На основании авторской модификации метода М. Эйнсворт, названного «Незнакомая ситуация», изучалось поведение ребенка младшего дошкольного возраста в новой ситуации, привязанность ребенка к матери, типы привязанности, их влияние на психическое развитие младших дошкольников.
Основная гипотеза: дети с надежным типом привязанности имеют более высокий уровень развития по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности. В исследовании приняли участие 64 диады «мать—ребенок».
Актуальность изучения выбранной нами темы связана с рядом причин:
- с необходимостью увеличения и накопления знаний о факторах, влияющих на формирование привязанности,
- с недостаточностью экспериментальных исследований феномена привязанности в наших социокультурных условиях,
- с потребностью в разработке и адаптации методов диагностики привязанности,
- с практической значимостью расширения и дополнения теоретических знаний о типах привязанности,
- их роли в развитии и становлении личности ребенка,
- его соматического и психического здоровья.
Понятие «привязанность» в психологию ввел Д. Боулби. В своих работах он исследовал феноменологию привязанности, ее развитие у различных видов живых систем, в том числе и у человека. Кроме этого, он объяснил механизм формирования эмоционально-положительного отношения ребенка к матери. «Нечто, что в нормальных условиях непрестанно происходит между матерями и их детьми», Д. Боулби назвал привязанностью.
«Привязанность — это подвид эмоциональной связи, в которой чувство безопасности человека связано с отношениями» [3, c. 482]. Согласно взглядам автора, качество привязанности оказывает одно из определяющих значений на развитие чувств безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития.
Следовательно, наше исследование многоцелевое: во-первых, это модификация коллективом исследователей метода, разработанного М. Эйнсворт и носящего название «Незнакомая ситуация», а во-вторых, изучение влияния типа привязанности на психическое развитие младших дошкольников, детей двух-трех лет. По мнению автора теории привязанности, именно в этом
возрасте поведение привязанности наиболее ярко, четко и полно себя проявляет и легче всего активизируется.
Эксперимент проводился с 11 июля по 16 августа 2007 г. и с 14 февраля по 30 июля 2008 г. на базе детских садов № 112 и № 9 г. Курска. В эксперименте принимали участие дети из полных семей в возрасте двух-трех лет.
В нашем исследовании можно выделить три этапа:
- на первом этапе предполагалось модифицировать метод М. Эйнсворт;
- на втором этапе мы производили диагностику типа привязанности в диаде «мать—ребенок».
- на третьем этапе нами изучалось влияние типа привязанности на психическое развитие детей.
Для решения поставленной задачи был использован комплекс методов. При определении типа привязанности мы применили метод, разработанный М. Эйнсворт и носящий название «Незнакомая ситуация». На основании теоретического анализа и классической методики М. Эйнсворт нами были разработаны единицы наблюдения с целью регистрации эмоциональных и поведенческих проявлений различных типов привязанности.
Нами были выделены следующие критерии и единицы наблюдения
- Реакция ребенка на незнакомую ситуацию (приближается к игрушкам, осматривается, приближается к матери либо отдаляется от нее); исследовательское поведение ребенка в комнате (инициированное матерью либо самостоятельное, приближение/отдаление от матери).
- Реакция ребенка на появление незнакомого человека (самостоятельно вступает в контакт с незнакомым человеком или контакт инициирован матерью, отвечает/не отвечает на попытки незнакомого человека вступить с ним в контакт, удаляется от незнакомки и приближается к матери).
- Реакция ребенка на уход матери и взаимодействие с незнакомым человеком (замечает ли уход матери и сохраняет ли контакт с незнакомым человеком или контакт поддерживается только незнакомым человеком либо прерывает контакт с незнакомым человеком, следует ли за матерью).
- Реакция ребенка на появление матери (замечает ли приход матери и продолжает ли играть уже с ней, замечает ли приход матери и вступает ли с ней в контакт, прерывает ли игру и возвращается ли к ней после инициирования матерью или же прерывает игру и больше к ней не возвращается).
- Реакция ребенка на то, что он остается один в комнате (продолжает ли игру или ищет мать, выходит ли за пределы комнаты в поиске матери либо активно требует присутствия матери, стремится к ней).
- Реакция ребенка на приход незнакомого человека (вступает ли с ним/нею в контакт самостоятельно или контакт инициирован незнакомым человеком, удаляется ли от незнакомого человека или отказывается от контакта с ним, требует ли присутствия матери).
- Реакция ребенка на появление матери (замечает ли ее приход и продолжает играть уже с матерью или замечает ее приход и вступает с ней в контакт, прерывает ли игру и возвращается к ней после инициирования матерью либо прерывает игру и больше к ней не возвращается).
Модифицированная авторским коллективом методика включает в себя восемь эпизодов естественной ситуации, значимых для ребенка, в которых варьируется уход/приход матери, наличие либо отсутствие незнакомого человека. Посредством включенного наблюдения фиксировались эмоциональные и поведенческие реакции ребенка. Каждый эпизод анализировался и оценивался группой экспертов при просмотре отснятых в ходе исследования видеоматериалов по разработанной авторским коллективом балльной шкале (от –2 до +2). Сумма баллов по всем эпизодам явилась основанием для определения типа привязанности.
Для определения уровня психического развития детей двух-трех лет применялась методика Е. А. Стребелевой.
Методика выявляет адекватность поведения, принятие задания, обучаемость и зону ближайшего развития, отношение ребенка к процессу и к результатам своей деятельности. Методика состоит из 10 заданий, которые предъявляются с учетом постепенного возрастания уровня трудности; за каждое из них ребенок получает определенный балл.
Для определения уровня психического развития были предложены следующие задания:
- на понимание ребенком словесной инструкции,
- на развитие ручной моторики,
- практического ориентирования на величину предметов,
- на наличие у ребенка соотносящих действий,
- на понимание указательного жеста,
- на умение подражать действиям взрослого.
Определялось также
- понимание жестовой инструкции,
- выявлялся уровень развития целостного восприятия,
- умение анализировать образ,
- умение действовать по подражанию,
- уровень развития наглядно-действенного мышления,
- определялись согласованность действий рук,
- ведущая рука,
- отношение к результату.
Количественный анализ данных подвергался статистической обработке (критерий Манна—Уитни и угловое преобразование Фишера).
В результате эксперимента четко обозначились два типа привязанности, условно обозначенные как «надежная» и «ненадежная». Среди ненадежного типа привязанности преобладали проявления симбиотического типа привязанности, а также был выявлен один случай тревожно-избегающего типа привязанности.
Представим результаты в виде гистограммы 1.
Критерий для присвоения испытуемым показателя «надежный тип привязанности» и «ненадежный тип привязанности» заключался в сумме баллов, набранных ребенком по каждому эпизоду. Количество баллов эксперты определяли после просмотра и анализа видеоматериалов, отснятых в ходе эксперимента. Так, баллы от 0 до +15 соответствуют надежному типу привязанности, от 0 до –15 — ненадежному типу привязанности, где баллы от 0 до –7 соответствуют симбиотическому типу привязанности, а от –8 до –15 — тревожно-избегающему типу привязанности.
Следующей задачей было определение уровня психического развития детей в группах с надежным и симбиотическим типом привязанности. Как показал эксперимент, уровень психического развития детей с надежным типом привязанности выше, чем в группе с симбиотическим типом привязанности.
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что дети с надежным типом привязанности демонстрируют высокий уровень развития целостного восприятия, зрительной ориентировки. Кроме того, определена ведущая рука, дети проявляют высокий уровень развития ручной моторики, имеется четкая согласованность обеих рук. Дошкольники с данным типом привязанности самостоятельно выполняли задание и использовали соотносящие действия — способность приведения двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение. Дети с надежным типом привязанности демонстрируют умение действовать по образцу, умение понимать и использовать жестовую инструкцию, указующий жест, они проявляли желание и стремление сотрудничать с взрослым и заинтересованность в конечном результате.
Дети с симбиотическим типом привязанности сразу выполняли задание, но у них возникали трудности при выполнении соотносящих действий, они допускали ошибки при выборе предмета по цвету. Выполняли задания только после подражания действиям взрослого, но весьма своеобразно: дошкольники запоминали порядок выполнения действия и повторяли его, не учитывая свойств предмета, что может говорить о недостаточном развитии ориентировочно-познавательной деятельности и процессов зрительного соотнесения. Ведущая рука определена, но согласованность действий рук не выражена.
Процесс адаптации у детей двух-трех лет мы изучали с помощью наблюдения за детьми, за особенностями поведения их в группе с описанием процесса вхождения в новую социальную среду воспитателями. Наиболее дезадаптивным оказался ребенок с тревожно-избегающим типом привязанности, который не смог адаптироваться к условиям детского сада. Дети с симбиотическим типом привязанности адаптировались достаточно сложно и болели чаще, чем дети с надежным типом привязанности. Учитывался тот факт, что качество привязанности ребенка к матери оказывает влияние на качество всей жизни ребенка, а также на способность справляться с травмирующими ситуациями, а в качестве одной из таких ситуаций и выступает болезнь ребенка.
Нами были получены данные при анализе медицинских карт детей с различными типами привязанности за один год пребывания детей в детском саду. Так, например, мы подсчитали общее количество случаев заболеваний (95% которых пришлось на простудные типа ОРВИ, ОРЗ), затем выяснили число заболеваний, зафиксированных у детей с различными типами привязанности. Далее сопоставили число заболеваний с количеством детей, имеющих различные типы привязанности, и высчитали коэффициент заболеваемости детей. Так, у детей из группы «надежной» привязанности этот коэффициент составляет 0,8, «симбиотической» — 1,3, а «тревожно-избегающей» — 4,4. При сопоставлении полученных коэффициентов имеем: уровень заболеваемости у детей с симбиотическим типом привязанности в 1,6 раза выше, чем у детей с надежным типом привязанности, а уровень заболеваемости у детей с тревожно-избегающим типом привязанности в 5,5 раза выше, чем у детей с надежным типом привязанности. Бесспорно, полученные данные требуют дальнейшего уточнения и проработки, но они, несомненно, вызывают интерес. Поскольку частота заболеваемости детей при адаптации к детскому саду свидетельствует об успешности вхождения ребенка в новую социальную среду, наши данные говорят о том, что дети с надежным типом привязанности более благополучно проходят адаптацию к новым незнакомым средам. Эти данные согласуются с предположением Д. Боулби о том, что привязанность особенно актуализируется в ситуации «сепарации». Однако эти предположения нуждаются в дополнительных исследованиях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Модифицированный авторским коллективом метод М. Эйнсворт позволяет получить данные о группах детей со значимыми отличиями в проявлении типов привязанности. Полученные результаты совпадают с общими результатами по российской выборке только в соотношении надежного и ненадежного типов привязанности, а распределение по типам привязанности отличается от известных статистических данных. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей стандартизации методов диагностики привязанности и определения распространенности в российской популяции различных типов привязанности.
2. Существует взаимосвязь между уровнем психического развития и типом привязанности. В группе детей с надежным типом привязанности дошкольники демонстрируют более высокий уровень психического развития (проявляют высокую познавательную и исследовательскую активность), они более расположены к совместной деятельности и сотрудничеству с взрослыми.
3. Нами установлено, что дети двух-трех лет с ненадежным типом привязанности более подвержены различным заболеваниям в ситуации адаптации к детскому саду. Повидимому, это свидетельствует о соматизации стрессовой ситуации в процессе адаптации таких детей к новой социальной среде.
Автор:
М. А. Василенко
Источник:
Журнал "Психология"