fb Кризис одного года

Кризис одного года

Период ходячего детства начинается с нормального возрастного кризиса -кризиса одного года. Это уже второй кризис психологического развития ребенка (первый связан с его рождением). Вообще все развитие малыша - это чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.

Кризис одного года связан с тем, что в это время у ребенка уже активно развиваются его познавательные процессы. Малыш начинает осознавать свои новые возможности, и у него появляется потребность реализовывать их. При этом ему пока еще тяжело сделать это, он не знает, когда и как можно их проявить. Условно говоря, ребенок хочет, но не может сделать то, что ему хочется, поэтому кризис одного года еще принято называть «кризисом психических процессов», или «кризисом возможностей».

Развитие кризиса одного года связано с появлением ряда новообразований. Первым из них является ходьба, она дает ребенку возможность поближе познакомиться с теми предметами, которые его окружают дома и на улице. Во время ходьбы у ребенка возникает множество проблемных ситуаций, маленьких задач, которые необходимо решить. Взрослые, часто не понимают того, что простейшие, казалось бы, вещи вызывают у ребенка затруднение, и не воспринимают многие ситуации как задачи. Например, ребенок с игрушкой в руке стоит у закрытой двери и не знает, как открыть ее. Как обычно ведет себя мама? Она бросается на помощь малышу и решает его проблему. А ведь ребенку под силу справиться с ней и самому. Вот в таких простейших, обыденных ситуациях и происходит развитие его мышления, его интеллекта.

Второе новообразование кризиса - речь. Лепет младенческого возраста становится все более «человеческим», появляются простые слова и иногда даже словосочетания. Однако годовалый ребенок еще не является до конца говорящим. Его язык пока еще не средство общения, малышу трудно выразить свое желание в словах. Он общается с помощью знаков: мимики, жестов, движений.

Появляются и новые эмоции. Они связаны с собственной активностью ребенка, то есть он может испытывать радость или огорчение от того, что сам делает. Однако эти эмоции часто неадекватны, их сила не соответствует причине, вызвавшей реакцию. Малыш может сильно заплакать потому, что он бросил игрушку и не может, а точнее даже и не пытается ее достать. Преодоление таких «кризисных» эмоций во многом обусловливает прохождение малышом всего кризисного периода. В период кризиса ребенок становится капризным, раздражительным, требует к себе постоянного внимания родителей. Начало и конец этого периода обычно незаметны, но, как правило, выделяется пик кризиса, время, когда негативное поведение малыша особенно заметно. Кризис одного года обычно скоро проходи, поскольку малыш очень быстро находит возможности применения своих новых способностей в окружающем мире. Этот кризис достаточно легко переживается и ребенком и родителями и обычно не требует како-то специальной коррекции. Необходимо просто быть последовательным в отношениях с ребенком и следовать нескольким простым правилам общения с ним:

  • не акцентуировать внимание на негативном поведении малыша, на его капризах и требованиях. Необходимо попробовать определить причину, которая вызвала такое поведение, и показать малышу, как можно справиться с ней;
  • не спешить сразу же помогать ребенку, если у него возникло какое-то затруднение. Дать ему возможность разрешить его самому.
  • не оставлять ребенка одного наедине с «задачей». Если малыш не может справиться с ней, только тогда помочь ему, объясняя свои действия, а затем предложить сделать еще раз то же самое, но уже самостоятельно;
  • создать ребенку «проблемные» ситуации и учить его самостоятельно справляться с ними. Объяснить, что слезы и обида не помогут справиться с делом, любую проблему можно решить, а если не получается, то мама и папа всегда придут на помощь.

Автор: Трифаненкова С.В. - смоленский областной центр диагностики и консультирования.

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх