fb Логические блоки Дьенеша ☆ Razymnik.ru
Математические игры

Логические блоки Дьенеша

Видео

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

  • Материал: пластмасса.
  • Количество фигур в наборе: 48 шт.
  • Упаковка: картонная коробка 200 х 200 х 50 мм.
  • Возраст: для детей 2-7 лет.

Описание

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков различающихся четырьмя свойствами:
1. формой круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей не' и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого блоки Дьенеша ): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого. С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самые простые игры.

1. "Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).
"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3. "Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); 
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по 

Вместо" Например, ведущий говорит, "Кто быстрее всех соберет все красные блоки", "Саше поручается собрать все круглые блоки", "Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч.

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных И1 рах должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи, 8 последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку Игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки ) помогают заинтересовать ребенка в отборе блоков “запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые.

Успешно проводятся и другие игры: "Заселим домики", "Кто быстрее спрячет". Домики заселяются желтыми жильцами - блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки... Победителями оказываются те. кто первыми и безошибочно выполнит задания. 

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто двумя линиями. Например:
Для усвоения слов: некрасивый, некрутлый, небольшой,., необходимы игры: "Переводчики", "Помоги Незнайке". В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой (маленький),

Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

Вверх