fb Агрессия в спорте

Агрессия в спорте

Психологи выделяют два вида агрессивности (Б. Хузман, Дж. Силва) — инструментальную и враждебную.

При этом подразумевается, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и без него, тогда они сопряжены с эмоциональными переживаниями, по большей части с гневом. При враждебной агрессивности главное — нанесение психологической или физической травмы оппоненту в соревновании. Инструментальная агрессивность возникает при воплощении неагрессивного намерения, например, само стремление к победе над соперником не является каким-то разрушительным явлением и обычно вытекает из желания спортсмена добиться хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Инструментальная агрессия сама по себе не представляет реакцию на неудовлетворённость и не включает в себя злость.

Всегда ли агрессия легитимна в спорте?

Под легитимной агрессией в спортивных состязаниях понимается та степень агрессии и насилия, которая является необходимой и оправданной спортивной деятельностью.

По мнению некоторых тренеров и спортсменов, агрессивность повышает спортивные результаты, как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Многие специалисты разделяют схожую точку зрения. Так, С. В. Афиногенова отмечает, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретной цели. Возьмём, например, тактику агрессивных действий более слабого спортсмена по отношению к более сильному, задача которой либо отвлечь внимание последнего, либо втянуть в драку.

Не все учёные придерживаются схожей позиции по данному вопросу. По мнению Дж. Силвы, агрессивность не может повышать спортивный результат, поскольку вызывает повышение уровня возбуждения спортсмена и переключает его внимание на проблемы, не связанные со спортивной деятельностью (например, нанесение ущерба сопернику). 

Российский специалист Е. Н. Сурков считает, что агрессивность — это прежде всего свойство личности спортсменов, которое выражается в тактике их нападающих действий в соревнованиях. Как и любое негативное проявление человеческой натуры, оно может и должно быть исключено из профессиональной деятельности людей, в особенности спортсменов.

Не подвергается сомнению то, что взаимосвязь между агрессивностью и физической активностью носит весьма сложный характер. В истории спорта известны случаи, когда агрессивные действия приводили к желанному результату и при этом не сопровождались нанесением серьёзных повреждений любого рода противоборствующей стороне. Как следствие, довольно трудно разграничить понятия конструктивной и деструктивной агрессии в силу опять же отсутствия чёткого разделения восприятия агрессивности как проявления животного начала в человеке и напористостью как проявления сильной стороны человеческого характера.

Уровень допустимой агрессивности в спортивной деятельности определяется также особенностью вида спорта. Так, нарушение спортивных правил и агрессивное поведение становятся правомерными в соревновательных видах спорта и часто не влекут за собой долгосрочные последствия для нарушителей.

Например, в определённых спортивных ситуациях нанесение удара сопернику считается вполне допустимым (например, если питчер умышленно бьёт вас по голове), что, однако, недопустимо в школьном коллективе.

Наиболее ярким примером целенаправленной агрессии может послужить такой контактный вид спорта, как хоккей. Агрессивность хоккеистов берёт свои истоки в Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Не обходится здесь и без участия СМИ, которые намеренно создают особый ажиотаж вокруг НХЛ и, помимо прочего, фокусируют внимание зрителей на количестве травм хоккеистов, штрафных минутах, агрессивных действиях, столкновениях, драках.

Это явление современной массовой культуры, пожалуй, стоит рассмотреть отдельно. Чтобы разобраться в данном аспекте, психологи проанализировали теорию катарсиса с целью выявить, становятся ли болельщики более или менее агрессивными после просмотра спортивных соревнований. Оказалось, что просмотр спортивных турниров никоим образом не приводит к снижению уровня агрессивности зрителей. Более того, наблюдение за некоторыми контактными видами спорта даже повышает готовность зрителя самому стать агрессивным. Но агрессивность, как правило, не проявляется без наличия других связанных с поединком факторов. Например, исследование 1 500 хоккейных болельщиков показало, что проявление агрессивности характерно для молодых поклонников в условиях большого скопления, а также под действием алкоголя. Все перечисленные факторы в совокупности могут привести к нежелательным последствиям, таким как массовое проявление агрессии, самой распространённой формой которой являются разборки фанатов. Администраторы спортивных объектов должны обратить внимание на полученные результаты, с тем, чтобы снизить вероятность возникновения актов насилия (например, запретить распространять алкогольную продукцию). Игроки и тренеры также должны контролировать свои действия и чувства на игровых площадках, чтобы случайно не спровоцировать агрессию среди фанатов.

Но вернёмся к главной теме статьи, а именно — к проявлению агрессии у спортсменов. Как уже было сказано ранее, люди спорта тяготеют к инструментальной агрессивности, в отличие от своих зрителей. Так, на примере всё того же НХЛ, где в каждой команде имеются специальные игроки, цель которых состоит в провокации насильственных действий, потасовок между хоккеистами, можно заключить, что тактика проявлении агрессивности по отношению к оппонентам во многом способствует НХЛ являться одной из самых сильных хоккейных лиг мира, даже несмотря на явные отрицательные стороны такой стратегии.

Особое внимание в изучении агрессии в спорте вызывают возрастные особенности спортсменов.

Специалистами ставится вопрос: как изменяется уровень агрессии по мере взросления спортсмена, увеличения его профессионального мастерства? В целом учёные отмечают, что по мере взросления спортсменов их отношение к спортивной деятельности становится всё более ответственным, доминирующим становится мотив — стремление к победе. Однако каким способом следует достичь вершины, каждый спортсмен решает для себя сам.

Помимо прочего, при изучении вопроса об агрессии необходимо также среди вышеперечисленных факторов рассматривать ещё и спортивное амплуа спортсмена.

Например, в хоккее, футболе, уровень агрессивных действий у защитника, нападающего, вратаря будет различным, поскольку перед ними стоят разные профессиональные задачи. Если для нападающего основной целью является поражение ворот противника, то защитник или вратарь несут ответственность за «сохранность» своих ворот, которая может быть достигнута очень часто путём фола или нарушения правил. По большей части, агрессивное поведение во время матча наблюдается у спортсменов, занимающих атакующие позиции, так как часто они бывают не способны проломить «защиту» соперника одним лишь своим мастерством. На помощь им в таких случаях приходит всё та же агрессия, которая обостряет их чувства и толкает на пик своих физических возможностей.

Учёные также выяснили, что количество случаев агрессивного поведения изменяется в зависимости от игрового отрезка спортивного поединка. Количество штрафов и нарушений увеличивается во втором периоде игры по сравнению с первым, и в третьем — по сравнению со вторым. В первую очередь этот феномен связан с возрастанием напряжения игроков из-за приближения кульминации спортивного состязания.

Таким образом, на основе вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: существуют два типа агрессивного поведения (инструментальный и врождённый), между которыми выявлена значительная разница как в целях, так и в средствах. Инструментальная агрессия проявляется весьма часто в спортивных играх, она является эффективным средством получения стратегического преимущества в игре, матче, она базируется на использовании технико-тактических действий игроками, в то время как враждебная агрессия скорее относится к эмоциональным особенностям атлета. Тип агрессивного поведения также меняется в зависимости от вида спорта, времени поединка.

Возвращаясь к вопросу о роли агрессии в спорте — является ли агрессивность, пусть даже инструментальная, контролируемая благом и верным направлением развития всей индустрии спорта? — на основании рассмотренных нами нескольких фундаментальных трудов по психологии и спортивной этике мы пришли к выводу, что агрессивность в спорте — это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных правил и направленные на размежевание психических процессов и свойств личности спортсмена (спортсменов), а также это явление, влекущее за собой нарушение психофизиологического внутреннего состояния спортсмена и приводящее к неадекватности его спортивной деятельности, сопряжённой с нанесением физического и психического ущерба своим противникам.

Результаты исследований показывают весьма тревожную картину — многие спортсмены рассматривают определённые акты агрессии как недопустимые вообще, но приемлемые в спортивных условиях. Так, В. М. Бызова выявила три основных подхода к проблеме агрессии в спортивной деятельности. Первая группа спортсменов утверждает, что агрессия — это главное в спорте: спорт и агрессия неразрывны. Вторая группа считает, что спорт и агрессия — не совместимые понятия. Третья группа полагает, что необходимо лишь иногда вести себя агрессивно. Такое троякое толкование порой является для некоторых спортсменов игровой аргументацией или «спортивной моралью».

К сожалению, то, что люди считают вполне допустимым проявлять агрессивные действия в спорте, создаёт определённую проблему и сказывается негативным образом на всём общественном сознании. Спорт может и должен учить детей, как подобает себя вести во время спортивных состязаний и вне их. Поощрение агрессивного поведения в спорте несёт в себе отрицательную информацию для последующих поколений спортсменов. Так, поскольку до недавнего времени в НХЛ играли практически все ведущие хоккеисты мира, правомерно было ожидать, что молодые игроки будут стараться подражать и, по возможности, превосходить взрослых игроков. И действительно — по мере профессионального взросления молодые игроки демонстрируют всё большее количество агрессивных действий, перенятых ими у старших коллег. Хоккеисты подражают не только агрессивному поведению, но и способам сокрытия от арбитров нарушений правил. Как следствие, спортивные деятели не должны допускать в спорте проявления любых форм агрессивности, неприемлемых в других сферах человеческой деятельности. Они же должны определиться с окончательным выбором, что важнее — повышение спортивных результатов за счёт повышения агрессивности или то, как спорт влияет на спортсменов. В конце концов взаимосвязь между агрессивностью и спортивным результатом может иметь вторичное значение. Главное — это отношение к ней людей спорта.

В заключение хотелось бы обсудить важность контроля агрессии в спорте и физической культуре. Во-первых, необходимо определить ситуации, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий. Вероятность проявления агрессивных действий повышается в том случае, когда спортсмены находятся в состоянии фрустрации и, следовательно, возбуждены. Такого рода ситуации не всегда могут быть контролируемыми, но, следя за спортсменами, тренеры должны определять и «извлекать» их из определённой ситуации при первых признаках агрессивности. Или, что намного эффективней, можно привить спортсмену качества, которые помогут контролировать свои эмоции и реакции на фрустрацию. Также не следует делать чрезмерный акцент на достижение победы, который, в свою очередь, способствует возникновению состояния фрустрации. Само по себе стремление достичь победы не таит в себе ничего плохого, однако не стоит усердствовать с акцентированием внимания на необходимости победить, чтобы в случае поражения не возникла агрессивность.

Из всего вышесказанного следует, что специалисты в области спорта несут моральную ответственность за чёткое разграничение между агрессивностью, направленной на нанесение ущерба, и напористым поведением. Люди спорта должны отделить агрессивность от напористости (хорошая агрессивность) и соответствующим образом обучать спортсменов и занимающихся. Овладение спортсменами или учащимися умениями и навыками снятия стресса позволяет преодолевать состояние фрустрации, первопричину агрессии.

Источник:
И. П. Проблема агрессивного поведения в спорте / И. П. Маркелов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 121-125.

Автор:
Маркелов Иван Петрович — преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vanomark1989@mail.ru

Все статьи
Товары по теме статьи
580 руб

Магнитная игра - Эмоции

Арт.: jvc0022
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
760 руб

Конструктор - гараж

Арт.: К704
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
980 руб

Весы с гирьками

Арт.: 0046
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
869 руб 1 100 руб

Конструктор - Сказочные замки

Арт.: И612
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 800 руб

Конструктор - 250 брусочков

Арт.: VIGA50956
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 800 руб

Балансир лабиринт

Арт.: 50668
1 800 руб

Конструктор - Замок MAXI

Арт.: sd000031
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх