fb Развитие внутреннего мира ребенка

Развитие внутреннего мира ребенка

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.

Доверие ребенка к миру как необходимое условие для его развития зависит от гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут сотворенный Богом мир. Настроенный на эту волну ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир, который создан любовью Божией.

Знакомство детей дошкольного возраста со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и особенно о Его любви к людям, о назначении человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование его миропонимания (мировоззрения) и системы многообразных отношений ребенка с миром. Мир, сотворенный Богом, является тем живым пространством, который окружает ребенка, составляет детскую картину мира и в процессе обучения представляет собою совокупность знаний, представлений и смыслов об отношениях человека с окружающим миром.

Содержание раздела программы «Бог — творец мира» осваивается детьми в процессе целостного развития высших сфер личности ребенка, социокультурного и духовно-практического. Задачами духовно-нравственного воспитания являются формирование заповеданного Богом человеку отношения к природе: к земле, ко всему живому на земле, животным и растениям.

Понимая духовно-нравственное образование (воспитание и обучение) как целостное развитие личности ребенка, задачи образования включают и задачи экологического воспитания. При этом они направлены не столько на накопление знаний о природе, сколько на воспитание любви к ней, то есть на формирование отношений ребенка к природе родного края, к растительному и животному миру по образу и подобию отношений Творца, который любовался результатами своего творения (светилами, водой, растениями и животными). Умение любоваться — глядеть на мир с любовью — свидетельствует о позитивном развитии социокультурной сферы личности человека.

Включение экологического воспитания как составной части в целостное духовно-нравственное воспитание обеспечивает целостное развитие всех сфер личности. Поэтому содержание раздела «Бог — Творец мира» восстанавливает в детском сознании целостную иерархическую картину мира, связанную с духовной реальностью. Надо помнить, что подвиг святых людей заключался в очищении сердца, в возвращении его к детской чистоте, и в те времена, когда земля изобиловала святыми, сама природа была более благополучна. Люди старались жить, как им подсказывали примеры жизни святых, а поэтому и воспитание было проще.

Сегодняшняя «информация» несет людям всю бездну греха. Напротив, мы крайне редко видим передачи, которые были бы защищены от мутных потоков информационного негатива. Поэтому все современные дети, даже помимо воли, пребывают в этой нечистоте. В качестве исключения можно указать на тех детей, которые воспитываются в благочестивых семьях. Они видят дома мир, любовь, совершают вместе с родителями домашнюю молитву, идут в храм и здесь воцерковляются. Эти дети до определенного возраста и обретения самостоятельности живут не ведая тех искушений и проблем, которые испытывают их сверстники.

Говоря о формировании правильного отношения ребенка к Богу, нельзя забывать и то, что у детей мышление непосредственное, без мудрований. Человек начинает мудрствовать потом, привыкая «крутить мозгами», запутывается в этом мудровании и теряет младенческую простоту, на которую указывал нам Господь: ...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф 18. 3). Есть замечательное изречение знаменитого ученого Луи Пастера, который сказал: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка». То есть как простой человек, не имеющий этого образования.

Человек не проживает без искушений. И искушения эти посылаются для того, чтобы он через них пришел к твердой вере и к той радости детской, которую имеет ребенок, но уже через умудренность жизненным опытом. Эта мудрость есть терпение. В свое время запомнились слова столетнего старца: «Над умными есть разумные. Над разумными есть мудрые. Над мудрыми — премудрые. А над премудростью — святая простота». Жизненный опыт, в конце концов, приводит к состоянию святой простоты, когда говорит человек мудрое простыми словами.

Дети часто говорят абсолютные истины. Одна девочка, увидев, что люди ругаются между собой, спросила: «Папа, почему они ругаются?» Папа пытался ей что-то объяснить, а она посмотрела на него и сказала: «Не любят, поэтому и ругаются». И этим одним словом было все сказано.

Помнится и такой пример. Сидели взрослые, рассуждали о вере, и вдруг вбежал ребенок — а был вечер уже, взошла луна. «Смотрите, смотрите, — воскликнул ребенок, — а кто ее там повесил?» И все разговоры, рассуждения, умствования прекратились. Ответ невозможно было дать. Кто ее там повесил? Кто ее запустил по этой траектории? Вот эта детская простота — если бы так она была в жизни у нас... Одному из Оптинских старцев кто-то сказал: «Батюшка, да Вы уж очень просто говорите». — «Да я двадцать лет просил у Бога этой простоты», — ответил старец.

Решение задач этого раздела предполагает обязательный учет возрастных особенностей детей.

  • В возрасте 3—5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой.
  • В 5—6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий.
  • 6—7лет. Бог — Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

На занятиях, связанных напрямую с формированием целостного миропонимания, приобщающих ребенка к красоте и целесообразности Божьего мира, решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

  • Задачами обучения является содействие формированию православной картины мира при ознакомлении детей с явлениями живой и неживой природы. Учить детей понимать связь между явлениями живой и неживой природы, организуя наблюдения и опыты.
  • Задачи развития предусматривают развитие у детей умения замечать красивое, любоваться явлениями и объектами природы. Учить детей соотносить душевные переживания человека с природными изменениями, развивать способности детей создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов.
  • Задачи воспитания заключаются в обеспечении условий для формирования у детей любви к Родине и родной природе, людям. Воспитывать заботу о живых объектах природы (растениях и животных). Стимулировать желание детей радовать близких результатами своего труда, воспитывать трудолюбие и желание трудиться как осуществление Божьего предназначения человека на земле.
  • Содержание раздела «Бог — Творец мира» прямо связано с важной частью содержания программы, с Заповедями Божьими о правилах праведной жизни: добрыми отношениями человека с ближними, с природой, с Богом. Эти отношения формируются и закрепляются у детей в повседневной жизни: во время ухода за домашними животными, на прогулках и экскурсиях в процессе естественного общения с живой и неживой природой.
  • Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой.
  • Осенью воспитатели организуют наблюдения с детьми дошкольного возраста осенних полянок, осени в парке или сквере, рассматривание деревьев и кустарников, разноцветных листочков. Рассматривают с детьми осенние цветы, овощи, деревья, фрукты и т. д. Педагоги организуют наблюдения за животными, знакомство с домашними животными, явлениями природы (дождь, ветер).
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра».
  • На прогулке с детьми организуются игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе изготовления подделок из природного материала, а также оказывают посильную помощь в уголке природы.
  • Для взаимодействия с родителями осенью оформляется стенд «Как прекрасен этот мир». Проводятся беседы: «Природа воспитывает», «На прогулке всей семьей».
  • Зимой воспитатели организуют наблюдения детей на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление.
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки».
  • На прогулке организуются игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички». Знакомство со свойствами снега происходит у детей при лепке снеговиков, снежков, постройке снежной горки.
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе ухода за домашними животными, кормления рыб, ухаживания за цветами, обустройства огорода на окне.
  • Для взаимодействия с родителями зимой оформляется стенд: «Ах ты, зимушка-зима» или «Три быстрых коня — декабрь, январь и февраль — уносят нас в снежную даль». С родителями проводятся беседы: «Как знакомить малышей с
  • природой?», «Забота о птицах зимой», «Роль природы в жизни детей», «Воспитание любви к животным», «Прекрасное вокруг нас».
  • Весной воспитатели организуют наблюдения детей за набуханием почек на деревьях, за первыми цветами — одуванчиками, подснежниками на весенних полянках, обращают внимание детей на изменения в природе: таяние снега, появление ручейков, проталин, молодой травки, почек на деревьях. «Выросла травка для зайки-побегайки», «Муравьиная семейка».
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями: «Во саду ли, в огороде» и «Как под яблонькой светит месяц».
  • На прогулке организуются игры: «Одуванчик», «Наш веселый ручеек», «Вот жучок к нам прилетел».
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе кормления рыб в аквариуме, посильной работы в цветнике, уборке цветника, посадке цветов.
  • Для взаимодействия с родителями весной организуется собрание: на тему «Природа и воспитание детей», оформляется выставка «Окружающий мир глазами детей», проводятся беседы: «С любовью к природе», «В весеннем лесу».
  • Летом воспитатели организуют наблюдения детей на летней полянке, за животными, детей учат знать и называть животных и их детенышей. Во время прогулок педагог начинает с обучения детей определению характера погоды. С детьми проводятся наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, организуется рассматривание овощей, фруктов.
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Жили у бабуси», «Ах ты, береза», «Сорока, сорока», «Ах вы, сени», «Петушок», «Как у наших у ворот», «Во поле березка стояла», «Коровушка», «Возле речки, возле моста». На прогулке организуются игры: «Игра в лошадки», «Птички в гнездышке, а также дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Букет», «Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки», «А у нас цветут цветы», «Стоит Антошка на одной ножке».
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе прополки цветов и сборе урожая, работая в уголке природы при уходе за цветами, сборе лекарственных растений, поливе песка в песочнице.
  • Для взаимодействия с родителями оформляются стенды, например: «Лекарственные растения», проводятся беседы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Наш друг — лето», «В лес всей семьей», «Знакомство детей с животными», «Лето — пора походов», «Природа вокруг нас», «Живой уголок» и т. д. Организуются выставки «Как прекрасен этот мир — посмотри».
  • На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Так, в весеннезимний период дети в младшей группе с радостью изображают зимних птиц, чудесную птицу в средней группе, зимнюю столовую для птиц в старшей группе, изображают птиц, возвращающихся из теплых краев, в подготовительной группе. Внимание детей привлекается не только к красоте птиц, но, главное, педагоги помогают формированию желания помогать малым птичкам пережить зимнюю пору холода и голода с помощью кормушек и постоянного кормления птиц.

Автор: 

Л. П. Гладких

Источник:
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика, Психология 2008. Вып. 4 (И). С. 97-109

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх