fb Кризис первого года жизни ☆ Razymnik.ru
Разумник прелоадер

Кризис первого года

годовалый ребенок

В семье родился малыш, позади первые напряженные месяцы, когда он рос и развивался с невероятной скоростью. Казалось бы, только вчера он бессвязно лепетал и мило «агукал», хаотично размахивал ручками и ножками радуясь простым движениям, и вот уже в доме слышны его первые неуверенные шаги, он произносит первые «ма», «па», «дай». Прошел год, и едва все привыкли к новому ритму жизни, как внезапно в семейном море радости и покоя начинается настоящая буря, шторм, который  вновь испытывает на прочность физические силы и нервы. Кажется, что ребенка просто подменили – с отчаянным криком он падает на пол и закатывает жуткие истерики, кусается, брыкается, возмущенно протестует, на своем «тарабарском» языке выдвигает требования и ультиматумы. Родители в растерянности, и начинают искать причины, думая, что наверно  разбаловали кроху или ему нездоровится... что ж, поздравляем, вы вступили в  кризис первого года!   

кризис 1 года

Перемены часто пугают, улыбнитесь и смиритесь с неизбежностью – как море постоянно не бывает безоблачным, так и кризисы обычное явление в жизни человека.   Невозможно что-то понять и двигаться вперед, не выучив необходимые уроки. К году у ребенка появляется много новых навыков: он произносит слоги и простые слова; пробует собирать и разбирать пирамидку и составлять кубики;  брать небольшие предметы пальчиками и бросать мячик; играет с посудой; копирует действия окружающих его людей; исследует и тащит в рот все, что попадает в зону его видимости. Некоторые  малыши уже вполне уверенно самостоятельно ходят и даже бегают, другие осторожничают и передвигаются,  держась за руку мам.  Карапуз вырос из пеленок, у него появилось гораздо больше возможностей познакомиться с миром вокруг, он хочет использовать новые умения, а наталкивается на запреты и ограничения.  Это вызывает у маленького первооткрывателя непонимание и протест.  Подумайте, разве плохо, что малыш хочет быть самостоятельным?  Кризис первого года сигнализирует о том, что домочадцам пора менять свое поведение и отношение к малышу, как к живой кукле.  Как же пережить этот непростой период?

  • Раньше  малыш полностью зависел от взрослых, о своих потребностях он извещал криком и плачем, а вы выполняли его требования и удовлетворяли запросы.  Вот в поле зрения попал яркий предмет, и вы вместе подходили к нему и исследовали...все делали или вместе или за него.   Годовалый малыш начинает ощущать свою отдельность от мамы и хочет набивать «свои шишки».  Первые «я сам» начинаются именно в это время, и  как показывает опыт, маленький непоседа  может добраться до самых труднодоступных мест  квартиры, уронить все что падает и разбить все, что бьется. Не успеешь «глазом моргнуть», а  его рот уже набит неизвестно чем, нежные пальчики тянутся к опасной электрической розетке, а оставленная на столе кастрюля с горячими щами грозит обрушиться (в лучшем случае) на пол.  Уберите подальше опасные и дорогие  вещи, те,  что можно сломать или испортить, закройте специальными заглушками розетки, пусть в зоне его досягаемости останется все, что  можно трогать и изучать без вреда для здоровья. На время забудьте о красоте интерьера, и чистоте обеденного стола -  дайте крохе максимум свободы и позвольте самостоятельно  изучать окружающее его пространство.  Потерпите, когда у малыша  ускользает  ложка,  если он весь перемазался в каше и руками рисует из нее на столе узоры,  из макарон строит «домики», а из хлебных крошек запускает  в супе кораблики. Руки и стол отмоются, зато, сколько будет сделано открытий! 
  • Как можно реже употребляйте  слово «нельзя», ведь если в семье много запретов, то  вы рискуете, что малыш из любопытного исследователя превратиться в малоинициативного, боязливого, тревожного ребенка.  Сопротивляясь запретам и пытаясь добиться желаемого, ребенок капризничает и громко рыдает. Если речь идет о четко обозначенных запретах, то малыш должен осознать, что слово родителей твердое и окончательное. Плачущий ребенок требует вашего внимания, его нужно пожалеть и приласкать, но все-таки оставаться непреклонным в своих решениях.  Будьте последовательны  и пусть все члены семьи папа, бабушка, дедушка вас поддержат. Например, если   мама запрещает трогать пульт от телевизора, то пусть и папа требует того же,  иначе кроха не будет понимать, что от него хотят, научится хитрить.  Во-вторых,  дайте  убедиться малышу  на собственном опыте, что запретный предмет опасен, например, позвольте дотронуться до горячего чайника. Если такое невозможно, то переключите его внимание, покажите что-то другое, интересное. На каждое «нельзя», найдите то, что «можно». Ограничения дают представление о границах дозволенного. Тем самым приобретается уверенность в надежности и системности окружающего мира, а это важно для каждого человека, чтобы чувствовать себя устойчиво. Полностью исключить из жизни запреты, конечно невозможно – это в будущем может  привести к  вседозволенности,  но в ваших силах свести их к минимуму.
  • Дайте возможность проявить малышу свою самостоятельность. Пробует сам есть кашу – дайте  ложку, хочет помочь маме помыть посуду – подсуньте мочалку, натягивает на себя штанишки – не мешайте попыткам. Первое время у малыша многое не получается, тогда «позовите» на помощь игрушки и сказочных героев  –  накормить поможет плюшевый мишка, а посуду мягкими лапками помоет резиновый зайка.  Старайтесь  расширять словарный запас малыша: чем бы вы ни занимались, постоянно комментируйте свои действия, повторяйте   простые стишки, например: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели, чтоб смеялся роток и кусался зубок»; «А для нашей лапушки затеем оладушки, испечем блика – покормить сынка!»; «Где же наши ушки? – слушают пестушки. А где глазки? – смотрят сказки. А где зубки? – прячут губки. Ну а ротик на замочек»; «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: наша деточка пойдет, через киску упадет».

В первый год у малыша закладывается фундамент его отношений с миром и людьми, на основании полученного опыта он оценивает, насколько он опасен или безопасен. Ваш кроха должен себя чувствовать любимым и защищенным. Пережив вместе кризис первого года, вы получите бесценный опыт и посеете семена будущей счастливой жизни для вашего ребенка. Рано или поздно кризис закончится, а пережитые  трудности сделают всех  членов семьи опытнее и мудрее.

кризис первого года жизни

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты, эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Ребёнок не говорит. Что делать?

Задержку речи, связанную с отсутствием мотивации к общению, можно быстро исправить – важно не упустить время и начать заниматься с малышом.

Сенсорная интеграция

Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»), а интегрировать - значит собрать разные части в единое целое, чтобы они работали слаженно, как одна система.

Вверх