fb Готов ли Ваш ребенок к школе?

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение у него будет радостным и полезным. Это и для родителей не только новый жизненный этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребенка меняется все: режим дня, занятия и обязанности, взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.

Маленькому человеку нелегко даже просто приспособиться к новым условиям, а уж достигнуть успехов, осваивая современные школьные программы, и вовсе сложная задача. Нельзя при этом забывать, что в любых условиях для каждого ребенка очень важно постоянно получать поддержку и одобрение взрослых и чувствовать себя любимым. И совершенно очевидно, что родителям придется приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решались бы безболезненно, грамотно и не отражались на физическом и психическом здоровье ребенка.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Поэтому в первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Какие же можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения?

Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в воскресные дни. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:

  • уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых, ожидание инструкции развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;
  • поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной, поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему, что происходит в детском саду, в семье.

Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. Переход от положения дошкольника к положению школьника - это новые права и обязанности, новые чувства ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует объяснять им, зачем люди учатся, почему надо много знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Нужна ли специальная подготовка к школе?

Мы выяснили, как важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться, научить его играть. С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Поиграем с сыном (дочкой) в жуков. Вот жуки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж... Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» - прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж», - отвечает она сама, если сын ее не понял ее вопроса. И малыш с удовольствие присоединиться: «Ж-ж-ж». «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поет эту песенку? Давай-ка вместе ж-ж-жук.... «Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка, угадай: это очень вкусное слово, сладкое, ты очень любишь кушать это летом. Ну конечно, ты угадал: мороженое! Давай вместе скажем это вкусное слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще какое ты знаешь вкусное слово? Ну-ка, вспоминай! Мы иногда едим это с чаем - «Варенье?» «Послушай внимательно: ва-рень-е....Слышишь в нем песенку жука? Нет, этой песенки там нет. Ты правильно подумал: действительно, варенье - это вкусно, сладко, но только жук не оставил в ней свою песенку. А в слове «пирожное» ты слышишь песенку жука?» «Да!»- Ну-ка, скажем это слово вместе: пи-ро-жное.. Ты прав, там есть эта песенка. А вот еще одно вкусное слово: конфета. Поет ли в нем жук свою песенку? Скажи сам медленно и внимательно послушай: кон-фе-та... Нет, в этом слове нет песенки жука.

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу. Чем свободнее ваш малыш научится играть со звуками родного языка, тем легче произойдет овладение чтением. Вторая сторона обучения грамоте - письмо. Нужно ли учить ребенка писать письменными буквами до школы? Нет, ни в коем случае! У ребенка еще слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет - это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учебы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь очень внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.

Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука, она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, иголкой, разовьется зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребенок письмом в первом классе.

Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаю успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!

Литература

  1. Чистякова О.В. Для родителей будущих первоклассников. М.: «Издательский дом», 2009, 37с.
  2. Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе. М.: «Детство пресс», 2011, 160 с.
  3. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. М.: «Специальная литература», 2012, 192 с.

Автор:

Федорова Елена Александровна /Fedorova Elena Aleksandrovna - учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 564, г. Санкт-Петербург

Все статьи
Товары по теме статьи
186 руб

Настольная игра - Хоккей

Арт.: MSC193F
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
317 руб 452 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
460 руб 552 руб

Настольная игра - Геометрика

Арт.: MSUM004
580 руб 727 руб

Настольная игра - Руки вверх (Hands Up)

Арт.: ms2662307
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх