fb Представлений о счастье у детей

Мысли детей о счастье

Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи субъективного ощущения счастья и индивидуальных особенностей у детей 5-6 лет. Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5-6 лет.

По результатам методики «Лесенка»

  • 72% детей (35 человек) охарактеризовали себя как счастливых, несчастливым не ощущает себя никто из детей,
  • а 28% детей (13 человек) ответили, что иногда бывают несчастны.

Вопрос интервью «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, заставлял их задумываться. Тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ на этот вопрос. Большинство отвечало, что «Счастье это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Большое количество детей связывает понимание счастья с семьей. «Счастье это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…».

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети отвечали, что для того чтобы быть счастливым надо поехать в Париж, или пойти в музей.

На основании ответов на вопросы и результатов методики «Лесенка», было выделено 2 группы детей:

  • первая – «всегда счастливые» (34 человека)
  • и вторая – «иногда несчастные» (14 человек).

Количественный анализ результатов «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что

  • у 23% детей (11 человек) зафиксирован высокий уровень тревожности,
  • а у 77% детей (37 человек) – средний уровень тревожности.
  • С низким уровнем тревожности нет ни одного ребенка.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявлялся в отношении ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках моделирующих отношение ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми, Агрессивное нападение, Объект агрессии, Игра со старшими детьми, Изоляция»), и в ситуациях моделирующих повседневное действие («Одевание, Укладывание спать в одиночестве, Собирание игрушек, Еда в одиночестве»).

Диагностика степени выраженности экстраверсии показала, что

  • у 26 детей преобладают признаки экстравертов,
  • у 10 детей – признаки интровертов,
  • а 12 детей имеют равные показатели, то есть являются амбивертами.

Сравнительный анализ результатов «Теста тревожности» по критерию Манна-Уитни показал достоверно более высокий уровень тревожности у детей, ощущающих себя иногда несчастливыми, чем у детей, всегда ощущающих себя счастливыми. При этом, в группе детей, ощущающих себя всегда счастливыми, уровень экстраверсии достоверно выше. Таким образом, большинство детей сташего дошкольного возраста ощущают себя всегда счастливыми, что в целом, соответствует результатам, полученным на взрослой выборке в исследовании Селигмана и Динера. Перспективой исследования может стать сравнение представлений о счастье у родителей с представлениями о счастье у их детей.

Авторы:
Пермякова Маргарита Евгеньевна,
Токарская Людмила Валерьевна,
Ершова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВПО "УрФУ", г. Екатеринбург

Все статьи
Товары по теме статьи
500 руб

Магнитный планшет 17х21

Арт.: sd5900
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
675 руб 820 руб

Конструктор - Геоанимо - ZE GEOANIMO

Арт.: sd3254329
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
500 руб 680 руб

Рыбалка магнитная - Клубничка

Арт.: jvr10334973
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
650 руб 950 руб

Мозаика - Собери рисунок

Арт.: jvc000543
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Теория множественного интеллекта

О книге Томаса Армстронга «Ты можешь больше, чем думаешь», интересных фактах о работе нашего мозга и о том, как развивать его всесторонне.

Как расшифровать тест "Рисунок семьи"

Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх