fb Календарь природы

Календарь природы

Введение: В статье исследуется важная проблема формирования у дошкольников представлений о смене времен года, закономерностях и особенностях сезонных изменений в природе. Кратко изложены существующие в науке подходы к решению данной проблемы, раскрыта специфика усвоения дошкольниками временных и сезонных представлений. Обоснована теоретически и доказана экспериментально эффективность применения экологического календаря в работе по экологическому образованию воспитанников 5-6 лет.
 
Материалы и методы: Представлены результаты экспериментального исследования эффективности применения экологического календаря при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе, полученные на основе использования диагностического инструментария С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой по выявлению уровня сформированности знаний о временах года.
 
Результаты исследования: На основе исследований М.М. Ушаковой, С.Н. Николаевой и др. авторами представлено основное содержание экологического календаря, адаптированного для старших дошкольников, выделены основные экологические даты (даты солнцестояний), события и праздники экологической направленности, государственные праздники с учетом климатических и географических условий Нижегородского региона, требований ФГОС дошкольного образования, интересов детей. Охарактеризованы некоторые наиболее эффективные формы и методы работы с детьми по ознакомлению с экологическими датами.
 
Обсуждение и заключения: На конкретном фактическом материале показана целесообразность применения календаря экологических дат как упорядоченной системы годовых событий в природе в работе по ознакомлению дошкольников 5-6 лет с сезонными изменениями в природе. Полученные данные убеждают, что дети старшего дошкольного возраста способны усвоить сложные знания о ритмичности и цикличности процессов в природе.
 
С давних времен созерцание движения светил на небе и происходящих в природе перемен привело к установлению понятий времени и жизненного срока, к возможности прогнозировать предстоящие события и принимать наиболее оптимальные решения. Именно накопление опыта наблюдений взаимосвязанных, циклически развивающихся перемен служит основанием для самовосприятия личности в масштабе шкалы времени. Такого опыта в силу малого возраста ещё лишены дошкольники, поэтому важной задачей образовательного процесса является организация специальной работы, направленной на то, чтобы помочь детям накопить такой опыт наблюдений, причем не просто накопить, но и выстроить логическую схему регулярной смены сезонных явлений, понять суть циклических процессов, происходящих в природе.
 
Единственным способом отметить событие, чтобы потом его «вспомнить» и проанализировать, является его фиксация в виде знака, с ним связанного. Чаще всего такими знаковыми элементами являются записи в так называемом «календаре природы», где через определенную знаковую систему моделей хранится информация о прошедших событиях или явлениях. Иногда такие записи именуются «летописью природы» и широко используются в природоохранной деятельности. Так, например, каждый заповедник ведет свою «Летопись природы» и регулярно ее опубликовывает. Для нужд сельского хозяйства обобщение сведений, собранных в результате многолетних наблюдений, позволяет сформировать итоговый календарь природы, который является распространенной формой фенологических справочников, содержащих сведения о средних сроках сезонных явлений природы (фенодат), последовательности происходящих в природе процессов, что позволяет грамотно планировать и своевременно проводить различные работы.
 
Таким образом, календарь природы – это наблюдение происходящих в окружающей природе процессов, их фиксация определенным образом (шифровка и дешифровка), сравнение и анализ накопленных сведений, обобщение опыта и прогнозирование предстоящих явлений.
 
К настоящему времени идея экологического образования детей перешла из стадии широкого обсуждения в стадию активной разработки и реализации. Общепризнано, что экологическое образование является одной из основных составляющих единого образовательного процесса. Причем именно полноценное экологическое образование дошкольников как первоначальная ступень в системе непрерывного экологического образования, ориентированная на воспитание у детей основ экологической культуры как базиса экологического сознания, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее гармоничное развитие взрослой личности. Основной задачей дошкольного этапа экологического образования является, прежде всего, выявление и развитие способностей, склонностей и интересов ребенка, развитие потребностей к познанию мира, формирование основ экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, себе и людям как части природы.
 
Анализ современной литературы показывает, насколько своевременным и актуальным, а главное, универсальным является экологическое образование. Дело в том, что из познания взаимосвязей организма с окружающей его средой происходит ясное понимание места человека на Земле и в социуме, возникает чувство личной ответственности за возникающие отношения и происходящие перемены, приходит осознание необходимости действий, направленных на сохранение объектов природы, на восстановление ее ресурсов. Для формирования основ экологической культуры нет возрастных границ, но базовые установки закладываются в дошкольном детстве, в том периоде, когда родители и педагоги формируют будущие приоритеты и предпочтения своих воспитанников. Именно на этот период возлагаются надежды по развитию личности в определенном направлении, поскольку именно в дошкольном возрасте проще это сделать, ведь дети по сути своей отзывчивы и доверчивы, и важно не упустить эту возможность. Для работы по экологическому образованию с дошкольниками утверждены методики, разработаны вариативные программы, авторские технологии, определены условия. Однако, несмотря на разработанное методическое обеспечение, остаются до конца не изученными вопросы, один из которых связан с пониманием дошкольниками сезонных явлений в природе и с усвоением цикличности происходящих в природе процессов.
 
Современное экологическое образование строится на усвоении детьми природоведческих знаний, которые еще в начале XX века предлагалось формировать в виде наблюдений и записей в календаре природы. Усвоение же ребенком роли человека в глобальном процессе преобразования Земли проходит посредством знакомства с целой серией событий, связанных с соответствующими праздниками – Календарем экологических дат. На этом основаны методики С.Н. Николаевой [14], Л.М. Маневцовой [12], М.М. Ушаковой [29] и др., которые базируются на описании явлений природы (для дошкольников) и экологических дат (для школьников) соответственно, но четкой системы в работе с экологическим календарем, адаптированной для дошкольников, до настоящего времени не существует.
 
Как показывает практика, дети-дошкольники с трудом ориентируются в понятиях, связанных со временем, несмотря на их периодическую повторяемость (сезоны, месяцы, дни недели). Следует отметить, что в силу специфики возраста, дети воспринимают время линейно, цикличность процессов смены времен года ускользает от их понимания. Согласно учению И.П. Павлова, слабый раздражитель, растянутый во времени, для детей, познающих мир через эмоции, с трудом отслеживается их вниманием [11]. В настоящее время при традиционном ознакомлении детей с окружающим миром распространены методики ведения таких записей в виде календаря природы [14; 21]. Но, к сожалению, в педагогической практике воспитатель обычно акцентирует внимание лишь на оформлении фиксирующих записей, между тем основное внимание должно быть уделено сопоставлению новых записей с предыдущими и подведение детей к выводам о различных взаимосвязях между происходящими явлениями. Это и есть та самая насущная составляющая, которая позволяет детям «вспоминать» и анализировать происходящие явления, актуализировать полученный ранее опыт и формировать на этой основе конкретные знания о сезонных изменениях в природе, взаимосвязи происходящих природных процессов.
 
Огромную помощь в поддержании эмоционально окрашенной заинтересованности дошкольников при изучении взаимосвязей в природе представляют праздники и памятные даты, сосредоточение на которых позволяет познакомить детей с опытом многих поколений, донести до их сознания достижения и ошибки цивилизованного общества, усвоить их положение в глобальном процессе развития человечества на Земле. К настоящему времени существует целый список таких экологических дат, педагог может по своему усмотрению использовать некоторые из них в случае необходимости. Кстати, на уровне экологического образования школьников такой опыт уже имеется, в частности разработки М.М. Ушаковой. [29]. Кроме экологических, воспитатель обязан использовать ключевые даты и праздники, регулярно проводимые в образовательном учреждении для объяснения цикличности процессов в развитии. Например, 1 сентября – День знаний позволяет дошкольнику ощутить себя в возрастной иерархии (старший – младший), а при переходе из одной группы в другую «вспомнить» себя год назад и «спрогнозировать» свое состояние через год. Праздник 1 января – Новый год – хороший повод для дошкольника «вспомнить» прошлогодний праздник с помощью фотографий или подарков, а для педагога – объяснить цикл годового или (для более старших) исторического календаря.
 
Таким образом, можно составить экологический календарь, на основании которого будет спланирована работа с дошкольниками на учебный год. В основу его структуры, на наш взгляд, следует положить следующие компоненты:
1) календарь природы;
2) календарь экологических дат;
3) календарь государственных праздников;
4) календарь мероприятий дошкольной организации.
 
Такой комплексный подход при планировании образовательной деятельности в рамках экологического календаря обеспечит проведение регулярной работы, начиная с систематических базовых наблюдений и обобщая на уровне глобальных процессов, что позволит дошкольнику не только твёрже усвоить основные природоведческие и экологические знания, но и осознать себя в пространстве шкалы времени, усвоить ритмику сезонных явлений, цикличность и закономерность протекания природных процессов.
 
Обзор литературы
 
Как известно, сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности [16, с. 23]. Очевидно, что основной проблемой для дошкольников при усвоении цикличности природных процессов является отсутствие у них доступного в памяти жизненного опыта о событиях, происходивших на уровне их понимания очень давно (месяц или тем более год назад). И, конечно, данная проблема разрешается накоплением такого опыта, то есть с возрастом, поэтому задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы способствовать сохранению в памяти ребенка такого опыта, помочь ему в установлении временных взаимосвязей и сформировать полноценное грамотное представление об окружающем мире.
 
К счастью, процесс усвоения базовых знаний проходит в наиболее эмоциональноокрашенном периоде развития ребенка. Его открытость миру, доверчивость и отзывчивость служат хорошей основой для акцентирования внимания на определенных жизненных событиях [4]. Так, например, чувство сожаления и сострадания (например, когда осенью зайкам сыро и холодно под промозглым дождем, а зимой на морозе птичкам трудно добывать корм) или переживание радости (весна пришла – снег растаял!) и красоты (летом всё в цвету!) способствуют лучшему запоминанию времен года и их характеристик.
 
Вместе с тем противоречивой особенностью дошкольного возраста является, с одной стороны, восторженно-созерцательное отношение к природе, а с другой – неподдельный к ней интерес как к объекту, который нужно «изучить», поэтому дети чутко реагируют на негативное (позитивное) отношение ко всему живому, но при этом в своих конкретных действиях способны совершать грубые поступки. В.А. Карташова, Г.П. Маркова и Е.Н. Меринова подчеркивают, что такие особенности ребенка непременно следует принимать во внимание [8]. Именно поэтому наблюдения, опыты и практическая деятельность детей должны сопровождаться соответствующими пояснениями взрослого.
 
Таким образом, в дошкольном возрасте формируется соотношение эмоциональной сферы ребенка с практическими знаниями, усвоенными из собственного опыта. О.А. Стешина подчеркивает, что для дошкольника определяющими и наиболее актуальными в процессе познания мира являются именно эмоциональные переживания, возникающие в процессе непосредственного общения с природным объектом, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Поэтому в процессе экологического образования следует в первую очередь сообщать детям эмоционально окрашенные сведения, апеллирующие к эмоциональной сфере [27]. Так, например, воспитатель сначала обращает внимание детей на красоту осенних листьев, как они тихо падают, как шуршат под ногами, и только потом уже дает информацию, что так всегда бывает осенью, что деревья сбрасывают листву перед наступлением зимы, а весной они развернут новые листочки и летом будут радовать нас сочной зеленью.
 
К сожалению, в системе экологического образования сложилась своеобразная тенденция, когда у детей изначально формируют представление о неправильном поведении через ряд запретов о том, что нельзя делать. Так, например, О.А. Стешина выяснила, что понятие «хорошо» у 80% детей ассоциируется с отказом от неблаговидных поступков (нельзя рвать, не топтать, не бегать, не ломать и т.д.), и, кроме того, дети не видят проблему, а если и видят, то просто не знают, как помочь природе, как правильно это сделать [27]. Это понятно, ведь если даже взрослый человек знает, как не следует делать, то это совсем не значит, что он знает, как следует делать, и тем более этого не могут знать дети дошкольного возраста. Поэтому педагогу следует чаще использовать глаголы позитивного положительного действия (сберечь, обойти, полить, прорыхлить, очистить и др.), чтобы дети сразу усваивали правильный способ. Следует добавить, что взрослые должны корректно употреблять в разговорах с детьми слова типа «вредные / полезные», так как важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения всех живых существ на Земле, т.е. следует очень тщательно подбирать слова и фразы при общении с детьми.
 
Таким образом, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе следует:
а) учитывать возрастные особенности и малый жизненный опыт;
б) предлагать эмоционально окрашенные знания, начиная от чувственного восприятия, а затем уже переходить к разумно-логическому объяснению;
в) исследовать объекты природы в сопереживательно-щадящем режиме;
г) формировать представление о правильном поведении, используя глаголы направленно-позитивного действия (с минимизацией отрицательно-запрещающих);
д) при общении с детьми тщательно подбирать слова и фразы.
 
И, главное, следует помнить, что у дошкольников уже не будет другого шанса получить первое впечатление об окружающем мире.
В процессе экологического образования деятельность старших дошкольников довольно разнообразна и в зависимости от методики может представлять собой: 
1) наблюдения и труд в центре природы;
2) уход за растениями на участке;
3) выращивание вместе с воспитателем овощей и зелени для своего стола;
4) элементарную исследовательскую деятельность;
5) экскурсирование по экологической тропе;
6) художественно-творческую деятельность с использованием природного материала (рисование, конструирование, лепка);
7) самостоятельные игры детей с природным материалом и другие [20].
 
Важно, чтобы любая деятельность детей в дошкольном периоде была позитивно эмоционально окрашенной, добровольной и заинтересованной. Поскольку от того, как дети будут относиться к образовательному процессу в дошкольном возрасте, зависит то, как они будут обучаться в школе.
 
Из вышеизложенного можно заключить, что проблема усвоения дошкольниками сезонных изменений в природе заключается в отсутствии у них жизненного опыта, доступного в памяти для сравнительного анализа. Однако определенными педагогическими приемами можно способствовать запоминанию ключевых событий или явлений, развитию памяти и осознанному отношению ребенка к закономерности процессов, происходящих в природе, установлению причинно-следственных взаимосвязей. Действительно, для дошкольников в силу их малого возрастного опыта особую сложность представляет усвоение понятий, связанных со временем: сезоны года, месяц, неделя и т.п. Перспективным направлением в разрешении данной проблемы в рамках экологического образования может стать разработка и использование экологического календаря, построенного на основе традиционного календаря природы, списка «экологических дат» (М.М. Ушакова), а также календаря государственных праздников и основных мероприятий дошкольного учреждения.
 
Материалы и методы
 
Итак, целью исследования стало изучение возможностей и эффективности применения экологического календаря при формировании знаний о последовательности и цикличности природных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
 
Теоретическую основу исследования составили труды О.А. Соломенниковой [26], С.Н. Николаевой [16], М.М. Ушаковой [29], Н.А. Рыжовой [22], Л.М. Маневцовой [11] и др. На основе анализа психолого-педагогических подходов была определена гипотеза исследования: составление и использование в работе с детьми комплексного экологического календаря будет способствовать более продуктивному формированию знаний о временах года, ритмичности, цикличности времен года, частей суток, дней недели, месяцев года. В соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:
1. Выявить актуальный уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать адаптированный для дошкольников экологический календарь и апробировать его в работе с детьми экспериментальной группы.
3. Оценить эффективность применения экологического календаря.
 
Для того чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры старших дошкольников нами был использован диагностический инструментарий О.А. Соломенниковой [25] и С.Н. Николаевой [14]. В методике О.А. Соломенниковой, построенной на принципе беседы-тестирования, где дошкольник отвечает на конкретные вопросы и выражает свое отношение к поставленной проблеме, осуществляется оценка знаний и отношения к природе по пяти показателям:
1) уровень знаний о характерных особенностях животных, птиц, насекомых;
2) уровень знаний о характерных особенностях растительного мира;
3) уровень знаний о характерных особенностях неживой природы;
4) уровень знаний о временах года;
5) уровень отношения детей к миру природы.
 
Каждый из пяти показателей оценивается по трехбалльной системе. Затем показатели суммируются и таким образом определяется общий уровень экологического образования отдельного дошкольника. Обработав данные, можно высчитать средний показатель по группе, выявить проблемные темы и определить перспективы в работе.
 
Результаты исследования
 
Для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников были выбраны две группы воспитанников 5-6 лет, посещающих МБДОУ «Детский сад № 441 “Кузнечик”» г. Нижнего Новгорода, в количестве 50 человек.
 
По результатам диагностики в соответствии с названными выше методиками, экспериментальная и контрольная группы испытуемых показали средний уровень экологического развития, набрав суммарно 9,72 балла. Из пяти основных показателей выделяются результаты, характеризующие уровень знаний о временах года. Отметим, что ни у одного ребенка на начало учебного года не было оценки «высокий» и почти половина детей (44%) продемонстрировали уровень «ниже среднего».
 
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что дети 5-6-летнего возраста слабо ориентируются на шкале времени, имеют невысокий уровень знаний о временах года, что подтверждает анализ литературы и собственная практика.
 
Для оптимизации процесса усвоения детьми знаний, связанных с понятиями времени и времен года, был разработан экологический календарь. Базовой стала программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» [14], включающая технологию работы с календарем по трем основным направлениям:
1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
2. Календарь наблюдений за ростом и развитием растений.
3. Дневник наблюдений за птицами и организация зимней подкормки птиц.
 
На основе работ М.М. Ушаковой [29] из списка экологически значимых для человечества и биосферы ключевых событий и государственных праздников был сформирован адаптированный для детей старшей группы список экологических дат, где определяющими являются даты солнцестояний, учитываются климатические и географические особенности Нижегородского региона, требования ФГОС дошкольного образования, а также интересы детей. Разработка содержания экологического календаря осуществлялась в соответствии с рядом общепедагогических принципов отбора знаний для дошкольников, среди которых следует назвать принципы доступности, научности, воспитывающего и развивающего обучения, системности, краеведческий.
 
Таким образом, ориентация на данные принципы и учет экологической сонаправленности мероприятий позволили составить перспективный план работы по экологическому календарю на учебный год, включающий следующие даты: 
 
01.09 – День знаний Третье воскресенье сентября – День работников лесного хозяйства
21-23.09 – День осеннего равноденствия
28.09 – День моря
04.10 – День защиты животных
14.10 – День работников заповедного дела в России
12.11 – Синичкин день
25.12. – Новогодний утренник
21-23.12 – День зимнего солнцестояния, Солнцеворот
11.01 – Всероссийский день заповедников и национальных парков
21.01 – Всемирный день снега
02.02 – Всемирный день водно-болотных угодий
27.02 – Международный день Полярного медведя
01.03 – День кошек в России
19-21.03 – День весеннего равноденствия
23.03 – День метеоролога
22.03 – Всемирный день водных ресурсов – День воды
01.04 – Международный день птиц
19.04 – День подснежника
03.05 – День солнца
20.05 – День великой реки Волги.
 
В процессе работы в рамках изучения экологического календаря особое внимание уделялось акцентированию внимания детей на определенных ключевых событиях и явлениях в окружающем мире, их особенностях, значении и содержании. Так, на занятиях и в беседах при расшифровке записей в календаре природы и просмотре ранее сделанных зарисовок и фотографий детям предлагалось «вспомнить», что было ранее, сравнить-сопоставить с сегодняшней ситуацией и «спрогнозировать» дальнейшее развитие.
 
Рассмотрим некоторые формы и методы образовательной работы с экологическим календарем. Старт цикла занятий по календарю экологических дат состоялся в сентябре. Первой в цикле была беседа, посвященная Дню работников леса, для детей была подготовлена презентация «Лесные богатства»: слайды с посадкой соснового леса, дубравы, продуктами лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Кроме наглядных методов, включили чтение рассказа В. Бианки «Коза лес съела» из книги «Лесная газета». В ходе занятия «Мы с природой дружим», посвященного «Дню работников заповедного дела в России», дети познакомились с понятием «заповедник», охраняемыми животными «Керженского заповедника» Нижегородской области. На занятии были использованы ИКТ, игровые приемы «Путешествие», рассказ, игра «Накорми животное» (хищное и травоядное) и др. [2]
 
При знакомстве с датами осеннего и зимнего солнцестояния в беседах были использованы приметы из народного календаря: «День убывает лошадиными прыжками, а не куриными шажками», «День прибавился на воробьиный скок», «Солнце на лето, зима на мороз». Детей познакомили с древним обычаем отмечать новый год осенью, что позволило лучше усвоить даты солнцестояний и понять процессы, происходящие в эти дни в природе [1]. В списке экологических дат недавно появился «Синичкин день», хотя на самом деле у этого праздника давняя история, достойная уважения народная традиция помощи животным. В этом случае пригодилась помощь родителей для изготовления кормушек и сбора корма для птиц. В цикле длительных наблюдений были проведены и зафиксированы стадии превращения гусеницы в бабочку. Фотофиксация позволила получить необычный дневник наблюдений за объектом живой природы, а дети усвоили, что гусеница сначала превращается в куколку, а потом в бабочку. Так с помощью наблюдения и моделирования были получены новые знания.
 
Очень плодотворной оказалась работа над проектом, посвященным Году экологии в России (2017 г.) – участие в Конкурсе макетов [40]. Был заявлен макет «Красная книга». В цикле бесед состоялось знакомство с «Красной книгой»: дети познакомились с «Красной книгой России» и «Красной книгой Нижегородской области», неоднократно возвращались к ней, расспрашивали о причинах исчезновения животных. Возникли новые интересы, в частности увлечение морскими животными, в группе появились энциклопедии на эту тему. Итогом стала выполненная совместно с родителями «карта» с материками и редкими животными, занесенными в «Красную книгу».
 
Были проведены традиционные работы по посеву рассады кабачков и выращиванию настурции с фазы семени до цветущего состояния. Уход за растениями в групповом цветнике, за кабачком на мини-огороде не только обогатил знания детей, но и вызвал радость от проделанной работы. Выращивание зеленого лука для стола также стало ежегодным мероприятием. Выгонка гиацинта доставила всем массу приятных впечатлений, дети наблюдали, как прорастает посаженная каждым луковица, раскрываются цветы, когда появляется запах. Дети с интересом обменивались впечатлениями. Организованная исследовательская деятельность уточнила и систематизировала представления детей о жизненно необходимых для роста и развития растений условиях (тепло, свет, вода, почва).
 
Плановые занятия на экологической тропе «В гостях у деда-природоведа» познакомили детей с растениями и животными средней полосы. Были проведены конкурс поделок из природного материала, в котором дети и их родители приняли активное участие, фотовыставка «Мое любимое домашнее животное», экологическая олимпиада «Родная природа».
 
Результаты контрольного эксперимента, проведенного с применением тех же диагностических инструментов, показали прирост знаний детей о сезонных изменениях в природе. Так, в экспериментальной группе средний показатель по уровню знаний о временах года превысил среднее значение – 2,08 балла, в контрольной группе он только приближается к среднему – 1,84 балла. Следовательно, показатель уровня знаний о сезонных изменениях в природе вырос в экспериментальной и контрольной группе и достиг среднего значения, но в экспериментальной группе этот показатель оказался выше на 0,24 балла, чем в контрольной группе. Данные цифровые показатели могут свидетельствовать о том, что формирование знаний о сезонных изменениях в природе в работе с экологическим календарем проходит более продуктивно, чем с использованием традиционных методов. По показателю «Отношение к миру природы» обе группы устойчиво превысили средний уровень – 2,32 и 2,20 балла соответственно, но разница между группами выросла в полтора раза: с 0,08 балла (на констатирующем этапе) до 0,12 балла (в контрольном). По сумме баллов обе группы превысили среднее значение 4 балла для среднего уровня, но суммарная разница по двум показателям между экспериментальной и контрольной группами достигла 0,36 балла. Итак, общий уровень сформированности экологических знаний в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной на 0,36 балла.
 
Таким образом, в ходе контрольного эксперимента гипотеза о том, что если в работе с детьми целенаправленно применять соответствующим образом составленный комплексный экологический календарь, то процесс формирования знаний о временах года, ритмичности, цикличности времен года, частей суток, дней недели и месяцев года будет более продуктивным, подтвердилась. Формирование знаний о сезонных изменениях в природе проходит успешнее при использовании «Экологического календаря», при этом активнее возрастает общий уровень экологического образования дошкольников.
 
Список использованных источников
 
1. Андрющенко О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных явлениях природы ХМАО у детей старшего дошкольного возраста. Нижневартовск, 2014. 45 с.
2. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. №6(30). С. 66-69.
3. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 8. 4. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 22.
5. Зебзеева В.А. Построение системы экологического образования детей дошкольного возраста на системно-деятельностной основе: принципы, этапы, технология // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 13. С. 133-141.
6. Зебзеева В.А. Использование моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста // Современное образование. 2017. №4. С. 76-84.
7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М.: Сфера, 2008. 240 с.
8. Карташова В.А., Маркова Г.П., Меринова Е.Н. Теоретические основы формирования отношения детей к природе // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. №2(5). С. 82-83.
9. Курбатова А.С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовнонравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 407.
10. Курбатова А.С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-4. С. 78-86.
11. Маневцова Л.М. Формирование у детей 6-7 лет понимания некоторых пространственновременных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. С. 12-20.
12. Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Оптимизация учебновоспитательного процесса в детском саду: сборник научных трудов. Л., 1985. С. 121-130.
13. Миронов А. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 216 с.
14. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 200 с.
15. Николаева С.Н., Курашова В.А., Данилина Н.А. Интеграция образовательных областей стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №2(53). С. 50-55
16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 272 с.
17. Никонова Н., Талызина М. Экологический дневник дошкольника. Весна. СПб.: ДетствоПресс, 2017. 32 с.
18. Новикова С.Н. Я люблю свою планету. Методические рекомендации для организации занятий по экологии. М.: Русское слово, 2017. 184 с.
19. Папуткова Г.А. Формирование конкурентоспособного специалиста в области профессионального экологического образования // Образование и наука. 2006. №1(37). С. 88-94.
20. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С. 70-73.
21. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017. 224 с.
22. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. 432с.
23. Сабодаш О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. №2. С. 223-228.
24. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 224 с.
25. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №7. С. 21-27.
26. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 77 с.
27. Стешина О.А. Особенности начального этапа экологического образования детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 226- 228.
28. Терентьева Л.И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №1(53). С. 46-53.
29. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря. сб. метод. материалов для педагогов. Нижний Новгород: Дронт, 2012. 59 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.
31. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.
32. Ханова Т.Г., Платова А.Г., Таранова Т.И. Реализация задач экологического образования детей в процессе сотрудничества педагогов и родителей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов III Международной научнопрактической конференции: в 2-х томах / главный редактор О.Н. Широков. Чебоксары: «Интерактив Плюс», 2016. С. 260-263.
33. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №5. С. 84-86.
34. Шайдуллина Г.Р. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. С. 113-115.
35. Broda I. Od przedszkolaka do pierwszaka. Program wychowania przedszkolnego. Warszawa: WSiP, 2009.
36. Falkiewicz-Szult М. Environmental education of children in early education from the perspective of modern challenges and threats. The work in a nursery school in aid of sustainable development // General and Professional Education. 2014. No. 2. Рp.15-22.
37. Falkiewicz-Szult M. Ecological education of pre-school children as the rudiments of humanistic education // Еnvironmental education, Human Being in Environment, E. Fleszar (ed.). Szczecin, 2000.
38. Falkiewicz-Szult M. Forming ecological awareness in pre-school aged children. Sustainable Development. E. Fleszar (ed.), Szczecin, 2005.
39. Gurevitz R. Affective approaches to environmental education: going beyond the imagined worlds of childhood? // Ethics, Place and Environment 2000. No. 3(3). Рp. 253-268.
40. Khanova T.G., Soboleva Yu.A., Platova A.G., Odintsova E.V. Use of the project method in environmental education of preschool children // International Conference on Recent Advances in Engineering, Technology and Applied Sciences, November 23th, 2017, USA, Detroit: Scientific public organization “Professional science”, 2017. Рp. 158-164.
41. Mo Bahk C. Environmental education through narrative films: impact of Medicine Man on attitudes toward forest preservation // The Journal of Environmental Education. 2011. No.
42(1). Рp. 1-13. 42. Peters A., Wilson R. Networking for the Environment // Early Childhood Education Journal. 1996. No. 24(l), Рp. 51-53. 43. Sandlos J. The stories curriculum: oral narrative, ethics and environmental education // The Journal of Environmental Education. 1998. No. 30(1). Рp. 5-9.
 
Авторы:
 
Т. Г. Ханова - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
М. В. Бывшева  - Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
Е. Е. Демидова - МБДОУ «Детский сад №441 ”Кузнечик”», Нижний Новгород, Российская Федерация
 
Источник: 
 
Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 2

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
222 руб

Вкладыши объемные - овощи

Арт.: RNT372-2
438 руб

Вкладыши - Фрукты и овощи

Арт.: MS2893002
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 182 руб

Пазл Карта мира - 82 элемента

Арт.: MSKR143075
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
390 руб

Деревянные овощи

Арт.: RND377
Нет в наличии
390 руб

Деревянные фрукты

Арт.: RND376
Нет в наличии
680 руб

Игра 3 в 1 - Часы

Арт.: sadol0059
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
984 руб

Игра для изучения времени

Арт.: MS3570884
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
3 080 руб

Подарочный Мегачемодан - Вундеркинд с пеленок

Арт.: VSP162000
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
3 450 руб

Игра Вальда - Соберу я урожай

Арт.: MBV0201
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
под заказ
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх