механизмов. Учет многофакторности адаптационных механизмов поможет педагогам оценить объем информационной и интеллектуальной нагрузки и обеспечить успешность адаптации к первой ступени образования.

Процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие.

  • Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.
  • Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.
  • Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья.

Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации. Адаптационные механизмы в этих условиях являются отражением различного уровня приспособления. Поэтому происходит интеграция всех сопутствующих факторов адаптации, которые обеспечивают сохранность и работоспособность морфофункциональных систем организма. Известно, что у детей раннего возраста морфофункциональные системы организма характеризуются незрелостью, тем более у тех детей, которые в анамнезе имеют нарушения биометрических и социальнокультурных факторов. Эти факторы затрудняют в целом процесс адаптации к новым условиям.

Предложенная технология помогает осуществить «единство требований к воспитаннику» как со стороны родителей, так и со стороны работников дошкольного учреждения.

  1. С целью успешной адаптации детей к условиям детского сада работают группы кратковременного пребывания. Посещая группу кратковременного пребывания, дети сначала знакомятся с воспитателями, с детьми группы и с групповым окружением.
  2. Проводятся занятия с родителями, позволяющие заметить разницу в домашнем и «организованном» воспитании. После посещения этих групп детьми, процесс адаптации к дошкольному учреждению, по нашим наблюдениям, протекает успешнее.
  3. Немаловажным является и факт положительной установки, ярких впечатлений о детском саде, формирование желания посещения детского сада. Поэтому первоочередной задачей являлся профессиональный отбор воспитателей, их просвещение с помощью традиционных, активных и интерактивных методов работы.
  4. Наблюдения за детьми показали, что процесс адаптация к новым социально-организованным условиям - процесс сложный и зависящий от многих факторов. В этот период дети испытывают стресс, вызванный разнообразными негативными тенденциями адаптации, это подтверждается и литературными данными. Исходя из выбранных направлений работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, воспитателям была предложена разработанная технология. Основой предложенной технологии стала идея любимой игрушки, которую ребенок мог взять с собой. Наблюдения показали, что процесс адаптации протекает несколько легче, если рядом присутствует кто-то или что-то близкое и знакомое (в данном случае домашняя игрушка). Существенно это заметно у тех детей, которые адаптируются длительное время, и адаптационный процесс носит болезненный характер.

Полученные данные показывают, что все 19 детей (100 %) тяжело адаптируются к дошкольному образовательному учреждению, из них 27 % детей обращается к любимой игрушке.

На основе полученных данных коллектив ДОУ запланировал основные мероприятия по адаптации детей раннего возраста к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении:

1. Профессиональный отбор воспитателей в формируемую группу.
2. Разработка принципов и дифференцированных мероприятий по адаптации каждого ребенка.
3. Поэтапное наполнение групп.
4. Непосредственное участие родителей в образовательном процессе ребенка в первоначальный этап адаптации.
5. Свободный график пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
6. Поддержка привычек малыша в первоначальный этап адаптации.
7. Ежедневный мониторинг состояния здоровья и психо-эмоционального состояния ребенка в течение первого месяца.
8. Систематические образовательные мероприятия с педагогами и родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста.

В заключение необходимо подчеркнуть, что адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения обусловлена уровнем его здоровья, условиями воспитания в семье, особенностями отношения и общения с ребенком педагога, а так же организацией его деятельности и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

 

ИСТОЧНИК:

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета», 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

АВТОРЫ

Волобуева Наталья Александровна – доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет.
Климова Татьяна Васильевна - доцент кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет.
Ширшова Валентина Михайловна – доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет.

Все статьи
Товары по теме статьи
300 руб

Лабиринт - Курочка Ряба

Арт.: 114106
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Вверх