fb Приобщению детей к миру физической культуры

Приобщению детей к миру физической культуры

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым!»
(народная мудрость)

В нашем детском саду педагоги, медицинские работники, родители стараются сделать все необходимое, чтобы каждый ребенок рос здоровым и жизнерадостным, не допуская травматизма, физических и эмоциональных перегрузок.

Но все усилия взрослых достигнут высокого результата лишь при одном условии, если сам ребенок, поняв и усвоив, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье. Возможно ли это?

Да, вполне, возможно и достижимо. Только для этого ребенок должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная, слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, сделать своими, личностно значимыми именно для него? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Нужно лишь отобрать необходимую информацию и преподнести ее в интересной, доступной для ребенка форме, найти такие методы организации оздоровительной работы в детском саду, в группе, чтобы выработать устойчивую привычку к ежедневному закаливанию и двигательной активности.

Как же это сделать? Об этом мы и расскажем.

Известно, что степень подвижности детей распределяется на три основные группы: высокая, средняя, низкая, поэтому существует тесная связь между основными показателями двигательной активности (объемом, продолжительностью, интенсивностью) и поведением детей в течении дня. Учитывая данный факт, в нашем детском саду в 2002 году была разработана «Модель двигательного режима», в ее содержание входит вся динамическая деятельность детей, как организованная, так и самостоятельная.

Ведущее место в двигательном режиме принадлежит физкультурной - оздоровительной работе. С 1998 года во всех группах нашего детского сада внедряется апробированная научно-исследовательская авторская программа по укреплению здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях «Будь здоров!» доцента кафедры КамГИФК Г.Н. Голубевой .

С 2003 года используется авторская программа педагога В.Н. Лучихиной «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников», в которой представлен цикл занятий, развлечений по развитию положительных привычек к физической культуре.

В ДОУ созданы благоприятные условия для удовлетворения природных потребностей ребенка в движении. Педагоги обеспечивают положительный эмоциональный фон для игр и занятий физическими упражнениями, приобщая детей к миру физической культуры. С каждым годом обогащается двигательный опыт детей, содержанием широкого разнообразного спектра игровых упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Дети старшего дошкольного возраста получают удовольствие и чувствуют гордость от преодоления физических трудностей на физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности.

Добрая традиция нашего детского сада - каждый понедельник проводить под девизом «Утро радостной встречи» во всех возрастных группах, в которых работают замечательные творческие педагоги, осуществляющие эффективное, качественное проведение с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Воспитатели утром встречают своих детей на свежем воздухе, проводят короткие беседы с мамой, папой, бабушкой о самочувствии ребенка, его настроении, а когда соберутся все дети, проводится игра- тренинг на положительное отношение к оздоровительным и спортивным мероприятиям предстоящего дня. Детям сообщается, что нового и интересного их сегодня ожидает: утренняя гимнастика на воздухе или аэробика под ритмичную музыку; физкультурное занятие, плавание в бассейне, новая настольная игра; занятие на темы здоровья и закаливания, чтение новых сказок, стихов о здоровом образе жизни; на прогулке - экскурсии по экологической тропе «В гости к Нафане»; труд в природе, наблюдения за объектами живой и неживой природы; любимые подвижные игры, спортивные эстафеты.

А после дневного сна, если спросить детей , как они заботятся о своем здоровье, что умеют делать, чтобы стать сильными - можно услышать следующее: «Учимся правильно дышать», «Укрепляем мышцы рук, ног, спины в гимнастике - растяжке «Ромашка»; «Любим гимнастику маленьких йогов», умеем выполнять позы «Горы», «Дерева», «Лотоса» «Бегаем босиком в трусиках по коридору детского сада» (в режиме пульсирующего микроклимата), а потом самое приятное - закаливание холодной водой - «Моем лицо, руки, до локтя, а потом до плеча»; «Ходим и топчемся по мокрому полотенцу, смоченному в соленой воде», «Полощем горло водичкой»; «Делаем вместе с воспитателем точечный массаж».

А с каким желанием и удовольствием дети выполняют эти игры- упражнения, сколько эмоций, мышечной радости испытывают за неповторимые 15 минут.

Особое место в «Модели двигательного режима» занимают занятия по физической культуре и обучению плаванию, что способствует закаливанию, физической подготовленности и увеличению двигательной активности детей в течение всего учебного года.

Важное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей - это источник удовлетворения главной потребности в движении, проявления активности и саморазвития. Во всех возрастных группах ДОУ педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей построено с учетом индивидуальности, группы здоровья каждого ребенка, степени подвижности и поведения в течение дня. Немаловажное значение отводится в работе с детьми и родителями при проведении массовых совместных мероприятий: «День здоровья», «Неделя здоровья», физкультурный досуг, спартакиады, игры на воздухе, чемпионаты выпускников по плаванию в бассейне. В вечернее время проводится кружковая работа: по хореографии, спортивной гимнастике, каратэ, вокалу, плаванию в бассейне. Ежегодно проводится с родителями анкетирование по теме: «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» Это позволяет выявить уровень заинтересованности и участия родителей в процессе оздоровления, закаливания, увлечения совместными спортивными упражнениями подвижными играми, готовности к походам на природу вместе с детьми.

В результате системной медико-педагогической деятельности коллектива детского сада, ежегодно значительно снижается заболеваемость, дети здоровы, жизнерадостны, умеют заботиться и укреплять свое здоровье.

Практические советы на каждый день

(рекомендуются педагогам, родителям по оздоровлению детей).

1. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

  • Погладить нос (боковые части носа), на кончике к переносице - вдох, на выдохе - постучать по крыльям носа указательными пальцами 5-6 раз.
  • Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

2. Комплекс оздоровительных упражнений для горла.

  • «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише (20-30 секунд).
  • «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно «ка-а- а-а-а-арр» 5-6 раз.
  • «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом, без выдоха. (30-40 секунд).
  • «Смешинки». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавится. Глаза прищурились, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха-ха, хи-хи-хи- хи, гы-гы-гы-гы». а, нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, что перед вами самый веселый в мире клоун.

3. Физкультура для глаз.

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
  • Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.
  • Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

4. Гимнастика для пальцев ног после сна.

  • «Вот как пляшет наш Большак и вот эдак и вот так!» (изо всех сил шевелят пальцем правой, левой ноги)
  • «Он один впереди, остальные позади» (шевелят всеми пальцами ноги)
  • «Дед Егор срубил забор. Щели и дыры - чтоб виден был вор» (разводят пальцы ног как можно шире, а потом с силой поджимают их.
  • «Пять и пять пошли гулять. Вот их стало дважды пять» ( по возможности разворачивают ступни ног друг к другу, соединяют их и делают «волну» - по очереди совмещают пальцы ног, от мизинца к большому пальцу».

В детском саду «Фея» особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию основных движений и привитию физической культуры на физкультурных занятиях, которые проводятся в соответствии с требованиями авторской программы Г.Н.Голубевой «Будь здоров!» по закаливанию детского организма, обеспечению высокой двигательной активности, профилактике простудных заболеваний в условиях психоэмоционального благополучия. Занятия строятся с высоким закаливающим эффектом: облегченная спортивная форма, в старшем возрасте дети занимаются босиком, без футболок, но с учётом индивидуальных особенностей развития и группы здоровья наших воспитанников.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность: маленьким детям она должна доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки. В среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего выносливость и силу). В старших группах - формировать потребность в движениях, развивать двигательные способности, самостоятельность. Поэтому на занятиях использую разнообразные игровые и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий:

  • по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
  • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • занятия- тренировки в освоении и закреплении основных видов движений;
  • занятия с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
  • занятия - соревнования;
  • тематические занятия, посвященные одной теме (например, «В зоопарке», «Полет на Луну», «В гостях у мячика», «Зов джунглей», «В цирке»).

В младшем, среднем возрасте дети особенно радостно, охотно и с интересом выполняют общеразвивающие упражнения, связанные с каким- либо сказочным образом: «Колобок», «Волк идет», «Лиса всему краса», «Добрая кошечка», что помогает добиться качественного выполнения движений: гордая осанка, твердый шаг, прыжки на двух ногах и т. д. В старшем возрасте большое внимание уделяется подбору традиционного и нетрадиционного оборудования, спортивного инвентаря, что дает возможность использовать их многофункционально: поролоновые бруски превращаются в «забор», «лесенку», «лабиринт», «ворота» для метания мешочков и прокатывания мячей.

В заключительной части занятия максимально удовлетворяется потребность детей в движении через использование подвижных игр в соответствии с возрастом детей, игр народов Поволжья. После каждой части занятия проводится дыхательная гимнастика, она оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей: хорошо снимает усталость, возбуждение, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Также вводятся оздоровительные упражнения для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний, психомышечной тренировки и элементы хатки-йоги.

Своим многолетним опытом по проведению физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками неоднократно делилась с инструкторами по физическому воспитанию детских садов города в форме открытых занятий, развлечений, утренней гимнастики, консультаций. Считаю, что системная работа по формированию устойчивого интереса к двигательной деятельности даёт динамику положительных результатов физической подготовленности воспитанников нашего детского сада.

Малоподвижные игры для заключительной части физкультурных занятий.

Игры рекомендуются для детей 3-5 лет. «Ласточка». Ребенок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Взрослый держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая рука. Поза вначале удерживается не долее 1 секунды, затем опорная нога меняется.

«Шарик». Дети сидят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руками в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик - «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух «шшш...» -произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях, повторяют 2-3 раза.

«Хомячки». Инструктор говорит детям: «Будем ходить 10 шагов (15 шагов) с толстыми щёчками как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щёки, рот закрыть, дышать носом». Затем по сигналу инструктора хлопнуть себя кулачками по щекам - выпустить изо рта воздух, «щёчки стали как у ребят», походить 15 шагов и снова стать «хомячками» - надуть щёчки. Повторить 4-6 раз.

Источник:
УДК 373.2:796.011
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА «ФЕЯ»
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К МИРУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Старший воспитатель МАДОУ №83 «ФЕЯ» Т.Л. Лапина
Набережные Челны

Все статьи
Товары по теме статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Что подарить ребенку на Новый Год

Но как узнать, что хочет получить Ваш ребенок, о чем он мечтает? Вы знаете, сделать это достаточно легко! И для этого есть несколько способов.

Подарки в детский сад

Это качественные, многофункциональные, развивающие игрушки, которые пользуется неизменным спросом у наших покупателей. 

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх