Заикание является широко распространенным речевым нарушением, которым во всем мире страдают 1% взрослых и 2–3% детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2%. По данным исследования С. В. Меньшиковой, это нарушение не зависит от возраста, но чаще всего возникает у детей от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи, причем мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. В настоящее время заикание чаще всего определяется как нарушение плавности и ритма речи: органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность дыхания и голоса.
Наиболее распространенными причинам заикания являются наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Бывет, что толчком для судорожных запинок в речи, становятся психотравма, инфекционное заболевание, непомерные интеллектуальные нагрузки. Заикание может возникнуть и без видимых причин.
Многообразие проявлений заикания показывает, что это крайне неоднородное речевое нарушение. Заикание часто сопутствует выраженным расстройствам нервной системы, отставанию развития общей и речевой моторики, различным психологическим отклонениям. У заикающихся людей часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или, наоборот, двигательное беспокойство. Нередко у детей с таким дефектом формируются робость, застенчивость либо появляются тревожность, агрессия и другие признаки невротических расстройств. Многие специалисты склонны относить заикание к сложным заболеваниям, требующим комплексного подхода к лечению, поскольку нарушение плавности речи может быть обусловлено целым рядом факторов как биологического, так и социально-психологического характера.
В терапии заикания могут сочетаться коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа по нормализации речи; методы развития крупной и мелкой моторики, профилактика и стимулирование психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом . Для детей, страдающих заиканием, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения с целью коррекции речевого дефекта.
17 октября 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому содержание программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должно обеспечивать:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Коррекционная работа в рамках ФГОС ДО включает:
- «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и с речевыми нарушениями), оказание им квалифицированной помощи в освоении программы»;
- «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации».
Учебное расписание обычного ДОУ не предусматривает дополнительно отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения осуществляются:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматически правильного строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.
Однако и коррекционные дошкольные учреждения при выборе программы по воспитанию и образованию детей как с речевыми нарушениями вообще, так и с логоневрозом в частности сталкиваются с целым рядом проблем. Речевые расстройства, отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка, а также уровень соматического здоровья, с одной стороны, требуют индивидуального подхода к обучению и уменьшения информационной нагрузки в ходе образовательной программы. С другой стороны, предъявляются высокие требования ФГОС, не рассчитанные на дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. А санитарно-эпидемиологические нормативы (строго отведенное время на прогулки и сон и т. п.) не оставляют времени для осуществления полноценной коррекционной работы. Кроме прочего, при разработке дошкольных образовательных программ практически не учитываются особенности климатических условий и их влияние на здоровье детей, что особенно важно, например, для заполярных регионов, в которых продолжительны снежный период, полярная ночь и нестабильна гео-гелиофизическая обстановка. В период выхода из полярной ночи у детей чаще регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов.
В последнее время важным элементом познавательного развития ребенка признается экологическое образование, при реализации которого необходимо учитывать «экопсихологию детства», которую С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и В. И. Панов в самом общем виде трактуют как заботу о сохранении в детях творческой природы, природной способности к развитию.
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина (ПАБСИ) с 2008 г. активно внедряет в процесс своей работы принципы «Международной стратегии ботанических садов», включающие не только разработку научных основ использования растительных ресурсов, но и информационно-просветительскую и образовательную деятельность. Экологическое образование и просвещение в ПАБСИ реализуется посредством образовательно-коррекционных программ эколого-биологической направленности.
В 2014 г. сотрудниками лаборатории экотерапии ПАБСИ с учетом ФГОС ДО была разработана и успешно апробирована в условиях Кольского севера программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экологическая терапия для детей в возрасте 5–7 лет с логоневрозом» (далее – Программа). Она может быть использована как дополнение к логопедической практике специалистов коррекционных дошкольных учреждений или же взята за основу разработки собственной образовательной программы с учетом ФГОС ДО. Совершенствование Программы осуществляется и в настоящее время.
Цель Программы – повышение качества работы логопеда и психолога, направленной на снижение у ребенка логоневротических проявлений и улучшение его психоэмоционального состояния в целом.
Система занятий и примеры логопедических упражнений, предусмотренных Программой, не претендуют на универсальность, а лишь раскрывают один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания – нивелирование невротического настроя ребенка и активное развитие его сенсомоторных навыков на базе экологической терапии, сочетающей в себе гардено- и анималотерапию.
Программа включает в себя следующие компоненты:
- образовательный (знакомство с миром растений и животных);
- реабилитационный (элементы арт-, трудо-, анимало- и садовой терапии);
- коммуникативный (стимуляция речевой активности и социальной адаптации);
- коррекционный (развитие мелкой и крупной моторики, упражнения на релаксацию, дыхательные гимнастики, мимические игры и др.).
За основу Программы взяты анимало- и гарденотерапевтические методики, адаптированные за счет авторских дополнений к условиям заполярных регионов. Уникальность Программы заключается в гармоничном сочетании трудовой деятельности детей и их творческой активности в зимне-весенний период. Программа состоит из гардено- и анималотерапевтических блоков и рассчитана на 11 занятий с периодичностью один раз в неделю. В среднем комплекс занятий, позволяющих дошкольникам постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя от простых форм деятельности к более сложным, рассчитан на три месяца. Блок «Гарденотерапия» включает занятия по созданию внутри помещения композиций из однолетних растений и освоению базовых агротехнических приемов. Основной акцент при этом делается на развитии сенсомоторных навыков. При разработке анималотерапевтического блока учитывались как обязательный тактильный контакт с животным, так и работа с образами животных (игрушки, поделки). В блоке также предусмотрены игровые элементы с перевоплощениями.
Исследования В. А. Зебзеевой и др. показывают, что психика ребенка развивается через усвоение общественного опыта в процессе его активной деятельности. Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, в недрах которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. Программа экологической терапии посредством игры сразу включает ребенка в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы. С точки зрения медицинской целесообразности, в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий. В табл. 1 и 2 представлено учебно-тематическое планирование занятий для каждого блока Программы.
Планирование занятий в блоке «Гарденотерапия». Таблица 1.
Тема | Материалы | План работы |
Занятие № 1 (вводное). Посвящение в научное сообщество. Знакомство с миром растений. |
Папка с канцелярскими товарами. |
1) рассказ о пошаговом планировании занятий с визуализацией конечной цели; |
Занятие № 2. Знакомство с однолетними цветочными растениями. |
Фотографии цветов, альбомы, ножницы, клей. | 1) знакомство с однолетними цветочными растениями (показ фотографий, презентации); 2) игра на внимательность (повторение изученных однолетних растений); 3) пальчиковая игра; 4) оформление рабочего альбома; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 3. Знакомство с семенами однолетних цветочных растений. |
Листы белой бумаги формата А4, семена, контейнеры, почва, лейки. | 1) знакомство с семенами однолетних цветочных растений (изученных на занятии № 2), определение семян по цвету, форме и размеру; 2) загадки про цветы; 3) пальчиковая игра; 4) посев смеси семян цветочных растений; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 4. Знакомство со злаками. |
Листы белой бумаги А4, семена злаков, контейнеры, почва, лейки, трафареты из картона в виде фигурок животных. | 1) газон – общее понятие, функции (показ презентации); 2) знакомство с семенами злаков, используемых для создания газонов; 3) физминутка; 4) посев семян райграса пастбищного, создание газона вокруг трафарета; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 5. Знакомство со всходами однолетних цветов. |
Контейнеры со всходами однолетних цветов, пикировочные колышки, пластиковые контейнеры. | 1) знакомство с основными частями сеянцев; 2) пальчиковая игра; 3) пикировка сеянцев однолетних цветов; 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 6. Знакомство со всходами райграса пастбищного. |
Контейнеры со всходами райграса пастбищного; гравий цветной. | 1) знакомство со всходами райграса пастбищного на примере композиции, созданной на 4-м занятии; 2) пальчиковая игра; 3) уход за травостоем из газонных трав (стрижка, рыхление, заполнение фигуры животного инертным материалом, полив); 4) физминутка; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 7. Знакомство с сельскохозяйственными культурами |
Свежие овощи (томаты, огурцы, свекла, морковь, картофель), семена (томаты, огурцы, морковь, фасоль, горох). | 1) знакомство с с/х культурами (показ презентации, свежих овощей) проводится с использованием загадок, озвучивается информация о полезных свойствах овощей; 2) физминутка; 3) знакомство с семенами с/х культур; 4) игра «Сортируем овощи» с закрытыми глазами; 5) просмотр релаксационной композиции (видеоролик). |
Занятие № 8. Знакомство со срезочными цветочными культурами. |
Срезочные цветы (гвоздика, хризантема), листья комнатных растений, контейнеры 15×15 см, флористическая губка, лейки. | 1) знакомство с многообразием срезочных цветочных растений и искусством составления цветочных композиций (показ презентации, фотографий); 2) физминутка; 3) составление композиции из срезочных культур; 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик). |
Занятие № 9. Знакомство с древесными растениями: деревьями; кустарниками. |
Листья деревьев и кустарников, клей, альбом. | 1) знакомство с древесными растениями – информация о внешних отличиях, осенней окраске листьев (показ презентации, фотографий); 2) физминутка; 3) изготовление коллажа из осенних листьев; 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик). |
Занятие № 10. Оформление дачного участка в миниатюре. |
Почва, песок, гравий цветной, семена трав, рассада, контейнеры (размер 25×40 см), домики (игрушечные или сделанные самостоятельно), мостики. | 1) рассказ об элементах обустройства дачного участка (показ презентации); 2) дыхательное упражнение; 3) создание дачной композиции в миниатюре (с помощью цветного гравия выкладываются водоемы, дорожки, площадки, устанавливается домик, сделанный из спичек; делаются ограждения для клумб, куда потом пикируется рассада однолетних цветов; оставшаяся часть засевается газонной травой); 4) просмотр релаксационной композиции (видеоролик) |
Занятие № 11. Итоговое заключительное занятие (проводится совместно с блоком анималотерапии). |
Сертификаты, памятные подарки. | 1) посещение оранжереи тропических и субтропических растений или «зимнего сада»; 2) вручение сертификатов и памятных подарков. |
Планирование занятий в блоке «анималотерапия». Таблица 2.
Тема | Материалы | План работы |
Занятие №1 (вводное). Посвящение в научное сообщество. Знакомство с животными «живого уголка» |
Презентация, релаксирующая музыка, игрушки, атрибуты посвящения. | 1) знакомство с общим планом занятий; 2) посвящение в научное сообщество; 3) правила поведения при общении с животными, экскурсия в «живой уголок»; 4) игра «Раскрась понравившееся животное»; 5) физминутка |
Занятие №2. Знакомство с обитателями аквариумов на примере аквариумных рыбок |
Презентация, релаксирующая музыка, листы цветной бумаги, ножницы, пластиковый контейнер, декоративные камешки и ракушки, искусственные водоросли. | 1) рассказ об обитании аквариумных видов рыб в дикой природе, повадках, разновидностях, содержании в домашних условиях с показом слайдов; 2) пальчиковая игра; 3) наблюдение за аквариумными рыбками в «живом уголке»; 4) изготовление поделки: объемный макет аквариума; 5) дыхательное упражнение; 6) физминутка |
Занятие №3. Знакомство с обитателями террариумов на примере ахатин. |
Презентация, релаксирующая музыка, листы картона, цветная бумага, ножницы, клей. | 1) рассказ о видах животных, содержащихся в террариумах (перечисление); подробнее – об улитках-ахатинах, о среде их обитания в дикой природе, питании, способе размножения, зимовке, содержании в домашних условиях; 2) физминутка; 3) наблюдение за улиткой; 4) изготовление поделки: объемная аппликация террариума; 5) игра на развитие мелкой моторики. |
Занятие №4. Знакомство с грызунами. |
Презентация, заготовка из пластилина, зерна фасоли, чечевицы, гороха. | 1) знакомство с грызунами проводится с использованием загадок про морскую свинку и шиншиллу, рассказ о среде их обитания в дикой природе, окрасах, породах, питании, правилах содержания в домашних условиях; 2) мимическая игра; 3) наблюдение за грызунами в «живом уголке»; 4) коллаж «Морская свинка»; 5) физминутка. |
Занятие №5. Знакомство с декоративными кроликами. |
Презентация, заготовки «домика» из картона, клей, небольшие тряпочные квадраты, шнурок. | 1) рассказ о зайцеобразных, о среде их обитания в дикой природе, породах, питании, поведении, правилах содержания в домашних условиях; 2) пальчиковая игра; 3) наблюдение за декоративными кроликами в «Живом уголке», кормление животных; 4) разминка; 5) поделка «Кролик»; 6) физминутка. |
Занятие №6. Знакомство с домашними питомцами, на примере кошки и собаки. |
Презентация, заготовки с изображением кошек и собак, разрезанные на кусочки, клей, цветные карандаши, картон. | 1) знакомство с домашними питомцами с использованием загадок про кошку и собаку, рассказ о кошках и собаках: история одомашнивания, разнообразие пород, правила ухода и содержания в домашних условиях; 2) релаксационная разминка; 3) сбор из пазлов кошки или собаки и раскраска цветными карандашами; 4) рассказ детей о своем питомце (как зовут, какого цвета и т. д.); 5) физминутка. |
Занятие № 7 Знакомство с дикими и домашними птицами. | Презентация, фотографии диких птиц нашего края, аудиозаписи голосов птиц, заготовки попугая из картона, маленькие разноцветные лоскутки, клей. | 1) рассказ о домашних, певчих и декоративных птицах (перечисление), их повадках, питании, содержании в домашних условиях; 2) наблюдение за птицами в «живом уголке»; 3) дыхательные упражнения; 4) дикие птицы нашего края: игра «Угадай, что за птица?» (угадывание птиц по фотографиям и по голосам); 5) поделка «Попугай»; 6) физминутка. |
Занятие №8. Знакомство с дикими животными нашего края |
Презентация, цветная бумага, клей, ножницы, заготовки морды оленя из картона, фотографии животных, аудиозапись голосов диких животных. | 1) знакомство с разнообразием животного мира нашего края; содержание ежей в домашних условиях; 2) игра «Угадай-ка, это кто?» (загадки про животных с показом фотографий); 3) наблюдение за ежиком в «живом уголке»; 4) релаксационная разминка; 5) поделка из цветной бумаги «Северный олень»; 6) угадывание голосов диких животных по аудиозаписи; 7) физминутка. |
Занятие №9. Мир лошадей. Часть 1. | Презентация, заготовки «конюшни» из картона, клей, пластилин, заготовки из ниток «хвоста» и «гривы». | 1) рассказ о среде обитания, процесс одомашнивания, внешний вид, классификация по породам, питание, образ жизни и повадки, условия содержания в неволе, роль животного в жизни человека, техника безопасности при общении с животным; 2) наблюдение за животными в «живом уголке», знакомство, кормление; 3) поделка из пластилина «Конюшня»; 4) физминутка. |
Занятие №10. Мир лошадей. Часть 2. | Амуниция для лошади. | 1) повторение техники безопасности при общении с лошадьми; 2) знакомство с амуницией, седлание лошади; 3) катание на лошади. |
Физминутки, пальчиковые игры, дыхательные и релаксационные упражнения подбираются индивидуально, согласно тематике занятия на усмотрение педагога. Примеры занятий и их элементов подробно описаны в методических указаниях.
Авторская Программа была апробирована нами в 2014–2015 гг. в зимне-весеннее время (период выхода из полярной ночи) с воспитанниками детского сада комбинированного вида № 10 г. Апатиты Мурманской области. В 2014 г. в эксперименте принимало участие 9 человек, из них 7 мальчиков и 2 девочки. Все дети специализированной логопедической группы имели диагноз «логоневроз».
В 2015 г. в эксперименте принимало участие 12 человек, из них 10 мальчиков и 2 девочки с аналогичным диагнозом. Родители или опекуны (в случае отсутствия родителей) были предварительно ознакомлены с Программой, целями и задачами экспериментальной апробации. В занятиях участвовали только те дети, родители (опекуны) которых дали на это свое письменное согласие.
Изменения в речевой структуре оценивались посредством логопедического мониторинга. Его результаты показали, что более 50% дошкольников, прошедшие курс экологической терапии, вышли на языковую норму (6 из 9 человек в 2014 г., 9 из 12 человек в 2015 г.). Эти показатели выше зафиксированных в логопедических отчетах коррекционного ДОУ в 2010–2013 гг.: в данный период развитие речи лишь 30–40% выпускников соответствовало языковой норме.
Психоэмоциональная оценка положительных изменений речи воспитанников осуществлялась по отчетам воспитателей и психолога. По итогам заключительной сессии коллектива ДОУ, в котором проходила апробация программы экологической терапии, можно сделать следующие выводы:
- у детей, участвовавших в эксперименте, наблюдалось повышение положительного эмоционального фона, нивелировалось напряженное состояние при выходе из полярной ночи;
- заметно обогатился словарный запас дошкольников, усложнилась структура их речи, что значительно повлияло на развитие коммуникативных навыков;
- у детей повысилась наблюдательность и появилась уверенность в своих силах;
- получили развитие творческая активность, воображение, фантазия;
- повысился уровень мотивации к получению знаний;
- дошкольники приобрели навыки ухода за растениями и животными;
- тренировки функций мелкой моторики способствовала снижению невротического настроя воспитанников;
- занятия по Программе способствовали формированию у детей бережного, заботливого отношения к природе и навыков поведения, соответствующих этическим нормам.
Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемая методика будет полезна педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Источник:
Образование и наука. 2016. № 8 (137).
УДК 376.37
Автор:
- Калашникова Ирина Владимировна
младший научный сотрудник лаборатории экотерапии и образовательных программ
Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ) - Салтан Наталья Владимировна
кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории декоративного цветоводства и озеленения
Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ) - Гонтарь Оксана Борисовна
кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией экотерапии и образовательных программ
Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ) - Жиров Владимир Константинович
член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор, директор
Полярноальпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты (РФ)