fb Интеллектуальная готовность к школе

Интеллектуальная готовность к школе

Сегодня хочу поговорить об интеллектуальной готовности ребенка к школе. Это же как раз то, что приходит сейчас на ум каждому, когда мы вообще говорим о первом классе.

Какие там условия в вашей школе? Беглое чтение? Вычитание в столбик? Таблица умножения на зубок?

Так вот, это — требования конкретной школы, и никакого отношения к интеллектуальной готовности они не имеют.

Под этим термином педагоги и психологи понимают (или должны понимать) то, насколько развиты у ребенка произвольное внимание, память, мышление, а также освоена ли знаковая функция сознания.

1. Не знаете, что такое знаковая функция? Не волнуйтесь, я тоже не знала, а там всё просто. Рассказываю.

Это когда ваш ребенок может в уме сложить два яблока, которые он съел, и одно, которое осталось, и понять, что всего на тарелке лежало три. И еще и записать это цифрами в тетрадку. Не важно тут двузначные числа используются или вы уже тысячами оперируете, важно, что он ПОНИМАЕТ знаки и что скрывается ЗА этими знаками. Может яблоки перевести в цифры, и наоборот.  Окей, разобрались. Теперь про опосредованную память.

2. Опосредованная память — это не когда я слушал радио и запомнил телефон рекламной службы случайно, не знаю, как теперь из головы его выкинуть, а когда я прям сел и решил выучить… ну мамин телефон, например. И выучил.

Чтобы протестировать ребенка на опосредованную логическую память, можно использовать тест А.Р. Лурии: дайте ему бумагу и карандаш, объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова. 

Инструкция такая: «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся делать рисунки побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напомнили тебе те слова, которые я буду говорить». Для запоминания предлагается 10-12 слов, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. После того, как рисунки сделаны, заберите их у ребенка, а попробовать их воспроизвести можно не раньше, чем через час. При воспроизведении разрешается помогать ребенку наводящими вопросами: здесь была не просто игра, а какая-то игра.

  • Попробуй вспомнить, какая она была? Получив результат, вы узнаете, как там с памятью у вашего сына или дочки, но это не всё, что расскажет вам тест. На что же еще стоит обратить внимание? 
  • Понял ли ребенок задание? Это расскажет, сформирована ли вообще опосредованная память или пока нет.
  • Адекватны ли рисунки, то есть, соотносятся ли они с предложенными словами? Проверяем уровень общего умственного развития.
  • Не возникло ли затруднений с предложенными словами? Понял ли он их смысл? Измеряем степень владения обобщающими понятиями.
  • Экономны ли рисунки? То есть схематичное небольшое изображение или это целый сюжет на А4? Это про обобщенность мышления.
     

3. Итак, как же развивать все эти мышления, памяти, внимания и прочие навыки, если они еще не сформированы? Да довольно просто, и начинать можно прям с малышкового возраста, постепенно усложняя задания.

  • Лабиринты в развивающих тетрадках – тренируют внимание и уровень наглядно-схематического мышления, то как ребенок умеет пользоваться схемами, условными обозначениями.
  • Картинки на поиск отличий – развивает наблюдательность.
  • Классификация предметов (одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние животные и т.д.) – помогает логическому мышлению.
  • Пересказ текстов, составление рассказов по картинкам – развивает речь и логику.
  • Игра «Чего не хватает». Ребенок запоминает ряд игрушек, потом он отворачивается, а мы несколько штук прячем или меняем местами. Задача ребенка – понять, что изменилось. Такая игра отлично тренирует зрительную память. Для дошкольника задание должно включать до 10 игрушек за раз, запоминание длится 1-2 минуты, а хороший результат – видеть 3 изменения одновременно.

Автор: Лёля Тарасевич (facebook.com/lelya.tarasevich)

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Ребёнок не говорит. Что делать?

Задержку речи, связанную с отсутствием мотивации к общению, можно быстро исправить – важно не упустить время и начать заниматься с малышом.

Адаптация ребенка к социуму

Мы приводим проверенные методы введения малыша в детский коллектив. Надеемся, что эта информация поможет быстро социализировать ребенка.

Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное  «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Может быть, что-то не так с малышом? Что с этим делать?»

Сенсорная интеграция

Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»), а интегрировать - значит собрать разные части в единое целое, чтобы они работали слаженно, как одна система.

Вверх