fb Экологическая терапия

Экологическая терапия

Заикание является широко распространенным речевым нарушением, которым во всем мире страдают 1% взрослых и 2–3% детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2%. По данным исследования С. В. Меньшиковой, это нарушение не зависит от возраста, но чаще всего возникает у детей от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи, причем мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. В настоящее время заикание чаще всего определяется как нарушение плавности и ритма речи: органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность дыхания и голоса.

Наиболее распространенными причинам заикания являются наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Бывет, что толчком для судорожных запинок в речи, становятся психотравма, инфекционное заболевание, непомерные интеллектуальные нагрузки. Заикание может возникнуть и без видимых причин.

Многообразие проявлений заикания показывает, что это крайне неоднородное речевое нарушение. Заикание часто сопутствует выраженным расстройствам нервной системы, отставанию развития общей и речевой моторики, различным психологическим отклонениям. У заикающихся людей часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или, наоборот, двигательное беспокойство. Нередко у детей с таким дефектом формируются робость, застенчивость либо появляются тревожность, агрессия и другие признаки невротических расстройств. Многие специалисты склонны относить заикание к сложным заболеваниям, требующим комплексного подхода к лечению, поскольку нарушение плавности речи может быть обусловлено целым рядом факторов как биологического, так и социально-психологического характера.

В терапии заикания могут сочетаться коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа по нормализации речи; методы развития крупной и мелкой моторики, профилактика и стимулирование психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом . Для детей, страдающих заиканием, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения с целью коррекции речевого дефекта.

17 октября 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому содержание программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должно обеспечивать:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Коррекционная работа в рамках ФГОС ДО включает:

  1. «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и с речевыми нарушениями), оказание им квалифицированной помощи в освоении программы»;
  2. «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации».

Учебное расписание обычного ДОУ не предусматривает дополнительно отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения осуществляются:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматически правильного строя речи;
  • формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.

Однако и коррекционные дошкольные учреждения при выборе программы по воспитанию и образованию детей как с речевыми нарушениями вообще, так и с логоневрозом в частности сталкиваются с целым рядом проблем. Речевые расстройства, отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка, а также уровень соматического здоровья, с одной стороны, требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. С другой стороны, предъявляются высокие требования ФГОС, не рассчитанные на дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. А санитарно-эпидемиологические нормативы (строго отведенное время на прогулки и сон и т. п.) не оставляют времени для осуществления полноценной коррекционной работы. Кроме прочего, при разработке дошкольных образовательных программ практически не учитываются особенности климатических условий и их влияние на здоровье детей, что особенно важно, например, для заполярных регионов, в которых продолжительны снежный период, полярная ночь и нестабильна гео-гелиофизическая обстановка. В период выхода из полярной ночи у детей чаще регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов.

В последнее время важным элементом познавательного развития ребенка признается экологическое образование, при реализации которого необходимо учитывать «экопсихологию детства», которую С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и В. И. Панов в самом общем виде трактуют как заботу о сохранении в детях творческой природы, природной способности к развитию.

Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина (ПАБСИ) с 2008 г. активно внедряет в процесс своей работы принципы «Международной стратегии ботанических садов», включающие не только разработку научных основ использования растительных ресурсов, но и информационно-просветительскую и образовательную деятельность. Экологическое образование и просвещение в ПАБСИ реализуется посредством образовательно-коррекционных программ эколого-биологической направленности.

В 2014 г. сотрудниками лаборатории экотерапии ПАБСИ с учетом ФГОС ДО была разработана и успешно апробирована в условиях Кольского севера программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экологическая терапия для детей в возрасте 5–7 лет с логоневрозом» (далее – Программа). Она может быть использована как дополнение к логопедической практике специалистов коррекционных дошкольных учреждений или же взята за основу разработки собственной образовательной программы с учетом ФГОС ДО. Совершенствование Программы осуществляется и в настоящее время.

Цель Программы – повышение качества работы логопеда и психолога, направленной на снижение у ребенка логоневротических проявлений и улучшение его психоэмоционального состояния в целом.

Система занятий и примеры логопедических упражнений, предусмотренных Программой, не претендуют на универсальность, а лишь раскрывают один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания – нивелирование невротического настроя ребенка и активное развитие его сенсомоторных навыков на базе экологической терапии, сочетающей в себе гардено- и анималотерапию.

Программа включает в себя следующие компоненты: 

  • образовательный (знакомство с миром растений и животных);
  • реабилитационный (элементы арт-, трудо-, анимало- и садовой терапии);
  • коммуникативный (стимуляция речевой активности и социальной адаптации);
  • коррекционный (развитие мелкой и крупной моторики, упражнения на релаксацию, дыхательные гимнастики, мимические игры и др.).

За основу Программы взяты анимало- и гарденотерапевтические методики, адаптированные за счет авторских дополнений к условиям заполярных регионов. Уникальность Программы заключается в гармоничном сочетании трудовой деятельности детей и их творческой активности в зимне-весенний период. Программа состоит из гардено- и анималотерапевтических блоков и рассчитана на 11 занятий с периодичностью один раз в неделю. В среднем комплекс занятий, позволяющих дошкольникам постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя от простых форм деятельности к более сложным, рассчитан на три месяца. Блок «Гарденотерапия» включает занятия по созданию внутри помещения композиций из однолетних растений и освоению базовых агротехнических приемов. Основной акцент при этом делается на развитии сенсомоторных навыков. При разработке анималотерапевтического блока учитывались как обязательный тактильный контакт с животным, так и работа с образами животных (игрушки, поделки). В блоке также предусмотрены игровые элементы с перевоплощениями.

Исследования В. А. Зебзеевой и др. показывают, что психика ребенка развивается через усвоение общественного опыта в процессе его активной деятельности. Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, в недрах которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. Программа экологической терапии посредством игры сразу включает ребенка в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы. С точки зрения медицинской целесообразности, в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий. В табл. 1 и 2 представлено учебно-тематическое планирование занятий для каждого блока Программы.

 

Планирование занятий в блоке «Гарденотерапия». Таблица 1.

Тема Материалы План работы
Занятие № 1 (вводное).
Посвящение в научное сообщество. Знакомство с миром растений.
Папка с канцелярскими товарами.

1) рассказ о пошаговом планировании занятий с визуализацией конечной цели;
2) введение в научное сообщество;
3) знакомство с флорой – краткий рассказ о разнообразии растений (показ фотографий, презентации);
4) физминутка;
5) экскурсия в теплицу

Занятие № 2.
Знакомство с однолетними цветочными растениями.
 
Фотографии цветов, альбомы, ножницы, клей. 1) знакомство с однолетними цветочными растениями (показ фотографий, презентации);
2) игра на внимательность (повторение изученных однолетних растений);
3) пальчиковая игра;
4) оформление рабочего альбома;
5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 3.
Знакомство с семенами однолетних цветочных растений.
Листы белой бумаги формата А4, семена, контейнеры, почва, лейки. 1) знакомство с семенами однолетних цветочных растений (изученных на занятии № 2), определение семян по цвету, форме и размеру;
2) загадки про цветы;
3) пальчиковая игра;
4) посев смеси семян цветочных растений;
5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 4.
Знакомство со злаками.
Листы белой бумаги А4, семена злаков, контейнеры, почва, лейки, трафареты из картона в виде фигурок животных. 1) газон – общее понятие, функции (показ презентации);
2) знакомство с семенами злаков, используемых для создания газонов;
3) физминутка;
4) посев семян райграса пастбищного, создание газона вокруг трафарета;
5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 5.
Знакомство со всходами однолетних цветов.
Контейнеры со всходами однолетних цветов, пикировочные колышки, пластиковые контейнеры. 1) знакомство с основными частями сеянцев;
2) пальчиковая игра;
3) пикировка сеянцев однолетних цветов;
4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 6.
Знакомство со всходами райграса пастбищного.
Контейнеры со всходами райграса пастбищного; гравий цветной. 1) знакомство со всходами райграса пастбищного на примере композиции, созданной на 4-м занятии;
2) пальчиковая игра;
3) уход за травостоем из газонных трав (стрижка, рыхление, заполнение фигуры животного инертным материалом, полив);
4) физминутка;
5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 7.
Знакомство с сельскохозяйственными культурами
Свежие овощи (томаты, огурцы, свекла, морковь, картофель), семена (томаты, огурцы, морковь, фасоль, горох). 1) знакомство с с/х культурами (показ презентации, свежих овощей) проводится с использованием загадок, озвучивается информация о полезных свойствах овощей;
2) физминутка;
3) знакомство с семенами с/х культур;
4) игра «Сортируем овощи» с закрытыми глазами;
5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик).
Занятие № 8.
Знакомство со срезочными цветочными культурами.
Срезочные цветы (гвоздика, хризантема), листья комнатных растений, контейнеры 15×15 см, флористическая губка, лейки. 1) знакомство с многообразием срезочных цветочных растений и искусством составления цветочных композиций (показ презентации, фотографий);
2) физминутка;
3) составление композиции из срезочных культур;
4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик).
Занятие № 9.
Знакомство с древесными растениями: деревьями; кустарниками.
Листья деревьев и кустарников, клей, альбом. 1) знакомство с древесными растениями – информация о внешних отличиях, осенней окраске листьев (показ презентации, фотографий);
2) физминутка;
3) изготовление коллажа из осенних листьев;
4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик).
Занятие № 10.
Оформление дачного участка в миниатюре.
Почва, песок, гравий цветной, семена трав, рассада, контейнеры (размер 25×40 см), домики (игрушечные или сделанные самостоятельно), мостики. 1) рассказ об элементах обустройства дачного участка (показ презентации);
2) дыхательное упражнение;
3) создание дачной композиции в миниатюре (с помощью цветного гравия выкладываются водоемы, дорожки, площадки, устанавливается домик, сделанный из спичек; делаются ограждения для клумб, куда потом пикируется рассада однолетних цветов; оставшаяся часть засевается газонной травой);
4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик)
Занятие № 11.
Итоговое заключительное занятие (проводится совместно с блоком анималотерапии).
Сертификаты, памятные подарки. 1) посещение оранжереи тропических и субтропических растений или «зимнего сада»;
2) вручение сертификатов и памятных подарков.

 

Планирование занятий в блоке «анималотерапия». Таблица 2.

Тема Материалы План работы
Занятие №1 (вводное).
Посвящение в научное сообщество. Знакомство с животными «живого уголка»
Презентация, релаксирующая музыка, игрушки, атрибуты посвящения. 1) знакомство с общим планом занятий;
2) посвящение в научное сообщество;
3) правила поведения при общении с животными, экскурсия в «живой уголок»;
4) игра «Раскрась понравившееся животное»;
5) физминутка
Занятие №2.
Знакомство с обитателями аквариумов на примере аквариумных рыбок
Презентация, релаксирующая музыка, листы цветной бумаги, ножницы, пластиковый контейнер, декоративные камешки и ракушки, искусственные водоросли. 1) рассказ об обитании аквариумных видов рыб в дикой природе, повадках, разновидностях, содержании в домашних условиях с показом слайдов;
2) пальчиковая игра;
3) наблюдение за аквариумными рыбками в «живом уголке»;
4) изготовление поделки: объемный макет аквариума;
5) дыхательное упражнение;
6) физминутка
Занятие №3.
Знакомство с обитателями террариумов на примере ахатин.
Презентация, релаксирующая музыка, листы картона, цветная бумага, ножницы, клей. 1) рассказ о видах животных, содержащихся в террариумах (перечисление); подробнее – об улитках-ахатинах, о среде их обитания в дикой природе, питании, способе размножения, зимовке, содержании в домашних условиях;
2) физминутка;
3) наблюдение за улиткой;
4) изготовление поделки: объемная аппликация террариума;
5) игра на развитие мелкой моторики.
Занятие №4.
Знакомство с грызунами.
Презентация, заготовка из пластилина, зерна фасоли, чечевицы, гороха. 1) знакомство с грызунами проводится с использованием загадок про морскую свинку и шиншиллу, рассказ о среде их обитания в дикой природе, окрасах, породах, питании, правилах содержания в домашних условиях;
2) мимическая игра;
3) наблюдение за грызунами в «живом уголке»;
4) коллаж «Морская свинка»;
5) физминутка.
Занятие №5.
Знакомство с декоративными кроликами.
Презентация, заготовки «домика» из картона, клей, небольшие тряпочные квадраты, шнурок. 1) рассказ о зайцеобразных, о среде их обитания в дикой природе, породах, питании, поведении, правилах содержания в домашних условиях;
2) пальчиковая игра;
3) наблюдение за декоративными кроликами в «Живом уголке», кормление животных;
4) разминка;
5) поделка «Кролик»;
6) физминутка.
Занятие №6.
Знакомство с домашними питомцами, на примере кошки и собаки.
Презентация, заготовки с изображением кошек и собак, разрезанные на кусочки, клей, цветные карандаши, картон. 1) знакомство с домашними питомцами с использованием загадок про кошку и собаку, рассказ о кошках и собаках: история одомашнивания, разнообразие пород, правила ухода и содержания в домашних условиях;
2) релаксационная разминка;
3) сбор из пазлов кошки или собаки и раскраска цветными карандашами;
4) рассказ детей о своем питомце (как зовут, какого цвета и т. д.);
5) физминутка.
Занятие № 7 Знакомство с дикими и домашними птицами. Презентация, фотографии диких птиц нашего края, аудиозаписи голосов птиц, заготовки попугая из картона, маленькие разноцветные лоскутки, клей. 1) рассказ о домашних, певчих и декоративных птицах (перечисление), их повадках, питании, содержании в домашних условиях;
2) наблюдение за птицами в «живом уголке»;
3) дыхательные упражнения;
4) дикие птицы нашего края: игра «Угадай, что за птица?» (угадывание птиц по фотографиям и по голосам);
5) поделка «Попугай»;
6) физминутка.
Занятие №8.
Знакомство с дикими животными нашего края
Презентация, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки морды оленя из картона, фотографии животных, аудиозапись голосов диких животных. 1) знакомство с разнообразием животного мира нашего края; содержание ежей в домашних условиях;
2) игра «Угадай-ка, это кто?» (загадки про животных с показом фотографий);
3) наблюдение за ежиком в «живом уголке»;
4) релаксационная разминка;
5) поделка из цветной бумаги «Северный олень»;
6) угадывание голосов диких животных по аудиозаписи;
7) физминутка.
Занятие №9. Мир лошадей. Часть 1. Презентация, заготовки «конюшни» из картона, клей, пластилин, заготовки из ниток «хвоста» и «гривы». 1) рассказ о среде обитания, процесс одомашнивания, внешний вид, классификация по породам, питание, образ жизни и повадки, условия содержания в неволе, роль животного в жизни человека, техника безопасности при общении с животным;
2) наблюдение за животными в «живом уголке», знакомство, кормление;
3) поделка из пластилина «Конюшня»;
4) физминутка.
Занятие №10. Мир лошадей. Часть 2. Амуниция для лошади. 1) повторение техники безопасности при общении с лошадьми;
2) знакомство с амуницией, седлание лошади;
3) катание на лошади.

 

Физминутки, пальчиковые игры, дыхательные и релаксационные упражнения подбираются индивидуально, согласно тематике занятия на усмотрение педагога. Примеры занятий и их элементов подробно описаны в методических указаниях.

Авторская Программа была апробирована нами в 2014–2015 гг. в зимне-весеннее время (период выхода из полярной ночи) с воспитанниками детского сада комбинированного вида № 10 г. Апатиты Мурманской области. В 2014 г. в эксперименте принимало участие 9 человек, из них 7 мальчиков и 2 девочки. Все дети специализированной логопедической группы имели диагноз «логоневроз».

В 2015 г. в эксперименте принимало участие 12 человек, из них 10 мальчиков и 2 девочки с аналогичным диагнозом. Родители или опекуны (в случае отсутствия родителей) были предварительно ознакомлены с Программой, целями и задачами экспериментальной апробации. В занятиях участвовали только те дети, родители (опекуны) которых дали на это свое письменное согласие.

Изменения в речевой структуре оценивались посредством логопедического мониторинга. Его результаты показали, что более 50% дошкольников, прошедшие курс экологической терапии, вышли на языковую норму (6 из 9 человек в 2014 г., 9 из 12 человек в 2015 г.). Эти показатели выше зафиксированных в логопедических отчетах коррекционного ДОУ в 2010–2013 гг.: в данный период развитие речи лишь 30–40% выпускников соответствовало языковой норме.

Психоэмоциональная оценка положительных изменений речи воспитанников осуществлялась по отчетам воспитателей и психолога. По итогам заключительной сессии коллектива ДОУ, в котором проходила апробация программы экологической терапии, можно сделать следующие выводы:

  • у детей, участвовавших в эксперименте, наблюдалось повышение положительного эмоционального фона, нивелировалось напряженное состояние при выходе из полярной ночи;
  • заметно обогатился словарный запас дошкольников, усложнилась структура их речи, что значительно повлияло на развитие коммуникативных навыков;
  • у детей повысилась наблюдательность и появилась уверенность в своих силах;
  • получили развитие творческая активность, воображение, фантазия;
  • повысился уровень мотивации к получению знаний;
  • дошкольники приобрели навыки ухода за растениями и животными;
  • тренировки функций мелкой моторики способствовала снижению невротического настроя воспитанников;
  • занятия по Программе способствовали формированию у детей бережного, заботливого отношения к природе и навыков поведения, соответствующих этическим нормам.

Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемая методика будет полезна педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Источник: 
Образование и наука. 2016. № 8 (137).
УДК 376.37

Автор:

  • Калашникова Ирина Владимировна
    младший научный сотрудник лаборатории экотерапии и образовательных программ
    Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ)
  • Салтан Наталья Владимировна
    кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории декоративного цветоводства и озеленения
    Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ)
  • Гонтарь Оксана Борисовна
    кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией экотерапии и образовательных программ
    Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ)
  • Жиров Владимир Константинович
    член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор, директор
    Полярноальпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ)

Все статьи
Товары по теме статьи
Хит
357 руб

Лабиринт - Курочка Ряба

Арт.: 114106
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
317 руб 452 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
392 руб

Вкладыши - Кто что ест?

Арт.: 8189
489 руб

Кукольный театр - Колобок

Арт.: MS2499422
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
486 руб

Кукольный театр - Теремок

Арт.: MS2499418
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
433 руб

Кукольный театр - Репка

Арт.: kiН19
350 руб 390 руб

Конструктор - Волк и 7 козлят

Арт.: WT45345
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх