fb Игры для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики

Мелкая моторика – довольно интересное словосочетание, и многие из нас слышали о том, что ее необходимо начинать развивать как можно раньше. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Кроме того, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. В данной статье мной был обобщен многолетний опыт работы с детьми по развитию мелкой моторики, посредством использования нестандартного оборудования.

Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, внимание, ощущения. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Приводя к перестройке всех качественных характеристик мышления, памяти и других психических функций, речь становится универсальным средством воздействия на мир, «...вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия». Развитие речи тесно связано и с развитием высших психических процессов: включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; чрезвычайно важна роль речи в организации и развитии функций внимания, при регулировании человеком своего поведения и т. д.

В научных исследованиях таких крупных ученных, как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, изучено и доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. В их работах отмечено, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Ввиду чего, тренировка движения пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим развитие речи и мышления ребенка, повышающим работоспособность коры головного мозга, а также способствующим подготовке руки к письму.

Существует множество традиционных методов, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников: пальчиковая гимнастика, массаж рук, продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, рисование, оригами), графические диктанты, лабиринты, штриховки и т.д.

Но наряду с традиционными методами развития мелкой моторики широко используются и нетрадиционные, к таким методам относятся дидактические игры и пособия, изготовленные с использованием нестандартного оборудования.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности. К нестандартному оборудованию можно отнести различные бытовые предметы, мелкие канцелярские принадлежности, природные материалы, используемые для развития мелкой моторики рук, посредством организации дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Я много лет работаю воспитателем в группе старшего дошкольного возраста комбинированной направленности, в которой обучаются дети с ОНР 2 и 3 уровней. И мне не раз приходилось наблюдать повышенный интерес детей к именно бытовым предметам. Эти наблюдения положили начало моему многолетнему, теперь уже, опыту работы по развитию мелкой моторики рук своих особенных воспитанников.

В результате, одной из приоритетных целей моей педагогической деятельности, стало развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук, через использование нестандартного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей, с помощью нестандартных игр.

Для достижения поставленной цели, мной были поставлены следующие задачи

  • изготовить нестандартные дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук;
  • развивать мелкую моторику рук у детей посредством нестандартных дидактических игр и игрушек;
  • развивать тактильную чувствительность рук детей;
  • воспитывать усидчивость, формировать положительную мотивацию к обучающим играм.

На сегодняшний день в данном направлении я работаю с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения уже более 6 лет. И за это время, в моем педагогическом арсенале накопилось очень много игр изготовленных из нестандартного оборудования, которые в процессе их использования были распределены по блокам: «Ателье», «Весёлые поворята», «Мастерская», «Умники и умницы».

В каждый блок входит соответствующее нестандартное оборудование, задания и упражнения, которые помогают дошкольникам развивать мелкую моторику рук, незаметно для них самих: дети проявляют собственную инициативу к проведению занятий с бытовыми предметами, занятия проходят в непринужденной игровой форме, доставляют им радость и удовольствие, ведь эти игры самые что ни на есть настоящие.

Блок «Ателье» включает в себя нестандартное оборудование в виде пуговиц разной формы, размера и цвета, ткани разной фактуры, пяльца, швейные иглы с затупленным концом, различные застежки (молнии, липучки, пряжки и т.п.), атласные ленты и шнуры разного цвета и ширины, детская швейная машинка, образцы одежды с отверстиями для прошивания, образцы для выкладывания узоров из швейной фурнитуры, бусины, бисер и многое другое. Данное оборудование, помимо основной цели – развитие мелкой моторики рук – может использоваться во вторую половину дня для включения части игрового материала в сюжетноролевые игры: «Модельное агентство», «Дом», «Ателье», «Маленькая рукодельница», «Швейная мастерская» и т.п.

Блок «Весёлые поварята» состоит из игр, в которых используются всевозможные крупы (пшено, манка, гречка, фасоль, горох, чечевица и т.д.), ореховая скорлупа (грецкий орех, фисташки), бытовая посуда: ситечки разной величины, пельменницы, венчики с миксерной кружкой, лопатки, щипцы-прихватки, салатные ложки, тортницы, поролоновые изделия (пирожные, пельмени, роллы, конфеты, пирожки и прочее), а также соленое тесто, различные фантики и пр. Данное оборудование также может быть использовано в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Магазин», «Кухня», «Мамины помощники», «Пекарня», «Кондитерская».

Блок «Мастерская» предполагает использование такого оборудования как винты, шурупы, гайки, проволока разной толщины и мягкости, цветные пробки, прищепки, коктейльные трубочки, большие цветные крышки, контейнеры от шоколадных яиц, канцелярские скрепки, кнопки, жетоны и прочее. Сюжетно-ролевые игры, которые мы организуем с данным оборудованием следующие: «Гараж», «Папины помощники», «Ремонтная мастерская» и т.п.

Блок «Умницы и умники» включает следующее нестандартное оборудование: пипетки, песочные часы, магниты, природные материалы (береста, ракушечник, шишки, галька, цветные аквариумные камушки, ореховая скорлупа), гуашь для окрашивания воды, ламинированные образцы с цветными предметами, для работы с пипетками, бассейн для воды (80х80 см), сачки разной величины, силиконовые прихватки в виде животных, силиконовые подставки под посуду в форме сотов и многое другое. С данным оборудованием также можно организовать интересные сюжетно-ролевые игры: «Ученые», «Исследовательская лаборатория». Кроме того, данное оборудование подходит для проведения детьми опытов, а природные материалы мы также используем в продуктивных видах деятельности: выкладывание картин, аппликаций, поделки и т.д.

Работу по развитию мелкой моторик рук у своих воспитанников провожу регулярно, систематически. Необходимо отметить, что результаты работы в данном направлении приносят свои плоды. Мониторинг развития моторных навыков у детей комбинированной группы за два года, показывает, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников, увеличился после первого год

Кроме того, серьезно повысились показатели усидчивости, произвольности психических процессов, устойчивости внимания, словесно-логического мышления, расширилась общая информативность детей в сюжетно-ролевой игре и, что наиболее показательно, значительно улучшились речевые показатели: повысился словарный запас, грамотность употребления различных слов и построения предложений, умение составлять рассказ. Данные результаты говорят о высокой эффективности использования нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников в сюжетно-ролевой игре, что и доказано моей педагогической практикой работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи.

Свою многолетнюю практику по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи я представляла на муниципальных методических объединениях. Кроме того, я систематизировала свой теоретический и практический опыт в методическом пособии «Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму с использованием нестандартного оборудования».

Список использованной литературы:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2001.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
4. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003.
6. Навицкая О. П., Ум на кончиках пальцев. – М., 2006.

Автор:

О. А. Федорова -  воспитатель высшей категории в группе комбинированной направленности МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край

Источник: 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070

 

Все статьи
Товары по теме статьи
347 руб

Мозаика - Рыба и черепаха

Арт.: sadol067301
492 руб

Балансир - животные

Арт.: wt6103b
Хит
580 руб

Магнитный планшет 17х21

Арт.: sadol5900
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
560 руб 720 руб

Конструктор Junior Set - 15 деталей

Арт.: SADOL1090007
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
590 руб

Набор доктора в рюкзачке

Арт.: ВВ3817
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
654 руб

Мозаика - Собери рисунок

Арт.: sadol543
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
675 руб

Набор плотника в рюкзачке

Арт.: sadol1010162
686 руб 1 273 руб

Весы для игры в магазин

Арт.: 77026
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
745 руб 1 081 руб

Мозаика для малышей - Пиксельная

Арт.: sadol2010027
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
1 265 руб

Сортер - Морковки

Арт.: sadol1150005
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
1 790 руб 2 400 руб

Набор фигурок диких животных - 12 шт.

Арт.: wt7264
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
232 руб

Шнуровка - Ботиночки

Арт.: sadol3040007
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх