fb Лепка как средство развития детей

Лепка как средство развития детей

Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко к речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.

На сегодняшний день широко вошли в практику такие средства развития пальцевой моторики дошкольников как: всевозможные игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, прищепки, бусины, пуговицы, желуди, спички, крупы и т.д.), пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев рук, рисование пальчиками, лепка. Все из перечисленных средств содержат в себе спектр развивающих возможностей. В рамках данной статьи остановимся подробнее на лепке.

Лепка как средство развития дошкольника стала предметом исследования таких ученых как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др. Авторы отмечают, что особенностью лепки в детском саду является то, что детской руке доступны формы работы, в которых используются только мягкие материалы. Причем, такие материалы могут быть как традиционными (пластилин, глина, тесто и т.д.), так и нетрадиционные (снег, влажный песок и т.д.). Однако, любой традиционный материал может применяться в нетрадиционной форме. Так, например, хорошо зарекомендовала себя лепка в форме пластилинографии, которая подразумевает более или менее объемное «рисование» пластилином на горизонтальных поверхностях.

Специалистам ДОУ и родителям дошкольников целесообразно стремиться к максимальному разнообразию в применении приемов и техник лепки и выбору неповторяющихся заданий для детей. Это связано с необходимостью развития такой функции как моторное планирование, заключающейся в способности понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.

Современные исследования доказывают, что важно не столько развитие пальцевой моторики для психического развития в целом и речевого развития в частности, сколько успешное формирование функции моторного планирования. Оно отвечает за умение выстроить логику действия. Причем, в моторном планировании задействованы как крупные движения (выполняемые ногой, рукой, головой, телом), так и мелкие (выполняемые пальцами). Речевая деятельность требует сложного моторного планирования. Именно поэтому тренировка способности к моторному планированию - важная задача взрослых, нацеленных на развитие речи дошкольника.Ее решение посредством лепки предполагает отсутствие шаблонных, хорошо знакомых ребенку манипуляций с пластилином, глиной и другими материалами. Важно при организации лепки включать ребенка в такую деятельность, в которой он выполняет непривычные, новые для себя действия, и чем разнообразнее приемы и техники, используются педагогами, тем лучше.

Приемы и техники лепки могут быть следующими:

  • конструктивными (продукт создается из отдельных деталей);
  • скульптурными (продут создается из одного куска);
  • модульными (создание объемного продукта из отдельных деталей -модулей);
  • лепка на форме (лепка производиться путем раскатывания материала и его оборачивания поверх какого-либо предмета).

Провести полноценный анализ работ детей 3-7 лет невозможно, не анализируя процесс их создания. В первую очередь такая работа в объеме, как лепка из пластилина, а в дальнейшем и конструирование из бумаги, в дошкольном возрасте хранит в себе огромный гносеологический потенциал.

Дети настроены на познание окружающего мира, их развитие непременно происходит в процессе познания. Как показывает практика, ребенку дошкольного возраста свойственно воспринимать мир объемным. Когда ему открываются возможности работы с материалами, дающими реальный объем, остается только удивляться, как легко получаемые им образы реального мира генерируются в образы, пригодные для изображения. Тренировка руки и восприятия объектов, нацеленного на дальнейшее их изображение в объеме, происходит при этом непосредственно, органично вплетаясь в естественный процесс игры. Надо отметить, что восприятие своих работ как законченных произведений у них пока не сформировано. Их образы, воплощенные в пластилине, продолжают жить, перевоплощаться в бесконечной игре. С.П. Ломов также отмечает, что связь с игрой мыслится весьма целесообразной, «...следует предлагать создание объектов или изображений, которые можно использовать в игре для познания категориального аппарата и осознания сущности эстетических определений» [3, с. 133].

Например, Костя (5 лет), предварительно изучив процесс превращения гусеницы в бабочку, закрепляет полученные знания в игре с пластилином. Он лепит гусеницу, которую потом кормит пластилиновыми листиками, тем самым прибавляя к ней массу, она у него при этом растет и преобразовывается. Затем подвешивает ее, закрепляет пластилиновыми паутинками, ими же наматывает на гусеницу кокон. От кокона отделяет часть пластилина, лепит из него бабочку, которая у него в руках расправляет, как бы подсушивая, крылья, далее наносится узор. На этом игра не заканчивается. Далее бабочка порхает, ищет цветы, попадает под дождь, ищет укрытия, встречает друзей, уворачивается от птиц. Игра продолжается, при этом образ бабочки также меняется (бабочка мокрая, замерзла, бабочка согрелась, бабочка испугалась, обрадовалась и т.д.).

«Для изображения по замыслу ребенок должен иметь образ изображаемого предмета» [4, с 22]. Этот образ возникает в процессе изучения (познания) в совокупности с навыками работы в том или ином материале. Дети в рассматриваемом возрасте вполне готовы к самостоятельному выбору содержания для своей работы, они уже могут планировать свою изобразительную деятельность. Ребенок изображает яркое эмоциональное впечатление от увиденного, то, что он заметил, с чем познакомился, что заинтересовало во время прогулки, просмотра мультфильма и т.д.

Другой пример - Саша (3,5 года) лепит дерево с пышной листвой. Имитирует сильный ветер, звуками и раскачивая пластилиновую листву, которая в итоге у него слетает с веток. Ветер успокаивается, и через некоторое время дерево снова обрастает листвой. Также у него явление ветра возникает и в других образах - ветер уносит с головы кепку, парус с корабля, за которыми происходит дальнейшая погоня, в итоге возвращается все на место.

У детей дошкольного возраста восприятие отличается неустойчивостью, оно недостаточно организованно для систематического наблюдения за природой. Вместе с тем ярко выражено стремление и способность схватывать и запечатлевать новое, необычное. Восприятие в этом возрасте окрашено яркой эмоциональностью. Задача взрослого при этом - в постепенном его приучении к целенаправленной деятельности, основанной на наблюдении и анализе. Ребенку необходимо раскрывать закономерности природы, приучать к анализу получаемых впечатлений и образов путем проговаривания и показа. Как показывает практика, ребенку в 4 года уже вполне доступно понимание развертки куба. Он пока не может, в отличие от детей 6 лет, изобразить ее на листе и самостоятельно вырезать, но он вылепливает развертку из пластилина и затем собирает ее в объемную форму.

Возраст 2,5-3,5 года благоприятен для показа взрослым методов работы с изобразительным материалом. Это период, когда у ребенка часто возникает неустойчивый образ предмета, который он хочет изобразить, у него не получается изображение таким, как ему хотелось бы, но его восприятие максимально подготовлено. Именно в такие моменты происходит наиболее легкое усвоение объясняемого. К трем годам ярко выраженна способность к подражанию. В этот период велико значения показа взрослого. Ребенку необходимо раскрывать путь создания образа последовательным показом способов и приемов изображения, при этом необходимо вслух проговаривать каждое действие, анализировать предмет и процесс его изображения, выстраивая логическую цепочку. При этом надо обращать внимание ребенка на определение основных качеств предмета (основную форму, пропорции).

Удивительна способность детей этого возраста к усвоению формальных моментов, намного опережающих их подготовленность к пониманию содержания. В этот период дети стараются подражать взрослому. Поэтому ни в коем случае нельзя давать им примитивный способ выполнения, иначе они заучат именно такой неверный прием, потом их будет очень трудно от этого отучить. Ребенок должен от взрослого получать образцы лепных работ, приближенных по максимуму к произведениям скульптуры, что, в свою очередь, формирует эстетическое отношение к изображаемым природным формам и явлениям.

Благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики создаются в процессе лепки, которая рассматривается не только как развитие моторики руки, но в первую очередь как развитие восприятия, мышления, воплощаемого у ребенка на кончиках пальцев.

Практика показывает, что при условии частого общения с пластилином восприятие окружающего мотивирует ребенка активно искать образы, которые он мог бы воплотить. Отображение конкретного мира при этом познается в деталях и мелочах точно, правдиво.

Источники:

Алексеева Светлана Олеговна  - Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия
Башкатов Иван Александрович Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Омский государственный педагогический университет г. Омск, Россия
О.В. Байдикова, учитель - логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ
Н.А. Квитченко, воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ
Н.М. Недоводиева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ E-mail: natalimr@mail.ru

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх