fb Представлений о счастье у детей

Мысли детей о счастье

Целью проведенного исследования стало выявление взаимосвязи субъективного ощущения счастья и индивидуальных особенностей у детей 5-6 лет. Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 209 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5-6 лет.

По результатам методики «Лесенка»

  • 72% детей (35 человек) охарактеризовали себя как счастливых, несчастливым не ощущает себя никто из детей,
  • а 28% детей (13 человек) ответили, что иногда бывают несчастны.

Вопрос интервью «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, заставлял их задумываться. Тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ на этот вопрос. Большинство отвечало, что «Счастье это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Большое количество детей связывает понимание счастья с семьей. «Счастье это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…».

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети отвечали, что для того чтобы быть счастливым надо поехать в Париж, или пойти в музей.

На основании ответов на вопросы и результатов методики «Лесенка», было выделено 2 группы детей:

  • первая – «всегда счастливые» (34 человека)
  • и вторая – «иногда несчастные» (14 человек).

Количественный анализ результатов «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) показал, что

  • у 23% детей (11 человек) зафиксирован высокий уровень тревожности,
  • а у 77% детей (37 человек) – средний уровень тревожности.
  • С низким уровнем тревожности нет ни одного ребенка.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявлялся в отношении ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках моделирующих отношение ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми, Агрессивное нападение, Объект агрессии, Игра со старшими детьми, Изоляция»), и в ситуациях моделирующих повседневное действие («Одевание, Укладывание спать в одиночестве, Собирание игрушек, Еда в одиночестве»).

Диагностика степени выраженности экстраверсии показала, что

  • у 26 детей преобладают признаки экстравертов,
  • у 10 детей – признаки интровертов,
  • а 12 детей имеют равные показатели, то есть являются амбивертами.

Сравнительный анализ результатов «Теста тревожности» по критерию Манна-Уитни показал достоверно более высокий уровень тревожности у детей, ощущающих себя иногда несчастливыми, чем у детей, всегда ощущающих себя счастливыми. При этом, в группе детей, ощущающих себя всегда счастливыми, уровень экстраверсии достоверно выше. Таким образом, большинство детей сташего дошкольного возраста ощущают себя всегда счастливыми, что в целом, соответствует результатам, полученным на взрослой выборке в исследовании Селигмана и Динера. Перспективой исследования может стать сравнение представлений о счастье у родителей с представлениями о счастье у их детей.

Авторы:
Пермякова Маргарита Евгеньевна,
Токарская Людмила Валерьевна,
Ершова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВПО "УрФУ", г. Екатеринбург

Все статьи
Товары по теме статьи
Хит
Хит
Хит
640 руб 780 руб

Научный комикс: Космос

Арт.: 699043
780 руб 1 450 руб

Игра - Балансирующее дерево

Арт.: jvm450047
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Вверх