fb Адаптация детей к условиям дошкольного обучения

Адаптация детей к условиям дошкольного обучения

Актуальность исследования проблемы адаптации детей раннего возраста к пребыванию в детском дошкольном учреждении является высокой в настоящее время, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья. В статье анализируются вопросы адаптации детей раннего возраста к детским дошкольным учреждениям. Рассматриваются модульные технологии, технологическая программа по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Результаты работы показывают, что на процессы адаптации влияют уровень психофизического развития, группы здоровья, степень закаленности детей, сформированность навыков самообслуживания, личностные особенности самого малыша, семья и степень подготовленности педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Для совершенствования процессов адаптации в саду работают группы кратковременного пребывания. Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, педагогами, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям не готовым к пребыванию в дошкольном учреждении, работы с родителями и педагогами. Исследования авторов показали, что уровень адаптации детей 3-х летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению недостаточно высок, что, в свою очередь, изначально снижает возможности успешной адаптации и социализации детей.

Ключевые слова: адаптация, образовательный процесс, группы здоровья, психофизиологическое развитие, подходы, методы и факторы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных требований и появление новых форм обучения и воспитания дошкольников становится более чем актуальной. Е.В. Вербовская считает, что особую остроту проблеме придает состояние здоровья детской популяции, тесно коррелирующее с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру. Так же она указывает на различные нейродинамические нарушения (моторная расторможенность, психомоторная заторможенность), которые могут вызывать затруднения развития адаптационных процессов, поскольку психомоторное развитие для детей раннего возраста является ведущим и определяющим [2], а так же зависит уровень физической, умственной работоспособности и здоровья.

Ретроспективный анализ исследований, посвященных вопросам адаптации, показывает, что психофизиологические, социально-психологические и педагогические уровни позволяют представить данный процесс как взаимосвязанный, многофакторный и многоуровневый. Соотношение этих уровней во многом определяет специфику течения адаптационных механизмов. О необходимости развития этих механизмов говорят многие исследователи. Однако на наш взгляд сегодня исследований посвященных проблеме взаимосвязи адаптационных механизмов детей раннего детства недостаточно. Мы считаем, что учет многофакторности адаптационных механизмов поможет педагогам оценить объем информационной и интеллектуальной нагрузки и обеспечить успешность адаптации к первой ступени образования [6].

Таким образом, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие.

  • Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка.
  • Психофизиологический уровень характеризующийся, особенностями психомоторного развития детей раннего возраста и обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.
  • Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья [3].

Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации. Адаптационные механизмы в этих условиях являются отражением различного уровня приспособления. Поэтому происходит интеграция всех сопутствующих факторов адаптации, которые обеспечивают сохранность и работоспособность морфофункциональных систем организма [4]. Известно, что у детей раннего возраста морфофункциональные системы организма характеризуются незрелостью, тем более у тех детей, которые в анамнезе имеют нарушения биометрических и социальнокультурных факторов. Эти факторы затрудняют в целом процесс адаптации к новым условиям. Поэтому, целью работы было - изучение факторов адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в образовательном учреждении и разработка подходов и методов способствующих процессу адаптации.

Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению на примере Муниципального казенного образовательного учреждения средней образовательной школы «Мошковский центр образования», структурное подразделение детский сад «Ромашка» – в количестве 19 человек. Наши исследования показали, из 19 детей, поступивших в детский сад «Ромашка» 47,3 % (9 детей) имели I группу здоровья, 37,1 % (7 детей) имели II группу здоровья и 15,6 % (3 ребенка) имели III группу здоровья.

У 47,3 % детей (9 ребят) отмечался стереотип организованного поведения, на что указывали такие реакции как сборы на прогулки, дисциплинированность, послушание, мытьё рук перед приемом пищи или посещения туалета, подготовка к занятиям. 37,1 % (7 ребят) имелись коммуникативные навыки общения со сверстниками;  у 53,6 % (12 детей) отмечались меланхоличные черты темперамента, что выражалось в таких реакциях, как задумчивость, грусть, плаксивость утром при расставании с родителями. 53,0 % (10 ребят) умели себя обслуживать при одевании на улицу и раздевании после прогулок и при отходе к «сон» - часу; правильно могли пользоваться туалетом. При поступлении в ДОУ 21,2 % (4 ребенка) были знакомы с процедурами закаливания. 26,5 % (5 детей) были гиперопекаемы своими родителями, что в свою очередь является сложностью в формировании механизмов социальной адаптации и условием невротического напряжения.

В своей работе мы определили два направления адаптации детей раннего возраста к пребыванию в дошкольном учреждении: учет биометрических факторов и факторов социально-культурного окружения ребенка.

  • Во-первых, учет биометрических факторов (инфекции, патология родов, преждевременные роды, недостаточное питание, нарушение обмена веществ) позволяет обратить внимание на специфичность протекания процесса адаптации и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений сна, возникновения острых респираторных вирусных заболеваний, потери аппетита.
  • Во-вторых, учет многообразия факторов социально-культурного окружения ребенка (социально-экономический статус родителей, низкий образовательный уровень, вредные привычки, нездоровые условия жизни, низкие ожидания в развитии ребенка) позволяет предупредить снижение игровой, и коммуникативно-речевой деятельности.

Эти направления мы учитывали при разработке содержания и внедрении его при организации образовательного процесса, взяв за основу модульную технологию интеграционного взаимодействия О.Н. Усановой. Дети, посещающие детский сад имеют разную социальную ситуацию развития. Предложенная технология помогает осуществить «единство требований к воспитаннику» как со стороны родителей, так и со стороны работников дошкольного учреждения.

С целью успешной адаптации детей к условиям детского сада работают группы кратковременного пребывания. Посещая группу кратковременного пребывания, дети сначала знакомятся с воспитателями, с детьми группы и с групповым окружением. Проводятся занятия с родителями, позволяющие заметить разницу в домашнем и «организованном» воспитании. После посещения этих групп детьми, процесс адаптации к дошкольному учреждению, по нашим наблюдениям, протекает успешнее.

Немаловажным является и факт положительной установки, ярких впечатлений о детском саде, формирование желания посещения детского сада. Поэтому первоочередной задачей являлся профессиональный отбор воспитателей, их просвещение с помощью традиционных, активных и интерактивных методов работы.

Наблюдения за детьми показали, что процесс адаптация к новым социальноорганизованным условиям - процесс сложный и зависящий от многих факторов. В этот период дети испытывают стресс, вызванный разнообразными негативными тенденциями адаптации, это подтверждается и литературными данными [1]. Исходя из выбранных направлений работы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, воспитателям была предложена разработанная технология. Основой предложенной технологии стала идея любимой игрушки, которую ребенок мог взять с собой. Наблюдения показали, что процесс адаптации протекает несколько легче, если рядом присутствует кто-то или что-то близкое и знакомое (в данном случае домашняя игрушка). Существенно это заметно у тех детей, которые адаптируются длительное время, и адаптационный процесс носит болезненный характер. Полученные данные показывают, что все 19 детей (100 %) тяжело адаптируются к дошкольному образовательному учреждению, из них 27 % детей обращается к любимой игрушке.

На основе полученных данных коллектив ДОУ запланировал основные мероприятия по адаптации детей раннего возраста к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении:

1. Профессиональный отбор воспитателей в формируемую группу.

2. Разработка принципов и дифференцированных мероприятий по адаптации каждого ребенка.

3. Поэтапное наполнение групп.

4. Непосредственное участие родителей в образовательном процессе ребенка в первоначальный этап адаптации.

5. Свободный график пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

6. Поддержка привычек малыша в первоначальный этап адаптации.

7. Ежедневный мониторинг состояния здоровья и психо-эмоционального состояния ребенка в течение первого месяца.

8. Систематические образовательные мероприятия с педагогами и родителями по вопросам адаптации детей раннего возраста.

В заключение необходимо подчеркнуть, что адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения обусловлена уровнем его здоровья, условиями воспитания в семье, особенностями отношения и общения с ребенком педагога, а так же организацией его деятельности и индивидуальными психофизиологическими особенностями [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенко А. А. Помочь ребенку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание № 11. – М.: 1990. – С. 32-34.
2. Вербовская Е. В. Развивающее педагогическое обеспечение адаптационных способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2004. – С. 1-15.
3. Казин Э. М., Касаткина Н. Э. и др. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учеб.-метод. пособие / ред. коллегия: Н.Э. Касаткина,
О. Г. Красношлыкова, Е. В. Белоногова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.-500 с.
4. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л., Медицина, 1978. – 272 с.
5. Костина В. В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание № 1.– М.: 2006. – С. 34-37.
6. Мельникова И. Е. Психофизиологические особенности адаптивных реакций у детей на фоне мотивации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 3. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.09.12).

ИСТОЧНИК:

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета», 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

АВТОРЫ

Волобуева Наталья Александровна – доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет.
Климова Татьяна Васильевна - доцент кафедры логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет.
Ширшова Валентина Михайловна – доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет.

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх