fb Карантин и самоизоляция

Карантин и самоизоляция

Антикризисное карантинное ребенковедение, очередной общечеловеческий челендж.

И тренировка навыков быстрой адаптации к меняющейся реальности. Конечно, после такого короно-кризиса, мир и мы в нем - крепко изменимся. Мне уже интересно посмотреть, во что все это выльется. И какими мы будем.

У меня есть гипотеза - если на проявленном уровне, «во внешних контактах» мы вынужденно дистанцируемся - значит, возможно, пришло время бОльшей близости? БОльшей заботы друг о друге.

  1. Бояться нормально. Не нормально - совсем не бояться, когда есть реальная угроза. Когда мы боимся - делаем много беспорядочных нелогичных действий. Было б здорово - написать список того, что важно делать. Не просто сделать перепост, распечатать картинку. А самому - руками, можно вместе с детьми - написать, нарисовать свой список. И свой план действий. Это поможет и мысли структурировать, и в тело вернуться. В списке важно описать план - что делаем сейчас. Что делаем в случае болезни. (Тьфу.тьфу). Кому звоним, кого вызываем. Список горячих телефонов - вообще полезная вещь. Не случайно - правилам пожарной безопасности и другим "безопасностям" - обучают, рисуют плакаты и навыки закрепляют - в момент реальной опасности, когда мозг временно решает «Бить ему-замереть или бежать»- должна включиться механическая память. Или должна быть внешняя конкретная информация, которая нас «стабилизирует».
  2. Дети с завтрашнего дня на карантине. Важно им объяснить, что происходит и почему. Например: «сейчас многие люди в разных странах заболели. Помнишь, когда мы болели, чтобы не заразить других и чтобы быстрее восстановиться, мы оставались дома. И даже не ходили ни к кому на день рождения. И в кино. Чтобы вирус не распространялся, чтобы люди меньше болели, особенно, чтобы не болели дети - приняли решение закрыть на время школы и садики. Чтобы о вас позаботиться. Мы в безопасности. Ты будешь дома и мы придумаем, чем заниматься эти дни». (Меня знакомый Ребенок сегодня спросил - тетя Света, это нас наказали? Что, все дети плохо себя вели? Мама не знает, куда меня деть.) (этот фон - «из-за меня проблемы» - вообще не очень хор, ребёнку важно знать, что он не виноват) Мы не предполагаем, что себе придумывают и «доваривают» дети. Чем больше информации от нас, тем меньше тревоги.
  3. Я вот подумала - у нас в доме организовать молодежь позаботиться о пожилых соседях. Возможно, привозить им продукты, чтоб те, кто «в группе риска» в магазинах не толпились и не ездили по городу. Возможно, эти же бабушки и дедушки (если нет тех, кто мог бы помочь с детьми) могли бы хоть на полчаса-час во время карантина быть с детьми.
  4. У нас в доме много семей с детьми - примерно одного возраста. И я знаю, что мамы дружат, семьи знакомы. Уже знаю, что будут объединяться и по-очереди собирать у себя по 2-3 ребёнка. Хоть немного снимет нагрузку. Даст возможность хоть какого-то включения в работу.
  5. Можно заняться с детьми во время карантина, воспользовавшись общим временем, поработать, например, со страхом темноты. Родителям важно помнить - во время карантина, особенно, в тревожное время - нам очень важно оставлять себе право на свое собственное время, свое собственное пространство. Детям очень полезно знать, что у мамы сейчас 5-10-15 минут «на заботу о себе», время, когда мама «чик-чирик-я-в-домике». Так Ребенок учится уважать и свое пространство. И учится тому, что о себе можно заботиться. Взрослые, которые находятся все время с детьми - испытывают огромные сенсорные перегрузки. Наша нервная система имеет лимит общения. Если мы не будем брать паузу - осознанно. С уважением к себе - потом будем мучиться чувством вины из-за того, что сорвались на ребёнка. Ребенку (даже младенцу) мы точно не нужны в полном контакте 24 часа в сутки.
  6. На курсах травматерапии преподаватели (из Германии и Швейцарии) предлагали нам в начале сессий практику: «заниматься радостью». Минимум полчаса вспоминать, придумывать то, что вызывает у нас ощущение радости. Это нужно для того, чтобы создать внутри фон, который помогает выдерживать напряжение. То, что оставляет нас в контакте с Жизнью. Радость - то, что сейчас можно пробовать противопоставить тревоге. Как бы ни было сложно - нам важно не терять ощущение вкуса жизни. Это будет нашим «иммунитетом». Фраза - «Я выбираю Жизнь» - не просто фраза. Это наш выбор.
  7. Нам важно знать, как бы мы ни были сильны, что в момент кризиса есть те, на кого мы можем опереться. Возможно, мы сможем быть опорой для тех, кому сейчас тревожней. Надеюсь, рядом есть те, на кого можете опереться вы. Любые кризисы - время «МЫ».

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. ARZAMAS 
    Мультфильмы, книжки, аудио-сказки, видео-лекции и игры. Для подростков очень интересный подкаст Льва Ганкина о музыке, подкаст Урубамба о разных странах.
  2. Детские аудиоспектакли онлайн
  3. Платные он-лайн лекции от Тамары Эйдельман и Ильи Колмановского.
  4. KINDERUNI
    Как ездят беспилотные автомобили? Почему шумит ракушка? Что общего у самолёта и жестяной банки? Как работает 3D-печать? 30 видео-лекций, 240 интерактивный заданий. Лекции доступны на русском и немецком языке с русскими и немецкими субтитрами. Чем раньше ребёнок начнёт погружаться в мир иностранных языков, тем больше вероятность, что он с лёгкостью выучит несколько языков.
  5. РЕШИ-ПИШИ
    Нескучные задания для детей от 3 до 9 лет.  Просто выберите и распечатайте задание по возрасту и дайте ребёнку!
  6. КАРМАННЫЙ УЧЕНЫЙ
    Бесплатный доступ к проекту издательства Розовый жираф и Ильи Колмановского. Подкаст архивный, но своей актуальности не потерял.
  7. Бесплатные онлайн-уроки рисования для детей от ENTERCLASS и KREATIVITY. 

ИГРЫ И ИДЕИ ДЛЯ РАЗНЫХ КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ 

Для детей 3-8 лет. Промышленные и совсем не требующие подготовки. "Чем больше игровой период у животных - тем более развит их интеллект..". Чем больше играют наши человеческие дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе. Игра - это всегда - и развитие, и терапия, и адаптация. Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные - часто дефицитарны. И разнообразные игры - это сенсорная интеграция (Сенсорная депривация - недостаточное стимулирование сенсорных каналов).

Промышленные игры:

У нас дома в любимых - много игр от корпорации DJECO, GRANNA, tactic - Alias, разные Игры-бродилки с кубиками (игры с кубиками - хороши перед сном и быстрый способ подтянуть или не забыть устный счёт, дочка так сама научилась считать)

Визуальный канал:

  • Распечатки раскрасок и книжки-раскраски
  • Рисовать мандалы
  • Рисование одновременно на одном листе
  • Рисование зубной щеткой
  • Рисование ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали)
  • Рисование с закрытыми глазами
  • Выкладывание рисунков нитками
  • Делать ангелов из макарон
  • Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги
  • Детям разного возраста нравится «обрывная аппликация» - вначале на мелкие кусочки руками рвётся или цветная бумага, или листки из журналов, затем, из обрывков делается коллаж.
  • Каждый день недели назвать «своим цветом» - например, понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда- желтый и т.д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или - время от времени кричать - например, «красный» - и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.

Вербальный канал:

  • Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке
  • (Из этого же слова, написанного много раз - можно сделать рисунок)
  • Из букв одного слова - составлять другие слова (например из букв слова трансформатор - можно придумать - торт, трон, март, рот, форма, фарт и проч)
  • Игра "телеграмма" - на каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение (например,СЛОН - суровый лекарь открывает нашатырь :-)
  • Петь
  • Говорить скороговорки
  • Мы с дочкой играем с «угадай предмет» (часть тела, транспорт....) задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»

Тактильный:

  • Игры с кинетическим песком (у нас есть "раскопки динозавров - промышленная игра с формочками - динозавров, раньше дочка играла в пасочки, сейчас - я прячу в песок "сокровища", дитё откапывает)
  • Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы (даже детям 8-9 лет это нравится)
  • Игры с водой - например, запускать, кораблики по воде, перемещать их дыханием
  • Домашние бассейны с шариками
  • Узнавать предметы наощупь (эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты - по аромату)

Аудиальный:

  • Слушать тишину (моя любимая игра :-)))
  • Закрыть глаза и различить как можно больше звуков
  • Написать букву р - в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребёнка, чтоб произносил звук - повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос)
  • С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом...)

Пространственное восприятие, концентрация, 3D
(такие игры стимулируют и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением)

  • Змейка (дочке подарили игру из моего детства - очень ей нравится, я нашла в интернете схемы новых фигур)
  • Магнитный конструктор
  • Мозайки, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки
  • Оригами
  • Джанга
  • Микадо (можно вместо промышленных «палочек» использовать карандаши, ложки...)
  • Шашки, шахматы, домино
  • Пазлы
  • Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме
  • Запускаем волчки, наблюдаем за их кружением
  • Домашний квест,поиски сокровищ
  • Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре (можно говорить - вправо, влево, прямо... а можно молча - прикасаясь к правому, левому плечу, спине)

"Оральный праксис" и "игры с дыханием"

  • мыльные пузыри
  • Аэробол - дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, "задувая" голы)
  • Задуваем свечи
  • Стараться поддерживать в воздухе лёгкий предмет,например, перо
  • Вместе петь
  • Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги - попадать им в «цель»

"Социальные игры"

  • Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр
  • Теневой театр
  • Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан (это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед, усадить ребёнка за рисованием меню...:-)
  • Варить вместе шоколад
  • Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона. (мы по дочкиным сказкам и рисункам иногда делаем фильмы)
  • Делать домик из подушек и пледов - ходить в гости :-)
  • «Встретить" детей с друзьями - в zoom, чате Вайбера и проч
  • Оркестр (инструменты - все, что издаёт звук в доме)

Движение:

  • Твистер
  • Пальчиковый твистер
  • Прыжки на шаре-прыгунке (Вместо батута - прыжки на разрешённой подушке :-)
  • Прятки
  • Битва подушками
  • Битва шариками
  • Когда мы ограниченны в движении - дочка особенно любит настольный (накроватный :-) футбол.
  • Мы часто с дочкой танцуем «разное настроение». (Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы «танцпола» и ввести дополнительное правило - за них не выходить)

Важно помнить, что дети до 6 лет стремятся играть в «эгоцентрические» игры - по своим правилам. Но когда мы им предлагаем игру с установленными правилами - это готовит их ко «взрослой жизни» со следованиям определенным нормам (это профилактика «социальной депривации»)

Авторы: Светлана Ройз и Marina Kozlova.

Все статьи
Товары по теме статьи
66 руб

Игра - Изучаем календарь

Арт.: MS2420686
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
100 руб

Пособие - Слоговые таблицы

Арт.: MS2196079
247 руб

Домино - Формы и цвета

Арт.: wtqq0879
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
300 руб

Балансир - Верблюд

Арт.: sadol0062
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
264 руб

Часы с механизмом

Арт.: MSC102F
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Хит
399 руб

Игра - Обжоры

Арт.: ms2889428
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
300 руб

Балансир - Слон

Арт.: sadol0061
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
352 руб 452 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
359 руб

Игра - Читай играя

Арт.: tomik187
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
398 руб

Игра - маленький дизайнер

Арт.: ms3050658
405 руб 556 руб

Творческий набор - Танграм

Арт.: sadol1030116
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
492 руб

Балансир - животные

Арт.: wt6103b
Хит
525 руб

Кукольный театр - Теремок

Арт.: MS2499418
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
560 руб 890 руб

Математическая игра - Ёжик

Арт.: sadol0051
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
635 руб

Игра - Два медведя

Арт.: MSMDI182
623 руб 823 руб

Балансир - Совы

Арт.: sadol1030108
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
675 руб

Набор плотника в рюкзачке

Арт.: sadol1010162
760 руб

Магнитная игра - Маски

Арт.: sadol0022
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
760 руб

Магнитная игра - Профессии

Арт.: sadol3060002
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
690 руб 740 руб

Конструктор - Красная изба

Арт.: msub20602
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Хит
969 руб

Набор доктора

Арт.: viga50530
786 руб 886 руб

Логическая игра - Башня

Арт.: cub15016
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
910 руб 1 280 руб

Обучающая игра - Формы и цвета

Арт.: sadol1614
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
910 руб

Лабиринт - Божья коровка

Арт.: sadol3030002
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 042 руб

Деревянная пицца на липучках

Арт.: sadol1040071
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 072 руб

Набор доктора в рюкзачке

Арт.: ВВ3817
Хит
968 руб 1 299 руб

Танграм с сюжетными трафаретами

Арт.: sadol3050001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
1 296 руб

Логическая игра - Smart Car

Арт.: sadol3020025
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 273 руб

Весы с гирьками Beluga

Арт.: WT77026
Хит
1 790 руб 2 400 руб

Набор фигурок диких животных - 12 шт.

Арт.: wt7264
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
2 425 руб 2 890 руб

Набор фигурок динозавров - 12 шт.

Арт.: wt8012
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх