fb Развитие вариативности мышления

Развитие вариативности мышления с помощью методики построения Дерева возможностей

Программа «Форсайт» разрабатывалась как образовательный блок, являющийся содержательным продолжением тренинговых занятий, направленных на командообразование и проводимых на высотных верёвочных тренажёрах. Программа включала в себя следующие элементы:

  • Погружение в игровую легенду (демонстрацию видеоролика и выступление ключевых героев игровой программы).
  • Прохождение участниками верёвочного курса «Создай команду!».
  • Тематическую беседу «Форсайт — взгляд в будущее», основанную на методике построения «дерева возможностей».
  • Творческую презентацию команд.
  • Прохождение участниками верхней тропы высотного тренажёра «Рубикон».
  • Проведение группового занятия «Письмо в будущее».
  • Участие команд в станционной квест-игре «Форсайт».

Местом проведения программы был Учебно-реабилитационный молодёжный центр Российского государственного социального университета «Алмаз» (Московская область, г. Руза). Возрастной состав участников программы составлял от 10 до 14 лет.

Игровой легендой программы являлась идея о том, что участники, приезжая в УРМЦ «Алмаз», попадают в Инновационный центр «Рубикон» — современный научно-технологический комплекс по разработке и внедрению новых технологий исследования будущего. В Инноцентре «Рубикон» открыт отдел, в котором проводится работа над созданием форсайт-карты будущего 2030 года. На базе Центра «Рубикон» созданы лаборатории, которые соответствуют основным направлениям развития инновационных технологий: лаборатории космических исследований, робототехники и компьютерных технологий, лаборатории экологии, океанологии и медицины, лаборатории свободного времени и теории игр. В лаборатории открыт набор сотрудников на должность «инноватор». Основная задача команд — представить на Инновационном совете свой проект будущего 2030 года.

Одним из ключевых элементов программы «Форсайт» являлось проведение тематической беседы. Целями тематической беседы стали актуализация проблематики будущего, формирование представлений о том, что будущее творимо и зависит от действий либо бездействия людей. В основу тематической беседы легла разработанная сотрудниками ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий» — Л. И. Возжовой и А. Л. Леутиной новая методика построения образа цели — «дерева возможностей».

«Дерево возможностей» как методика развития вариативности применяется педагогами в точных предметных областях. В программе «Форсайт» «дерево возможностей» впервые было использовано как инструмент достижения социальных и гуманитарных целей.

«Дерево возможностей» представляет собой схему вариативного пошагового движения к цели. Работа над созданием «дерева возможностей» осуществлялась командой участников, которую курировал педагог-инструктор. Команда строила схему на ватмане. Для построения «дерева» участникам необходимо было совершить ряд действий:

  1. Придумать абстрактного героя и наделить его некоторыми чертами (имя, возраст, пол, особенности характера и другие характеристики — на выбор участников команды).
  2. Наметить цель, к которой стремится герой. 
  3. Определить и нарисовать на ватмане возможные стратегии (вектора) движения к цели.
  4. Пошагово проработать каждую из стратегий.

Одним из важных элементов являлось введение «точки негативного сценария» (как правило, акцент на этом этапе ставился педагогом-инструктором) — события,которое затрудняло движение к цели или делало цель недостижимой. Задачей команды было найти варианты решения проблемы и пошагово их прописать. Введение «точки негативного сценария» и поиск пути выхода из ситуации обеспечивали задачу формирования позитивного отношения к процессу целедости-жения.

Если в тематической беседе построение «дерева возможностей» осуществлялось командой, то аналогичная индивидуальная работа проводилась участниками в рамках занятия «Письмо в будущее» на следующий день, что позволяло отрефлексировать и закрепить результат.

В ходе реализации программы было получено и оцифровано 89 «деревьев возможностей», которые стали материалом для анализа ряда показателей, оказывающих влияние на процессы социализации детей, в том числе уровень постановки целей (ранжируемых на основе пирамиды потребностей личности А. Маслоу) и степень разветвлённости «деревьев возможностей».

При ранжировании целей использовался семиуровневый вариант пирамиды потребностей личности А. Маслоу. Проведённый анализ показал, что цели, поставленные в 6,7% «деревьях возможностей» соответствуют потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым); 49,4% поставленных целей соответствуют потребности в уважении, почитании (компетентность, достижение успеха, одобрение, признание); и 43,9% целей соответствуют потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие своей собственной личности). Данное соотношение поставленных целей свидетельствует о высокой значимости для современных детей и подростков социального одобрения наряду с потребностью в личностной самореализации.

При использовании корреляционного анализа в частном уравнении парной регрессии была получена прямая линейная зависимость уровня вариативности «дерева возможностей» от уровня целей, ранжированных по пирамиде потребностей личности А. Маслоу с коэффициентом корреляции порядка 0,3 что, согласно шкале Чеддока, является признаком средне выраженной прямой корреляции.

Опыт реализации программы «Форсайт: взгляд в будущее» показал, что методика построения «дерева возможностей» эффективна для развития вариативного мышления как компонента креативных способностей, оптимальна для групп численностью 5—8 человек и легко воспроизводима в любом образовательном учреждении.

Авторы:

УДК 37.025.7+159.922.74:304.44
А. Л. Леутина
Московский государственный университет культуры и искусств

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх