Игра является естественным и очень важным видом жизнедеятельности для ребенка. По этому поводу Л.С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но и творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Игровой терапией называют метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. В процессе игры у ребенка формируются навыки активного взаимодействия с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально - волевые и нравственные качества, происходит становление его личности в целом. Важно отметить значимость еще и обучающей функции игры, которая состоит в перестройке отношений ребенка, в расширении диапазона его общения и жизненного кругозора, его адаптации и социализации. В процессе психического развития ребенка изменяется качество игры, появляются новые формы игрового общения.
Внедрение игровой терапии в практику психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями было впервые осуществлено представителями психоаналитической школы. Игра как метод психотерапии и психокоррекции стала применяться в начале XX века. Одним из родоначальников использования в лечении больных игровые методы был Я. Морено, который разработал метод психодрамы, направленный на коррекцию взаимоотношений пациентов. В 1912 году Морено впервые организовал в Вене лечебный «театр экспромта», в котором вместе с больными на сцене выступали актеры - профессионалы. Основой лечебного эффекта психодрамы служит катарсис - душевное очищение и облегчение.
В середине 1920-х годов Анна Фрейд и Мелани Кляйн впервые обратились к использованию игры как методу психотерапии детей. Ими были предложены две формы игровой терапии: директивная и недирективная. Директивная (направленная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Недирективная (ненаправленная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению им эмоциональной устойчивости и развитию механизмов саморегуляции.
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
- создание условий для развития самовыражения ребенка;
- коррекция эмоционального дискомфорта, имеющегося у ребенка;
- формирование саморегулирующихся процессов.
В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком.
Вирджиния Экслайн отмечает, что недирективная игротерапия дает возможность ребенку «...отреагировать скопившееся напряжение, незащищенность, агрессию, страх». Она сформулировала следующие принципы недирективной игротерапии:
- установление непринужденных дружеских отношений с ребенком;
- принятие ребенка таким, какой он есть;
- содействие самораскрытию ребенка, чтобы он мог открыто говорить о своих чувствах;
- понимание чувств ребенка, стремление обратить его внимание на самого себя;
- предоставление ребенку возможности самому регулировать динамику игрового процесса;
- введение лишь тех ограничений, которые связаны с опасностью для жизни;
- выполнение функции «зеркала», в котором ребенок видит самого себя.
Как считает Г. Лэндрет, базисом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком. В работе с аутичным ребенком очень важно выстраивать такую систему отношений, при которой ребенок воспринимается как уникальная заслуживающая уважения личность. Важно понимать и принимать ребенка, и только при этих условиях с ним происходят личностные изменения. Именно система эмпатических отношений с ребенком имеет особую терапевтическую ценность.
Р. Бромфильд утверждает, что игровая терапия с ребенком - аутистом, функционирующим на высоком уровне, может быть трудным испытанием, но вместе с тем принести пользу, как ребенку, так и терапевту. Терапевт исходит из предположения, что в поведении ребенка заложен определенный смысл, который следует попытаться отыскать; его комментарии свидетельствуют о том, что он заинтересован в общении с ребенком и стремится ему помочь - все это помогает терапевту преодолеть растерянность, скуку и беспомощность. Здесь, как нигде, решающую роль играет терпение терапевта. Стереотипные понятия о том, что считать ценным в фантазии или игре ребенка, могут помешать терапевту увидеть, что же в действительности совершается и прорабатывается в игре. Если и в самом деле, как иногда говорят, внутренняя жизнь аутичного ребенка находится за семью печатями, не требуется ли оценить это чувство опустошенности (которое составляет квинтэссенцию самоопределения ребенка), эмпатически прислушаться к нему и дать ребенку возможность разобраться в самом себе?
Зарубежными исследователями разработано множество методов недирективной игры. Для реализации этих методов в распоряжение ребенку предоставляется широкий набор игрового оборудования: оборудование для лазания, кукольный домик, игрушечные животные и фигурки людей, движущиеся игрушки (транспорт и заводные игрушки), части зданий, конструкторы, кубики, агрессивные игрушки, мягкие игрушки, домашняя утварь, домики, машины, деревья, бесформенный материал.
Любые, даже разрушительные, действия аутичного ребенка необходимо обыграть, то есть переводить в социально - приемлемые формы. Следует помнить, что ребенок с аутизмом в процессе игровой деятельности нуждается в постоянной помощи и поддержке со стороны взрослого. Однако эта помощь должна быть строго дозированной. В процессе игры необходимо давать ребенку возможность действовать самостоятельно, но в то же время умело направлять его активность. На начальных этапах игровой терапии рекомендуется разыгрывать сюжеты с учетом эмоциональных интересов и переживаний ребенка.
В своей работе Войат Г. утверждает, что терапевт, пытаясь помочь ребенку с аутизмом, должен научиться специфическому языку его игры. Это позволяет предположить, что использование методов игровой терапии, центрированной на ребенке (например, дозволенность, отражение, слежение и т.д.), может быть жизненно необходимым на разных стадиях игровой терапии.
В литературе отмечается, что у специалистов существует единое мнение о том, что терапия с этой популяцией - процесс медленный и трудный, требующий большего терпения. Терапевты не должны рассматривать первоначальную изоляцию ребенка как личную неприязнь. Следует соблюдать осторожность и не втягивать ребенка в контакт насильно, а дожидаться, когда он сам будет к этому готов.
Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации аутичного ребенка состоит в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие его люди.
В завершении целесообразно привести характерное обращение аутичных людей к окружающим их «нормальным» людям:
«Вы нам нужны. Нам нужны ваши помощь и понимание. Ваш мир не очень открыт для нас, и мы не сможем в нем разобраться без вашей сильной поддержки. Да, с аутизмом связана трагедия: не в связи с фактом нашего существования, а из-за вещей, которые с нами происходят. Если хотите, можете об этом грустить. Но лучше хорошенько разозлиться и начать что-нибудь делать. Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас».
Автор: Вавилова Ольга Сергеевна - аспирантка МГПУ, ovavilova@inbox.ru Даирова Раиса Алтаевна доктор мед. наук, профессор МГПУ
Все статьи