fb Игрушки для развития математических способностей на razymnik.ru

Математическое мышление

На сегодняшний день несколько стран Юго-Восточной Азии – Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония и Южная Корея – являются самыми быстрорастущими экономиками. Также стремительно развиваются системы дошкольного, школьного и университетского образования этих стран, имеющие глубокие культурные традиции.
 
Япония демонстрирует опережающее развитие национальной системы образования, занимая 2-е место в образовательном рейтинге. Согласно рейтингу PISA (Programme for International Student Assessment) Япония входит в топ-стран международной программы оценки школьного образования по математике. Лидерство страны в PISA означает, что большинство 15-летних учащихся имеют высокий и очень высокий уровень математических достижений.
 
Высокие оценки математических достижений учащихся начальной и средней школы в Японии исследователи связывают с различиями в преподавании математики в детских дошкольных учреждениях, в т. ч. в стилях обучения, с использованием надлежащих учебных пособий и с количеством времени, отведенном на обучение. Немаловажно указать и на кросс-культурные различия в отношении к образовательным достижениям детей: так, японские родители в числе важных условий успешной учебы в школе называют "усилия" детей, в то время как, например, американские родители особенно подчеркивают необходимость наличия у детей "способностей".
 
Проведенный в рамках настоящего исследования анализ показал, что несмотря на сложившееся мнение о том, что именно системный подход к обучению позволяет сформировать у детей младшего возраста математические знания, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе и доказанную педагогической практикой эффективность данного подхода, в Японии преподавание математики как учебного предмета для детей дошкольного возраста считается "излишним" (преждевременным). Японскими педагогами особо подчеркивается необходимость социального и духовного развития детей младшего возраста, в т. ч. воспитания в них таких качеств и навыков, как сочувствие, сопереживание и забота о других. Именно эти навыки и рассматриваются в качестве основных элементов дошкольного воспитания и обучения. Отвечая на вопрос об актуальности воспитания и обучения в детских садах, лишь 2% японских родителей и педагогов называют академические цели среди причин выбора того или иного дошкольного учреждения. Многие японские детские сады намеренно отказываются от преподавания математики на систематической основе, отдавая предпочтение "альтернативному" подходу.
 
Альтернативный подход к обучению математике в японских детских садах состоит в активной поддержке педагогом детей при изучении математики и развития их интереса к ней путем внедрения математической деятельности в их повседневные активности и практики.
 
Алгоритм реализации данного подхода следующий. Деятельность (практики, действия) ребенка классифицируется на два вида: развивающий и ежедневный (бытовой). Каждый вид деятельности педагогом анализируется на предмет возможности развития в ней математических знаний и навыков. "Математической признается деятельность воспитателя или ребенка, если в ее структуре встречаются элементы, которые позволяют развивать математические навыки ребенка". В качестве критериев анализа деятельности используются числа (счет), арифметические действия (сложение и вычитание), пространственные и геометрические фигуры (например, названия фигур), измерения (например, сравнение величин) и шаблоны (например, распознавание образов). Любая деятельность, включающая по крайней мере одну из этих пяти математических областей, рассматривается как "математическая деятельность". Затем педагогу необходимо ответить на вопрос: находится ли математика в фокусе данной деятельности, или она является лишь одним из элементов деятельности. И, наконец, следует определить виды возможной математической деятельности. Различные виды развивающей деятельности ребенка – пение, гимнастика, плавание, чтение и др, – и примеры возможной математической деятельности представлены ниже.
 
Чаще всего японские дошкольные педагоги в совместных практиках интегрируют математику, особенно числа, в различные обучающие и развивающие занятия (мероприятия), такие как пение песен, создание художественных проектов, или соревнования, намеренно не обучая детей математике. Многие учителя считают, что обучение математике не важно для детей дошкольного возраста. Причиной такого отношения к обучению математике дошкольников является то, что "математическая деятельность в части детского математического развития, практикуемая в японской культуре отражает ценности и верования, разделяемые ее взрослыми представителями". Интегрирование математики в деятельность японских дошкольников, по мнению Дж. Хатано, скорее всего является проекцией японских культурных ценностей, которые включают особенное (уважительное) отношение к математической компетентности взрослого человека. Таким образом, несмотря на то, что обучение математике не является основной задачей японских дошкольных педагогов, "…как зрелые представители японской культуры они помогают детям учиться математике… возможно даже на бессознательном уровне". По этой же причине японские воспитатели часто используют элементы математики при разработке обучающих и развивающих программ. Осознание педагогами необходимости развития математических способностей у детей приводит к тому, что в японской педагогической практике можно встретить большое количество методов встраивания математических компонентов в различные виды не только развивающей, но и ежедневной деятельности ребенка.
 
Развивающие (обучающие) игры и занятия в группе
  1. Пение песен, в которых есть слова про цифры, размеры или формы, или в которых нужно посчитать что-то.
  2. Использование чисел, размеров или форм материалов
  3. Распределение и подсчет количества детей в одной группе; Подсчет детей по порядку по окончании подготовки
  4. Движение на три счета, подсчет количества упражнений
  5. Движение телом под музыку,формирование определенного количества групп и их участников, распределение детей по порядку (номерам)
  6. Плавание в бассейне. Подсчет игрушек, которые были принесены в бассейн
  7. Уход, кормление и наблюдение за животными. Подсчет животных. Сравнение размеров разных животных.
  8. Возделывание растений. Посев, полив и наблюдения за ростом растений. Подсчет лунок. Сравнение темпов роста.
  9. Чтение историй (сказок) воспитателями. Обращение внимания на формы иллюстраций. Подсчет чисел и линий на каждой странице.
  10. Чтение книг на японском языке. Чтение пословиц или выражений, которые включают в себя числа.
  11. Обучение математике. Подсчет костяшек на счетах. Определение видов фигур.
  12. Чтение книг на английском языке. Счет на английском языке. Произнесение своего возраста на английском языке.
  13. Игры, которые требуют от детей следовать определенным правилам. - Использование различных предметов, которые можно посчитать. Подсчет традиционных японских игральных карт.
  14. Празднование дня рождения. Совместное проговаривание возраста ребенка. Подсчет свечей на торте.
  15. Соревнования. Участие в соревнованиях. Подсчет участников. Отсчет до команды «на старт».
  16. Измерение высоты и веса. Учитель измеряет рост и вес детей.

Ежедневная деятельность

  1. Сбор класса. Все дети собираются в одном месте по указанию воспитателей. Дети спешат собраться пока воспитатель считает до 10-ти. Проверка количества детей.
  2. Дата и время. Все дети называют дату (месяц, год), повторяя за воспитателем. Произнесение вслух даты Воспитатель просит детей назвать дату.
  3. Раздача писем или материалов для родителей. Воспитатели распространяют письма или материалы среди детей во время сбора в группе. Проверка количества распределенных материалов. Проверка количества детей.
  4. Получение (вручение) награды. Получение награды от воспитателей. Подсчет грамот и призов.
  5. Гигиена и здоровье. Переход в ванную, мытье рук, умывание и обтирание водой или сухим полотенцем, в соответствии с указаниями воспитателя. Умывание (обтирание) водой, пока воспитатель считает до 10-ти.
  6. Уборка. Все дети убирают игрушки в соответствии с указаниями воспитателей. Размещение кубиков (блоков) в контейнерах, соответствующих их форме.
  7. Занятие медитацией Перебирание (подсчет) четок.
  8. Переодевание (например, в спортивный или купальный костюм). Надевание шапки на три счета.

Математическое знания, полученные детьми раннего возраста, закладывают основу для их математического образования в начальной и средней школе. Для поддержки и стимулирования детей к занятиям математикой в школе, соответствующее дошкольное математическое образование является обязательным. Однако систематическое обучение ранним математическим навыкам является лишь одним из нескольких способов обучения. Интегрированная математическая деятельность является альтернативным и потенциально эффективным способом облегчения детей младшего возраста математике.

Несомненно, механический перенос одной, даже развитой и успешно функционирующей модели обучения в условия другой страны невозможен, прежде всего, ввиду наличия специфических социокультурных факторов. Тем не менее, использование результатов настоящего исследования в отечественной педагогической практике будет способствовать более глубокому пониманию и восприятию японского опыта, и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса. Выводы исследования могут быть учтены педагогами при совершенствовании программ развития математических способностей дошкольников, в отдельных образовательных комплексах для развития математических интересов дошкольников. Следует, однако, отметить, что для эффективной реализации рассмотренного альтернативного подхода к обучению математике необходимо обеспечить наличие двух важных факторов.

Во-первых, в основу разрабатываемых концептуальных основ и технологий эффективного обучения дошкольников математике должно быть положено глубокое понимание особенностей развития познавательных процессов у детей. Справедливо высказывание: "Обучение – это одно и только об одном, о познании ребенка". Эта задача педагога как следствие приводит к необходимости признания индивидуальных различий в способностях и интересах детей, а также стилях обучения. Знание личности ребенка, уважительное отношение к их индивидуальным различиям, оценка зон развития ребенка позволят педагогу разработать и применять гибкие методики обучения математике и эффективные организационные стратегии, т.е. индивидуализировать обучение, реализовывать сложные математические задачи в педагогической деятельности.

Другой важный фактор – это гибкость и отзывчивость учителей при внедрении математики в различные виды деятельности ребенка Изучение свободной игры детей младшего возраста свидетельствуют о том, что дети, независимо от культуры, крайне заинтересованы в математике. Дети реализуют свои математические интересы во многих контекстах дошкольной деятельности. Задача педагога – встроить математику в различные мероприятия, отвечающие спонтанным интересам детей, таким образом, возбуждая у детей интерес к участию в математической деятельности.

Автор: 
ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Начального и дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ

Все статьи
Товары по теме статьи
568 руб

Набор Сегена - Узоры

Арт.: WLT4259766
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
247 руб

Домино - Формы и цвета

Арт.: wtqq0879
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
234 руб

Домино классическое

Арт.: MS2291390
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
544 руб 602 руб

Световид Кубики для всех

Арт.: Н-001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
689 руб 898 руб

Конструктор - Собери животное

Арт.: MSWED3125
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
675 руб

Таблица умножения

Арт.: sadol0058
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх