fb Дисграфия - профилактика и коррекция

Дисграфия - профилактика и коррекция

Поступление ребёнка в школу является важным этапом в жизни. С каждым годом возрастают требования к уровню подготовленности будущих первоклассников. Ребёнок должен быть подготовлен к освоению особой формы общения, обладающей специфической структурой и осуществляемой по особым нормам и правилам, имеющей своё строение и характеристики, - письму.

У дошкольников с ОНР часто возникают трудности в овладении письменной формой речи, т.к. у таких детей имеет место совокупность нарушений (недостаточная сформированность речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма).

Автором был проведен эксперимент в СКОШИ, который был направлен на изучение особенностей письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и определение направлений и содержания коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей данной категории. Для достижения поставленной цели были отобраны 10 детей 8 - 9 лет, учащиеся вторых классов.

Детям были предложены следующие задания: письмо по слуху, списывание, самостоятельное письмо. Анализ письменных работ детей показал следующее: больше всего ошибок было выявлено при письме по слуху - 70%. Среди общего количества нарушений самыми распространёнными были ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического слуха - 27%. Это были смешения и замены букв, обозначающие звонкие/глухие звуки (10%), твердые/мягкие звуки (6%), свистящие/шипящие звуки (4%), сонорные звуки (3%), гласные звуки (4%). Так же было отмечено 25% ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия: пропуск гласных (6%), пропуск согласных (10%), перестановка букв, слогов в слове (2%), дописывание букв (7%). В 20% случаев отмечались оптико-пространственные ошибки: забывание буквы (2%), недописывание или лишние элементы буквы (14%), зеркальность (1%), смешение сходных по начертанию букв (3%).

Такое количество ошибок обусловлено тем, что при письме по слуху исключено использование опорных анализаторных систем: отсутствует зрительный контроль, затруднено уточнение звукового состава слов из-за нарушения проговаривания и недоразвития фонематических процессов, при данном виде письма у ученика нет возможности подобрать более лёгкое по звуковому составу слово.

23% ошибок было выявлено в пробах при самостоятельном письме детей. При данном виде письма многочисленными были те же ошибки, что и при письме по слуху, но проявлялись они реже (меньше ошибок на 6%). Это говорит о том, что при самостоятельном письме так же отсутствует возможность использования дополнительных опор, но при этом, ученик может подобрать наиболее легкие по написанию слова и словосочетания, которые доступны ему для проговаривания.

Самый низкий процент ошибок письма был получен при списывании с печатного образца рукописными буквами - 7%. При списывании было отмечено малое число оптико-пространственных ошибок (12%), хотя при письме по слуху и самостоятельном письме такие ошибки встречались часто (20% и 24% соответственно). Это обусловлено тем, что при списывании опорой является зрительный анализатор, с его помощью уточняется образ буквы, количество элементов и их взаимное расположение. При самостоятельном же письме анализ букв по памяти затруднен. Это говорит о том, что процесс анализа зрительного образа буквы не завершен и требует дополнительных коррекционных мероприятий.

Опираясь на данные констатирующего эксперимента, были отобраны основные направления коррекционной работы:

  • совершенствование звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия,
  • оптико-пространственных представлений и моторной сферы детей.

Для коррекции ошибок письма нами были выбраны три направления:

  • дифференциация букв, обозначающих звонкие/глухие звуки,
  • устранение пропуска гласных,
  • уточнение количества элементов букв.

Работа по коррекции ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического слуха, была направлена на выработку орально-акустического образа звука и укрепление связи между звуком и буквой. При исправлении ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия, проводилась работа по уточнению представлений о гласном звуке и о его слогообразующей роли. При коррекции оптико-пространственных ошибок письма проводился анализ буквы с выделением количества элементов, их взаимного расположения. Обучение было направлено на выработку самоконтроля при прописывании буквы.

Для большей эффективности занятий использовались методы повышения мотивации детей:

  • занимательные приёмы;
  • роль «маленького учителя»;
  • особая система проверки тетрадей (использование корректирующей жидкости, отказ от исправления ошибок красной пастой);
  • доступная наглядность;
  • самоотчет - выделение ребенком положительных моментов на занятии, того, что получилось лучше всего;
  • самостоятельный выбор заданий из предложенных.

Контрольный эксперимент показал, что количество ошибок письма у детей экспериментальной группы значительно уменьшилось. Число нарушений в письменных пробах по слуху сократилось на 38%. При списывании испытуемые допустили на 72% ошибок меньше, чем при констатирующем эксперименте. При самостоятельном письме дети допустили меньше ошибок на 9%.

Лучше поддавались коррекции ошибки, обусловленные недоразвитием оптико-пространственных представлений. Результат улучшился на 54%. Это объясняется тем, что при регулярной работе по уточнению количества элементов букв и их взаимного расположения у детей быстрее формируется представление о поэлементном составе буквы. Детям становится доступным анализ и синтез буквы не только при списывании (результат стал лучше на 93%), но и при самостоятельном письме и письме по слуху (меньше ошибок на 33% и 45% соответственно)1'

Несколько хуже корригировались ошибки письма, обусловленные недоразвитием фонематического слуха и фонематического восприятия (результат улучшился на 12% и 19% соответственно). Испытуемые стали реже допускать такие ошибки при списывании: не стало ошибок, обусловленных нарушением фонематического слуха, ошибок, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия стало меньше на 50%. Все же нарушение осталось достаточно стойким при письме по слуху (испытуемые допустили меньше ошибок на 15% и 23% соответственно) и самостоятельном письме (результат улучшился на 2% и 10% соответственно). Исправление таких ошибок требует больше времени.

Автор: Воропаева Ирина Николаевна - магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, г Мытищи.

Все статьи
Товары по теме статьи
989 руб

Настольная игра - Коварный Лис

Арт.: NI4650000320897
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
359 руб

Игра - Читай играя

Арт.: tomik187
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
317 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Что подарить ребенку на Новый Год

Но как узнать, что хочет получить Ваш ребенок, о чем он мечтает? Вы знаете, сделать это достаточно легко! И для этого есть несколько способов.

Подарки в детский сад

Это качественные, многофункциональные, развивающие игрушки, которые пользуется неизменным спросом у наших покупателей. 

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх