fb Инновационный взгляд на образование

Инновационный взгляд на образование

Есть два типа людей: одни катят мир, другие бегут рядом и кричат: «О Боже, куда катится мир?». Это очень трудная работа – создавать Школу будущего, ведь когда делаешь что-то не так, как делали до тебя, надо быть готовым, что все вокруг будут говорить, что ты мыслишь неординарно. Общеобразовательная школа Русско-Британского Института Управления «7 ключей» находится в современном образовательном пространстве: играет по тем правилам, которые установлены, и при этом стремится стать Школой будущего.

В нашем сформировавшемся понимании, Школа будущего – это школа, выпускники которой могут свободно решать любые проблемы – и глобальные, и личные. Это школа, окончив которую, не перестанешь хотеть учиться. Это возможность стать по-настоящему культурным человеком со свободным и смелым мышлением. Для того, чтобы реализовать такие амбиции, несомненно, нужны идеи самого высокого уровня. В современном идеологическом багаже педагогики десятки концепций и методик, которые либо являются инновационными, либо позиционируются как таковые. При ближайшем рассмотрении, все они берут свое начало в 19 или 20 веках: взгляды С. Френе, М. Монтесорри, Д. Дьюи, Р. Штайнера, Л.С. Выготского, В.С. Библера и др. И это понятно: наша педагогика еще сопротивляется полному переходу к ценностям потребительского общества, еще цепляется за другие основы человечества.

Для современной частной школы основная проблема, как мы и прогнозировали, состоит в том, что, обеспечивая реализацию государственного образовательного стандарта, необходимо сохранить и развить в детях прямо противоположные эффекты: самостоятельность и критичность мышления, кругозор, позитивное и целостное мировоззрение. Именно эти качества являются основным родительским запросом. Такое противоречие крайне серьезно, потому что оно системно.

Сегодня тренд классно-урочной системы – предметная дифференциация. Она облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, отсюда – формальность в учебе и, как следствие, скука и отсутствие мотивации к познанию мира. На помощь ребенку приходит интернет – там всегда ярко, занимательно, картинка сменяется картинкой, игра – игрой. И вот мы видим детей, сидящих на уроке и отсылающих друг другу сообщения в контакте. «Клиповое мышление», по сути, – защитная функция мозга подростка, адаптивная, сверхбыстрая и устойчивая. И наши педагоги задумались, как объединить изначальный интерес, учебную программу и качество образования?

Ответ есть давно, но не каждая школа и не каждый учитель решатся его реализовать. Потому что ответ на системную проблему также – системный. Это значит, что необходимо действовать на всех уровнях: на уровне методики, на уровне организации, даже на уровне финансов.

Педагогам давно известно: формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов способствует интеграция. Надо сказать, что в современной педагогической практике мы все больше сейчас занимаемся дифференциацией: спецкурсы, факультативы, углубленное, специализированное обучение. Но так не формируется мышление «решателя», такое мышление, которое, прежде всего, устанавливает множество взаимосвязей, ищет другой ответ даже после нахождения правильного и превращает любую проблему в задачу. Если в школе вместо сочетания «правильный ответ» употребляют «контрольное решение», иногда только этого бывает достаточно, чтобы эта школа «катила мир».

Попробуем понять, какой эффект дает интеграция? На интегрированных (объединенных) уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Каждое явление изучается не с точки зрения какого-то одного предмета, а с точки зрения его самого, и уже к этому подключаются разные предметные знания и, соответственно, разные учителя. На интегрированных уроках имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.

Оцените, к примеру, интеграционный потенциал тем «Художественное описание природы. Пейзажные зарисовки» (это литература и изобразительное искусство); «Особенности речи» (это русский язык и география), или рассмотрение произведения любого писателя – это комплекс: литература – история – география – изобразительное искусство - музыка – психология, а любое историческое событие – это, несомненно, география – искусство – литература.

Как мы считаем, лучше всех методистов и педагогов создает человека культурного Михаил Семенович Казиник – поистине мировая звезда, человек с потрясающей харизмой и потрясающей мотивацией работать на благо детей. Для школы «7 ключей» стало очень важным быть партнерами маэстро. Школа «7 ключей» РБИУ – третья в России школа, которая решилась на внедрение его авторской методики комплексно- волнового урока.

Но сотрудничество с Михаилом Казиником означает также огромный объем работы, который предстоит осуществлять в следующем учебном году: разработать систему интегрированных уроков, обеспечить их ресурсами, валидировать с госстандартом… Надо понимать, что не каждая школа и не каждый учитель справится с такой инновационной задачей.

Хотя, с другой стороны, интеграция – это просто, потому что естественно и про жизнь такую, какая она есть. Ведь, как говорит Михаил Семенович: «…. география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение».

Таким образом, переориентируя учебные планы в такой вот интегрированный формат, мы, во-первых, высвобождаем время для детского творчества и проектной деятельности, создаем у ребенка целостную картину мира и оживляем учебный материал. Ведь чем многомернее картинка, тем она живее и реальнее. Именно таким способом мы намерены решать трудноразрешимую задачу сохранения истиной мотивации к учению.

Актуальной для нас стала проблема решения задач, но не тех задач, что опубликованы в учебниках, и где вода вливается и выливается, а тех, которые перед нашими детьми ставит жизнь. Это так называемые открытые задачи, т. е. задачи, имеющие не одно, а множество решений. А если и есть решение, которое сработало в реальности, то оно называется «контрольное». Потому что остальные решения ситуативно могут быть в чем-то лучше.

Для решения таких задач нужна смелость и уверенность, умение делать выбор, умение прогнозировать и соотносить. Оказывается, всему этому можно научиться в школе! И тогда школа перестает быть местом всеобщей скуки и выдуманных ценностей, она становится действительно местом, где готовят к взрослой жизни.

Флагманом в ТРИЗ-пространстве изобретателей и исследований является Открытая лаборатория «Образование для Новой Эры». Это еще один наш стратегический партнер. Если интегративная идея Михаила Казиника – это о том, «чему учить и как этому учить», то Лаборатория «Образование для новой эры» – «зачем учить». Объяснить необъяснимое, просчитать наиболее рентабельное изобретение и изобрести его, вживить в мозг опцию постоянно задавать вопросы – все эти аспекты очень скоро просто пропишутся в пространстве нашей школы. А следом за школой «7 ключей», и в других южноуральских школах.

Большое значение в курсе «Учись мыслить смело» придаётся обучению «умению учиться». Для этого разработаны специальные учебные модули: «искусство задавать вопросы», «скоростное конспектирование» и др. Одним из блоков программы будет модуль «жизненная стратегия творческой личности». В результате ребенок с высокой степенью вероятности сможет разгадать половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра. Не будет задавать вопросы типа «а зачем эта физика?» Будет одинаково уважительно относиться к гуманитарному и техническому творчеству. Будет сам настроен на творческую жизнь.

Порой для большого открытия не хватает маленького движения, идеи, слова. Мир наполнен позитивом, который может взять любая школа, любой педагог, чтобы использовать это на благо будущих поколений. В теории решения изобретательских задач есть прием «превращение вреда в пользу», так если основной «вред» школы как Системы в ее системности, то эта системность может послужить и пользе, значит, инновации и технологии развития души и ума будут реализовываться не точечно, а системно. По крайне мере, в общеобразовательной школе Русско-Британского Института Управления.

Автор: 
Л.В. Петрушкина

Источник:
РБИУ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 371.3
ББК 74.202.6

Все статьи
Товары по теме статьи
298 руб

Губная гармошка

Арт.: tkb573b
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
260 руб 390 руб

Головоломка - Тетрис

Арт.: sadol0019
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
379 руб

Флейта

Арт.: wtqq0059
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
317 руб 452 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
350 руб

Игра - Дженга с цифрами

Арт.: sadol011519
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
359 руб

Игра - Читай играя

Арт.: tomik187
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
330 руб

Таблица Пифагора

Арт.: П235
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
280 руб

Кинетический песок 1 кг

Арт.: MSDP010
458 руб

Арифметический тренажер

Арт.: 3841486
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
499 руб

Карточная игра - Уно

Арт.: MS2441486
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
580 руб

Магнитный планшет 17х21

Арт.: sadol5900
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
456 руб 512 руб

Цветные счётные палочки Кюизенера

Арт.: MS1985456
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
544 руб 602 руб

Световид Кубики для всех

Арт.: Н-001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
675 руб

Таблица умножения

Арт.: sadol0058
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 182 руб

Пазл - Животные на карте мира

Арт.: krona143075
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Хит
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх