fb Развития математических навыков

Математические игры

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.

Приемы математической игры присутствуют также в различных формах обучения: например, в интерактивных элементах бесед, математических викторинах и т.д. В педагогической практике широко используются также непосредственно игры, как отдельная форма обучения. Математический блок составляет значительный процент.

Процессуальная часть моей педагогической технологии схематически изображена на рис. 1.

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации. Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:

1.Познавательное развитие – вносится:

  • или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);
  • или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки (например □ и ), здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.

2. На занятиях по развитию речи идет процесс синтеза – составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.
3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно целое.

То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания. Пробую договориться. Что мы будем делать сначала? Что потом? Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий. Далее для закрепления материала используются:

  • Загадки;
  • Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
  • Словесные игры, в том числе на развитие воображения.

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал. Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах. Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением предметов, сами предметы. На занятиях по математическому развитию используются блоки Дьенеша, палочки Кюизера, танграмы, счетные палочки. На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. Дети учатся делать простейшие схемы – чертежи построек. Ведется работа с конструктором.

На занятиях по исследовательской деятельности организуется проведение экспериментальной работы. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки – стаканчика, палочки и др. В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности):
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:

Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?
Дети: Он в шкафу!
(Хрюша забирается на шкаф)
Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!
(Хрюша исправляется)
Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…
Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит.
Итог: Хрюша – доволен. Дети – тоже.

Воспитатель провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…). Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие». Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).

Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример: Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником). 

Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат.
Дети доказывают обратное: Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.
Хрюша: Что же теперь делать?
Дети хором отвечают: Возьми еще одну палочку!
Одному-двум детям предлагается помочь Хрюше.
Воспитатель (обобщает): Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла.

В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявлены требования к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старшего возраста. Показано, что игра имеет Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника. Проведена обобщенная классификация игр, применяемых в обучении детей, проанализированы различные виды игр. Представлена концептуальная и процессуальная части моей педагогической технологии.

В результате внедрения математических игр у детей отмечено развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Внедрение игровых методов развития речи позволило повысить навыки речевого общения и уровень социализации детей в группе. Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольников, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.

Автор: 
Задорожная С.Г. -  Начальная школа – детский сад № 120, г. Астрахань

Источник: 
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Все статьи
Товары по теме статьи
350 руб

Пирамидка большая

Арт.: ki1779150
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
340 руб 520 руб

Стучалка - Гвозди перевертыши

Арт.: jvr01601
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
580 руб 720 руб

Игра - Добрый ёжик

Арт.: SD1050056
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
199 руб 212 руб

Вкладыши объемные - Геометрия

Арт.: MS460862
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
247 руб

Домино - Формы и цвета

Арт.: wtqq0879
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
270 руб

Головоломка - Тетрис

Арт.: jvc460019
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
300 руб

Игра 3 в 1 - Часы

Арт.: wt7583
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
350 руб 450 руб

Пирамидка, сортер - Мишка

Арт.: 191403680
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
384 руб

Вкладыши - Цифры и формы

Арт.: ms3418734
480 руб 620 руб

Игра - Геометрический пазл

Арт.: sd3020043
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
575 руб 650 руб

Головоломка - Собери квадрат

Арт.: sadol3060001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
500 руб 680 руб

Часики с рыбками

Арт.: jvc00034
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Теория множественного интеллекта

О книге Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем думаешь», интересных фактах о работе нашего мозга и о том, как развивать его всесторонне.

Как расшифровать тест "Рисунок семьи"

Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх