fb Ключи к независимости, индивидуальности и ответственности

Ключи к независимости, индивидуальности и ответственности

У каждого ребёнка есть потенциал быть любознательным и заинтересованным, чтобы ему нравилось пробовать новое, чтобы он думал сам за себя, был полон планов, умел занять себя в одиночестве, ценил оригинальность и креативность, любил самостоятельно познавать новое, отвечал за свои действия и их последствия, видел в жизни выбор, ценил собственную самобытность и неповторимость, редко скучал, был полон жизненных сил, стремился к автономии и независимости, стремился быть самим собой, уважал и принимал свои и чужие границы.

Скорее всего большинство родителей мечтают, чтобы их дети обладали такими характеристиками. Жизнь не просто случается с такими людьми, они сами управляют жизнью, и не стесняются быть иными, непохожими, не боятся проявлять любопытство и заинтересованность миром, который лежит вне круга их привязанностей.

Вопрос: откуда берутся такие качества личности?

Эти характеристики не передаются по наследству. Ни один ребёнок не рождается с упомянутыми выше качествами, но любой ребёнок, приходящий в этот мир, обладает потенциалом их иметь. Довольно долго считалось, что этим качествам можно ребёнка научить, но сейчас понятно, что нет. Все исследования показывают, что чем больше вы пытаетесь стимулировать любознательность и самостоятельность, тем быстрее эти черты в ребёнке исчезают. Не зависят эти характеристики и от интеллекта. Ребёнок может быть очень умным и быть напрочь лишён желанных качеств, или быть отстающим в развитии но наполненным идеями, желанием сделать самому, готовностью нести ответственность.

Все эти черты личности — результат процесса становления.

Процесс становления - это один из любимых предметов изучения психологами развития и известен под множеством имён: процесс дифференциации, процесс индивидуации, процесс сепарации, сила взросления, само-актуализация, само-реализация, и т. д. Концепция пробуждения и становления жизненной силы исследовалась философами (Руссо, Кьеркегор, Сартр, Гёте) и психологами (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Отто Ранк, Хайнц Вернер и Хайнц Кохут и другие).

В принципе, именно вера в существование жизненной силы и отличает истинного психолога развития в философском смысле. Теория Эрика Эриксона состоит из восьми стадий развития личности. Всеобьемлющая теория Карла Юнга об индивидуации глубока, но, к сожалению, сосредоточена на взрослых, а не на детях. Приверженцы поведенческой психологии и теории обучения отказываются признавать процесс становления, считают, что желаемое поведение является результатом обучения или подкрепления. Они считают, что независимость, автономия, осознавание границ, интерес, любознательность, ответственность — это навыки, которым можно обучить или сформировать, подкрепляя желательное поведение.

Цель процесса становления — жизнеспособность

Жизнеспособность в качестве отдельной сущности, независимо от других. Жизнеспособность может проявляться на разных уровнях: например, на уровне клетки, или на уровне системы. Физически ребёнок становится жизнеспособным с перерезанием пуповины, когда он готов существовать отдельно от материнского организма, но потребуется не меньше двух десятков лет, прежде чем человек сможет стать жизнеспособным психологически.

В дальнейшем жизнеспособность тестируется на многих уровнях: ребёнок учится самостоятельно передвигаться, самостоятельно кушать, говорить. В 2-3 года ребёнок начинает демонстрировать первые признаки психологической жизнеспособности, когда после времени, проведённого вместе, насытившись привязанностью, можно почувствовать его энергию дерзновения: «Я сам!», «Не помогай мне, отойди». Эта стремление к независимости длится недолго, быстро проходит, но это хороший знак.

Обычно на биологическом и физическом уровне жизнеспособность развёртывается автоматически (за исключением некоторых болезней, тормозящих рост), а вот на психологическом уровне процесс не столь автоматичен. Вернее, он будет происходить сам, но при наличии благоприятных условий.

Признаки жизнеспособности

Способность действовать независимо от своих привязанностей

Ребёнок не просто энергично исследует мир вокруг себя, он наполнен энергией, но это не срочная и не тревожная энергия действия, а наполненность собой в самом лучшем смысле слова. Такой ребёнок полон своих идей, интересов и инициатив и намерений.

Индивидуальное чувство собственного «Я»

Ни один ребёнок не рождается с чувством собственного «я», это чувство должно вызреть. Осознание себя формируется с двух сторон: со одной стороны с помощью привязанности, когда формируется представление о себе, как принадлежащем к определённым группам, и отвечает на вопрос «кто же я», и с другой стороны, в процессе становления формируется осознание себя, как отдельного уникального существа, единственного в своём роде.

Отношения с самим собой

Человек становится способен спорить с самим собой, наблюдать за собой, принимать себя, ценить или осуждать себя. Тот, у кого установились отношения с самим собой, уже никогда не будет одинок, что одновременно является и хорошей новостью и плохой. Но если у вас нет отношений с самим собой (как Г.Ньюфелд говорит об этом «Никого нет дома») то и с другими ваши отношения не будут складываться. Вы либо будете вторить мнению других людей, либо не будете принимать точку зрения другого вообще.

Инстинкт оберегания своего «я»

Инстинкт самосохранения активизируется после того, как ребёнок достигает достаточного уровня жизнеспособности. Теперь он ценит свою индивидуальность вместо того, чтобы её стесняться. Ребёнок автоматически чувствует себя виноватым, когда действует против своих принципов, когда вынужден притворяться кем-то другим, идти на компромисс с самим собой.

Как же формируется способность действовать в отрыве от своих привязанностей и уважать собственное «я»?

Энергия дерзновения

Ничего не наполняет ребёнка большим самоуважением, ничто не раскрывает для него так ярко глубины его «я», как способность сделать что-то самостоятельно, научиться функционировать независимо, постичь что-то самому и узнать свои мысли, идеи, ценности, понять свои предпочтения. Наполненный энергией дерзновения ребёнок проявляет желание рисковать, отваживаться, делать ошибки, брать на себя смелость. Он отрывается от своих привязанностей, чтобы исследовать мир. Энергия дерзновения не постоянна, и зависит от многих факторов, но я перечислю некоторые её признаки. Ребёнок исследует мир, используя свою привязанность, как базу. 

Ребёнок интересуется новым и необычным.

Проследите, куда направлено внимание вашего ребёнка, куда направлен его взгляд, на что-то знакомое, к чему он привязан, или на что-то новое и необычное. Заинтересованность в новом и необычном мы называем любопытство, интерес, увлечение.

Становится автономен и независим, самостоятелен.

Опять таки, это будут взлёты и падения. Малыш, который со слезами на глазах натягивает колготки, но вас не подпускает, потому что хочет сделать это сам; ребёнок постарше, который кричит, потому что вы подсказали ему слово, которое он хотел прочитать самостоятельно. Хочет ли ребёнок сделать что-то самостоятельно? Хочет ли он стать независимым? Это не зависит от его реальных умений, это энергия, которая исходит от ребёнка.

Начинает ценить свою индивидуальность и уникальность.

Спросите своего подростка: неужели ему никогда не хочется быть самим собой, неужели не жалко терять свою индивидуальность. Многие просто не поймут вопроса, но некоторые, наполненные энергией становления, ответят, что да, с одной стороны не хочется выделяться, но с другой стороны, очень часто они ощущают, что предают самих себя.

Ребёнку важно быть источником идей и действий.

Для ребёнка, наполненного энергией дерзновения, очень важно быть источником своих мыслей, целей, значений, идей. Но это должно прийти изнутри. Так, 4-х летка, наполненный собой, будет спорить с вами о том, что небо не голубое, что у слона не 4 ноги и что завтра утро не наступит, если источником этих идей был не он. Потому что это должны были быть ЕГО идеи, а не ваши. Для таких детей немыслимо присвоить чужую идею или работу.

Помогайте проявляться энергии дерзновения

Правило номер один - напитайте ребёнка привязанностью.

Выделите время для общения: обнимите, скажите, как вы его любите, позаботьтесь о нём. Особенно это важно перед разлуками, когда вы отправляете ребёнка в места, где хотели бы от него проявления энергии дерзновения: школа, кружки, поход в незнакомое место.

Поощряйте инициативу ребёнка. 

Цените его собственные мысли, идеи, увлечения. Ставьте содержание превыше формы. «Мама, я сделал это сам!» важнее, чем «Мама, а тебе нравится то, что я сделал?».

Обеспечьте материалами. 

Бумага, карандаши, краски, пластилин, книги, диски, а также благоприятные возможности для творческого проявления («Скоро у бабушки День рождения, давай ты нарисуешь ей открытку»).

Предоставьте ребёнку пространство для проявления себя

Дайте ребёнку возможность самому докапываться до сути вещей, не подгоняйте «ранним развитием». Ребёнок, который самостоятельно научился читать, понимает, что ему всё по плечу, любое знание он может добыть самостоятельно. Это ощущение бесценно для дальнейшего процесса становления, когда ты понимаешь, что выше — только небеса. К сожалению, большинство современных городских детей лишены роскоши почувствовать возбуждение от только что сделанного открытия, от того, что вчера ещё пугающее и непонятное становится ясным и понятным сегодня. Мы пичкаем их ответами до того, как появляются вопросы.

Создавайте пустоты для наполнения энергией дерзновения: время и место, свободное от внешнего давления, от руководства и оценивания, от стимуляции, от социального общения. Организуйте ситуацию, в которой ребёнок будет находиться в одиночестве, без прессинга, что от него чего-то ждут, и без возможности занять себя чем-то извне.

Свободная игра

В идеале, время, свободное от стимуляции, будет заполняться свободной игрой. Итак, в начале вы обеспечиваете ребёнку контакт и близость, и когда ребёнок насыщается — наблюдаете. Как много времени ему понадобится, чтобы начать что-то придумывать, рисовать, лепить, строить, играть ради игры, а не за какое либо поощрение? Многие современные родители слишком много играют со своими детьми. Они становятся постоянным товарищем по играм для своего ребёнка, и если ребёнку «скучно», то тут же бросаются придумывать новые развлечения. Попробуйте не вестись на ребёнкино «мне скучно», подержать его в этом состоянии и дождаться, когда (успокоенный в привязанности!) он начнёт искать источник развлечения внутри себя. «Нет, я не могу сейчас поиграть с тобой. Я никуда не ухожу, я буду рядом, но играть с тобой не могу».

Постепенно расширяйте подконтрольное ребёнку пространство

Ещё один способ выявить в ребёнке энергию дерзновения, это давать ему контроль и ответственность. Ребёнок, сидящий в водительском кресле своей жизни, будет чувствовать, что он управляет своей жизнью, и будет стремиться реализовать свой потенциал.

Предоставьте пространство, в котором ребёнок сможет безопасно проявить свою волю («какое платье ты хочешь надеть, розовое или сиреневое?»); там, где возможно, давайте ребёнку автономию («ты сам можешь решать, во сколько тебе ложиться спать»); предлагайте проекты, в которых ребёнок будет главным («ты можешь оформить свою комнату по своему желанию»); доверяйте ребёнку ответственность («мне кажется, ты уже достаточно взрослая, так что если хочешь, можешь самостоятельно приготовить всем завтрак»).

Наша задача как родителя — определить, сколько свободы и в каких областях по силам ребёнку и постепенно в этих областях заменять свою ведущую роль ролью консультанта.

Поддерживайте благие намерения

Если ваш ребёнок учит уроки только для того, чтобы вы его похвалили, если обнимается с бабушкой, чтобы выторговать конфет, а свою комнату убирает из страха не получить карманные деньги, то как только пропадёт стимул, пропадёт и желаемое нами поведение. Только если поведению будет предшествовать намерение получить хорошую оценку, приласкаться к бабушке, жить в чистоте, это поведение будет искренним. И для начала не важно, смог ли ребёнок реализовать своё намерение, главное, чтобы оно было.

Старайтесь поддерживать в ребёнке хорошие побуждения, даже если в итоге он забыл, отвлёкся, не довёл дело до конца: «Я знаю, ты не хотел, чтобы всё так получилось», «Давай посмотрим, может я смогу тебе чем-нибудь помочь в следующий раз».

Помогайте ребёнку ставить перед собой реалистичные задачи, предугадывайте, что может помешать и старайтесь показать это : «Солнышко, завтра к нам в гости приходит твой двоюродный брат, которого ты так долго ждал, как ты думаешь, ты уже достаточно взрослый, чтобы делиться игрушками? Могу я рассчитывать на тебя?».

Будьте на стороне ребёнка, поддерживайте, вдохновляйте и отождествляйте его не с его неприемлемым поведением, а с его благими намерениями, даже если вы уверены, что он говорит о них, просто чтобы отвязаться от вас: «Так приятно знать, что ты не хотел съесть килограмм конфет, а просто не смог остановиться».

Охраняйте проявления индивидуальности

Обеспечьте пространство, свободное от стыда. Нет ничего более обескураживающего, чем испытать стыд от проявления собственной индивидуальности. Особенно это бьёт по тем, в ком только начинает проявляться энергия дерзновения.

Постарайтесь не обесценивать мотивацию «я сам, я могу» похвалой или наградами. Хвалить можно, но ребёнок не должен почувствовать, что ваша заинтересованность в его успехе больше, чем его желание добиться успеха.

Не фокусируйтесь преждевременно на форме. Нам так хочется увидеть «красивый» результат, что мы начинаем ценить форму больше, чем содержание. Учим детей как надо делать вместо того, чтобы поддержать их страсть. Когда техника игры на скрипке начинает становиться важнее желания играть, мы убиваем на корню стремление к самовыражению, к проявлению энергии дерзновения.

Когда работаете над формой, дайте дерзновению лидировать

Акцентируйте внимание на устремлениях, а не на достижениях и заслугах. Цените инициативу выше реализации. В обучении старайтесь идти за ребёнком, за его любопытством и интересом. В творческом процессе ставьте оригинальность и аутентичность выше исполнения.

Отдельно хочется сказать про проблему ранней социализации. Когда мы выводим детей во внешний мир до того, как они сами эмоционально к этому готовы, мы вынуждены ставить форму выше содержания, мы вынуждены обращать больше внимания на то, как они себя ведут, чем что они чувствуют по отношению к людям, с которыми общаются. Но то, что вы научите ребёнка говорить «спасибо» и «извините», не будет значить, что в душе его появится благодарность или раскаяние о сделанном поступке. К сожалению, когда мы поощряем детей делать «правильные» действия не испытывая при этом душевных колебаний, мы своими руками прокладываем дорогу нарциссизму.

Подытожить вышесказанное можно тремя предложениями: 1) создайте надёжную утробу, 2) дайте ребёнку пространство, где он сможет проявлять себя и 3) доверьтесь процессу.

Автор: Ольга Писарик
Источник: olgapisaryk.livejournal.com/117906.html

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх