fb Памятка ответственного родителя

Дополнительное образование

Каждый ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок был образованной и разносторонне развитой личностью. Да и в сфере дополнительного образования появляется все больше новых клубов, кружков и секций самых разных направлений. Большинство родителей полагает, что для успешного будущего ребенка его необходимо развивать всесторонне - интеллектуально, физически и эстетически. 

Действительно ли кружки и секции так необходимы современным малышам и школьникам для того, чтобы стать достойными членами общества?

Подчас мальчики и девочки живут по строгому тайм-менеджменту, требующему от них успевать на все занятия. И все только потому, что родители хотели бы развить в своих детях те способности, которых нет в них самих, или же просто свято верят, что большое количество секций на неделе – путь в успешную жизнь.

Сегодня сложно найти родителей, которые не водят своего ребенка хоть куда-то. На вопрос «зачем?» они часто не могут дать вразумительный ответ. Дело ограничивается либо традиционным «для всестороннего развития», либо «сейчас все водят, без этого нельзя». Когда же спрашиваешь, к чему ребенку такое количество кружков, чаще всего слышишь в ответ: «Ему нравится». А может, ребенок просто боится родительского осуждения? Или бежит из дома от вечно занятого родителя, контроля, ожиданий, требований или претензий?

Дети дошкольного возраста изучают мир вокруг, поэтому сажать их за парты и начинать целенаправленно готовить к школе с 3-х лет не стоит. В этом возрасте для гармоничного развития необходимо давать ребенку творческую свободу. Такую свободу малыш получит самостоятельно в развивающей среде, играя и занимаясь творчеством. Сейчас для него необходимо сформироваться, познать себя, способности своего тела, голоса, рук, попытаться перенести эмоциональные образы на бумагу или пластилин. 

Детям школьного возраста необходимо успешно адаптироваться к школе, начать выстраивать отношения со сверстниками и учителями. В этом помогут настольные игры, изучение эмоций, поддержка и простое человеческое общение с близкими.

Будьте внимательны к школьнику. Если ребенок приходит домой уставший, грустный, у него пропадает аппетит, портится сон, нет азарта и интереса, то не следует создавать ему дополнительную нагрузку. Отдых необходим ребенку, и не всегда этот отдых должен быть связан со сменой деятельности. Возможно, ваше чадо просто захочет поспать днем или поваляться на кровати, и это не менее важно. 

Прислушивайтесь к желаниям своего ребенка, он способен осознать и сказать, чем ему интересно заниматься, а чем – нет. Уважайте его желания. Если он не хочет заниматься, к примеру, большим теннисом, – не настаивайте. Вместе выберите тот вид спорта, который понравится сыну или дочери. Выясните причину, по которой ваш ребенок отказывается ходить на занятия. Если это из-за непривычки («привязанному» к маме малышу порой непросто даже на 45 минут остаться без нее), но предмет изучения нравится – вместе с преподавателем помогите крохе привыкнуть.

Дети, которые заняты помимо школы дополнительными занятиями, более организованные, целеустремленные и собранные — правда или миф?

Это не связано. Степень целеустремленности и собранности не связана с наличием или отсутствием дополнительных занятий. Это связано со многими другими факторами: с тем, как устроена жизнь в семье, с личными качествами родителей, с тем, как в семье относятся к вопросу организации своего дня, насколько целеустремленными являются родители, какой сам по себе ребенок от природы. Да, дополнительные занятия могут влиять и влияют, безусловно, на жизнь ребенка, потому что они создают дополнительный вариант досуга, или занятия, или развития, в любом случае они меняют график ребенка. Дополнительные занятия никак не влияют на личную собранность или организованность ребенка.

Почему детям полезно - скучать? 

Рассказывает Анна Скавитина, - психолог, аналитик, член IAAP, супервизор РОАП и Института Юнга в Цюрих, эксперт журнала «Psychologies»:

Вхожу в кабинет. Меня уже ждут. Активная симпатичная мама и ее пятилетняя дочь, жмущаяся к маминому боку. Девочка из-под маминой руки украдкой меня рассматривает.

«Ей вечно скучно! Она вообще не может себя занять. Все время слышно „Мам, ма-а-ам!“ Говорю: „Иди поиграй, порисуй, мультики посмотри“. Пойдет на пять минут и опять: „Ску-у-у-учно!“ Полон дом игрушек, можно подружек позвать, но никак. Боюсь, так и вырастет безынициативная. Так всегда было. И в год, и в два, и сейчас. Уже ей пять, скоро школа, а она ничего не хочет».

Девочка пытается поймать мамин взгляд, но мама на нее не смотрит. Тогда она начинает отщипывать катышки с маминого свитера. «Маш, тебе что, заняться больше нечем? Дай поговорить!» Маша отдергивает руку, но через минуту продолжает. Отрывание катышков ее явно успокаивает. Трудно слушать, когда тебя обвиняют, и молчать. Хотя бы катышки, собирающиеся в ее руке, выражают ее злость на маму и эту ситуацию.

— Скажите, пожалуйста, а вы скучаете?
— Я? Когда мне скучать? То постирать, то приготовить, то по работе позвонить. У меня на скуку нет времени.
— А вы играете с Машей?
— Играю. Иногда. Но, если честно, то мне с ней играть неинтересно. Почитать могу. Я вообще играть не умею.
— То есть вам скучно с ней играть?
— Можно и так сказать.

Стоп. Ребенку скучно или нам скучно с ребенком?

У нас, взрослых, так много важных и полезных дел, полностью захватывающих наше внимание, что не всегда остается время для ребенка. А он чувствует, что его отвергают, им не заняты, вот и приходит со своим «ску-у-у-учно». Замечали ли вы, что когда вы заняты чем-то «общественно-полезным», например, готовите еду, гладите белье и так далее, то ребенок может какое-то время заниматься своими делами. Но стоит вам прилечь на диван, чтобы полистать журнал или сесть с чашкой кофе за стол, как именно в этот момент раздается топот детских ножек и требование обратить на них внимание. Дети как будто неосознанно возвращают нас в семью, не дают нам заниматься ничем для самих себя. И это нас раздражает. Они словно говорят: «Мама, ты не имеешь права на свою отдельную жизнь! Твоя жизнь — это я!» Нам так хочется, чтобы ребенок был постоянно чем-то занят, оставил нас в покое, дал нам время для самих себя.

Дети обращаются к нам за помощью: подскажи, как мне определиться, чего я хочу. Скука — это не когда ничего не хочется, а когда хочется, но непонятно что.

«А, я поняла! — сказала одна мама. — Скука похожа на состояние, когда хочется вкусненького, но ничего не подходит!»

Да, похожа! Когда «вкусненькое не подходит», дело не в том, что мы голодные, а в том, что мы хотим вообще не еды. А тепла, поддержки, проявлений любви.

Скука, как любое чувство, очень важна. Чувства — это инструмент оценивания внешнего и внутреннего состояния. Они отличают нас от машин. Очень трудно запрограммировать скучающего робота. Что же нам показывает скука? Для чего она нужна? Скука помогаем нам запустить процесс оценивания своего состояния. Что я могу? Что я хочу?

Скука указывает, что сейчас мы занимаемся не самым интересным делом, а ведь это интересное где-то есть или его можно придумать! Можно сказать, что театр, музыка — все искусство, даже наука — появились в результате того, что кто-то скучал. В момент скуки мы понимаем, чем нам точно не хочется заниматься. Именно в тишине, в состоянии скуки, если из нее не убегать, начинает работать воображение, рождаются фантазии, приходят разные оригинальные идеи, мы ищем и решаемся делать что-то новое.

Для некоторых родителей скука — это настолько невыносимое состояние, что они пытаются всеми силами занять себя и своих детей чем угодно, лишь бы не было пауз: все кружки и секции в городе, тысячи «делалок» и «развивалок» в виде книжек и наборов самоделкина дома. За всем этим стоит тревога: мы ничего не успеем, мы ничего не добьемся. Результат обычно парадоксальный: все бегают как белки в колесе, устают, но как только пауза — ску-у-у-учно. Потому что пауза позволяет почувствовать тревогу внутри.

Если не учить ребенка выдерживать состояние скуки, понимать, зачем она ему нужна, то мы получим человека, который берется за все, не доводя ни одного дела до конца — потому что скучно заниматься старым. Бросая одно, он сразу же начинает другое. По кругу, раз за разом, перепрыгивая от одного занятия к другому, с одной работы на другую. Начатых дел много, доведенных до логического завершения — почти нет. Мы получим человека, который не знает, что именно — «дело его жизни», а что — точно нет.

Скучающему ребенку совсем не нужно, чтобы вы ему предложили порисовать, попеть, посмотреть мультики. Он просит помочь ему понять себя. Часто хватает того, что родитель оставит на минутку свои самые важные взрослые дела, посадит ребенка к себе на колени или обнимет за плечи и просто посидит рядом. «Скучно? Да, бывает. Посиди со мной рядом. Давай вместе немного поскучаем. Хочешь поговорить?» Уже через несколько минут малыш, получив поддержку, убежит заниматься чем-то, что он за это короткое время придумал сам для себя. Мы разделяем чувства ребенка, учим, что скука — это переносимо и даже иногда полезно. Мы не указываем, что делать, но даем очень важную возможность — посидеть и разобраться в своем состоянии, понять себя и свои желания.

Каждый ребенок имеет собственные интересы и свои мотивы

Понимая их, мы можем открывать перед детьми перспективы образования и значимость наук. Вполне возможно, природная страсть ребенка к бабочкам перерастет в отличное естественно-научное образования, а склонности к шифрам и секретам выльются в интерес к математике. Кому-то из детей нравится лидировать, а кому-то блистать перед сверстниками в красивом платье. Важно видеть эти потребности и использовать их, чтобы развивать интерес к обучению исподволь, в игровой форме. В игре всегда легче найти собственные мотивы. А когда это происходит, ребенок забывает о скуке.

Чтобы помочь нашим детям не скучать, стоит понять, к чему они стремятся сами. Позвольте ребенку «побездельничать» и понаблюдайте за ним, не давая лишних советов. Скорее всего вы будете удивлены талантами сына или дочери, о которых до этого и не подозревали. И вопрос с дополнительным образование и профориентацией решится сам собой.

А если не решится, подсказать и помочь ребенку определить данные ему природой таланты согласно теории «Множественного интеллекта» по Говарду Гарнеру можно по ссылке.  Известный всему миру психолог и автор «Теории желудя» утверждал, что природа заложила в каждого ребенка определенный тип интеллекта для успешного будущего. Осознающий свои таланты найдет способ, силы и время их развить самостоятельно через книги, видео-уроки, учителя или наставника.

Навязывать ребенку направления для развития все равно что тренировать рыбу бегать по суше. Если у ребенка нет способностей и желания изучать выбранную родителями сферу, никакие преподаватели, кружки и секции не помогут стать успешным и увлеченным своим делом профессионалом,

Дуб вырастет дубом несмотря ни на что. Желудь в черноземе или коровьей лепешке, желудь в саду московской средней школы или на грядке возле буддийского монастыря, чтобы ни случилось, какая бы музыка ни играла рядом, какие бы события ни происходили — желудь превратится в дуб, а не в вишню или яблоню.

В заключение

Анна Кирсанова, руководитель отдела маркетинга МФИ Софт, уверена: «Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется всего: и карьеру хорошую, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, – на детей остается очень мало времени. Поскольку основное внимание сосредоточено на деньгах и успехе, это передается и ребенку. Вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Это такая игра – «найти специалиста». По массажу, коррекции, развитию – чему угодно. Занятые родители деньгами компенсируют свой родительский инстинкт. И хорошо еще, если это что-то полезное и интересное для ребенка, а бывает сборная солянка из курсов футбола, вальса, ораторского мастерства и левополушарного рисования. Очень важно найти баланс – помогать ребенку развивать его увлечения, мотивировать его, если он что-то полезное и интересное хочет бросить из-за лени, но не навязывать ему свои нереализованные идеалы. Как-то я разговаривала с мальчиком, который в свои 4 года выиграл турнир по мотокроссу. Малыш с огромным байком был абсолютно равнодушен. Спрашиваю: рад, что победил? Жмет плечами, ему все равно. Зато папа, который его и отправил заниматься мотоспортом, – просто счастлив».

Павел Никифоров, директор коммуникативного агентства «Логика PR» рассуждает о том, что нынешние родители, предлагающие свои детям разнообразные развивающие занятия, росли в то время, когда их выбор был довольно скудным. Реализовать свои способности можно было лишь в школьных кружках, музыкальной школе (по собственному желанию туда практически никто не шел) и спортивных секциях: «Родители пытаются дать детям то, чего не было у них, – возможность лучшего старта. А уж «развивалки», ощущая эту потребность, активно работают над разнообразным предложением».

И многие родители идут у них на поводу. Если ребенок застенчивый, стараются растормошить и записывают в театральную студию. Если с избыточным весом – в спортивную секцию. Но иногда эти благие намерения приводят к обратному результату: тихони испытывают дискомфорт, «пышные» дети со слезами идут на очередную тренировку. Тогда многочисленные развивающие центры – просто способ перекладывания денег из родительских кошельков в свои личные.

Не «забивайте» детский график бесконечными занятиями, на этом настаивает генеральный директор учи.ру Иван Коломоец:  «Ежедневно у ребенка должно быть 3–4 часа свободного времени для занятий тем, что ему действительно интересно. Это нужно для формирования и выбора собственных, а не навязанных интересов и увлечений, и гармоничного развития личности». 

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Теория множественного интеллекта

О книге Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем думаешь», интересных фактах о работе нашего мозга и о том, как развивать его всесторонне.

Как расшифровать тест "Рисунок семьи"

Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх