- Пение песен, в которых есть слова про цифры, размеры или формы, или в которых нужно посчитать что-то.
- Использование чисел, размеров или форм материалов
- Распределение и подсчет количества детей в одной группе; Подсчет детей по порядку по окончании подготовки
- Движение на три счета, подсчет количества упражнений
- Движение телом под музыку,формирование определенного количества групп и их участников, распределение детей по порядку (номерам)
- Плавание в бассейне. Подсчет игрушек, которые были принесены в бассейн
- Уход, кормление и наблюдение за животными. Подсчет животных. Сравнение размеров разных животных.
- Возделывание растений. Посев, полив и наблюдения за ростом растений. Подсчет лунок. Сравнение темпов роста.
- Чтение историй (сказок) воспитателями. Обращение внимания на формы иллюстраций. Подсчет чисел и линий на каждой странице.
- Чтение книг на японском языке. Чтение пословиц или выражений, которые включают в себя числа.
- Обучение математике. Подсчет костяшек на счетах. Определение видов фигур.
- Чтение книг на английском языке. Счет на английском языке. Произнесение своего возраста на английском языке.
- Игры, которые требуют от детей следовать определенным правилам. - Использование различных предметов, которые можно посчитать. Подсчет традиционных японских игральных карт.
- Празднование дня рождения. Совместное проговаривание возраста ребенка. Подсчет свечей на торте.
- Соревнования. Участие в соревнованиях. Подсчет участников. Отсчет до команды «на старт».
- Измерение высоты и веса. Учитель измеряет рост и вес детей.
Ежедневная деятельность
- Сбор класса. Все дети собираются в одном месте по указанию воспитателей. Дети спешат собраться пока воспитатель считает до 10-ти. Проверка количества детей.
- Дата и время. Все дети называют дату (месяц, год), повторяя за воспитателем. Произнесение вслух даты Воспитатель просит детей назвать дату.
- Раздача писем или материалов для родителей. Воспитатели распространяют письма или материалы среди детей во время сбора в группе. Проверка количества распределенных материалов. Проверка количества детей.
- Получение (вручение) награды. Получение награды от воспитателей. Подсчет грамот и призов.
- Гигиена и здоровье. Переход в ванную, мытье рук, умывание и обтирание водой или сухим полотенцем, в соответствии с указаниями воспитателя. Умывание (обтирание) водой, пока воспитатель считает до 10-ти.
- Уборка. Все дети убирают игрушки в соответствии с указаниями воспитателей. Размещение кубиков (блоков) в контейнерах, соответствующих их форме.
- Занятие медитацией Перебирание (подсчет) четок.
- Переодевание (например, в спортивный или купальный костюм). Надевание шапки на три счета.
Математическое знания, полученные детьми раннего возраста, закладывают основу для их математического образования в начальной и средней школе. Для поддержки и стимулирования детей к занятиям математикой в школе, соответствующее дошкольное математическое образование является обязательным. Однако систематическое обучение ранним математическим навыкам является лишь одним из нескольких способов обучения. Интегрированная математическая деятельность является альтернативным и потенциально эффективным способом облегчения детей младшего возраста математике.
Несомненно, механический перенос одной, даже развитой и успешно функционирующей модели обучения в условия другой страны невозможен, прежде всего, ввиду наличия специфических социокультурных факторов. Тем не менее, использование результатов настоящего исследования в отечественной педагогической практике будет способствовать более глубокому пониманию и восприятию японского опыта, и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах для развития математических интересов дошкольников. Следует, однако, отметить, что для эффективной реализации рассмотренного альтернативного подхода к обучению математике необходимо обеспечить наличие двух важных факторов.
Во-первых, в основу разрабатываемых концептуальных основ и технологий эффективного обучения дошкольников математике должно быть положено глубокое понимание особенностей развития познавательных процессов у детей. Справедливо высказывание: "Обучение – это одно и только об одном, о познании ребенка". Эта задача педагога как следствие приводит к необходимости признания индивидуальных различий в способностях и интересах детей, а также стилях обучения. Знание личности ребенка, уважительное отношение к их индивидуальным различиям, оценка зон развития ребенка позволят педагогу разработать и применять гибкие методики обучения математике и эффективные организационные стратегии, т.е. индивидуализировать обучение, реализовывать сложные математические задачи в педагогической деятельности.
Другой важный фактор – это гибкость и отзывчивость учителей при внедрении математики в различные виды деятельности ребенка Изучение свободной игры детей младшего возраста свидетельствуют о том, что дети, независимо от культуры, крайне заинтересованы в математике. Дети реализуют свои математические интересы во многих контекстах дошкольной деятельности. Задача педагога – встроить математику в различные мероприятия, отвечающие спонтанным интересам детей, таким образом, возбуждая у детей интерес к участию в математической деятельности.
Автор:
ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ