fb Ребенок манипулирует. Что делать? Хорошо это или плохо?

Манипулятивные качества ребёнка

Проблема изучения самоопределения личности продолжает сохранять актуальность в современной России. Это связано с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями жизни, предъявляющими определенные требования к субъекту жизнедеятельности, развитием общества, изменением приоритетов.

Перспектива исследования самоопределения личности объясняется многими причинами. Наиболее важными среди них являются следующие.

Во первых, необходимо отметить значимые практические детерминанты, так как психологические знания о закономерностях самоопределения становятся особо востребованными в условиях социальных изменений. В российском обществе остаются неустойчивыми складывающиеся системы жизненных смыслов, базовых ценностей, нравственных идеалов, поэтому проблема самоопределения личности по-прежнему сохраняется в ряду остро актуальных.

Второй причиной является собственно научный интерес к вопросам самоопределения личности. Данная категория относится к обобщенным, интегральным психологическим феноменам. По мнению некоторых психологов, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам рассматриваемой проблемы (М. Р. Гинзбург, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин). В данном направлении можно выделить несколько позиций изучения самоопределения. 

Во-первых, самоопределение рядом исследователей трактуется как новообразование, связанное с формированием мотивационной и ценностносмысловой сферы (Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). Таким образом, подчеркивается направляющая и регулирующая роль этого процесса в становлении личности. Л. И. Божович рассматривает самоопределение как новообразование юношеского возраста, в котором слиты представления субъекта о себе и окружающем мире [1]. 

Самоопределение связано с временной перспективой и предполагает выбор профессии, но не сводится к нему. Также ученым подчеркивается двуплановость самоопределения: оно осуществляется через выбор профессии и через лишенные конкретности искания смысла своего существования, но к концу юношеского возраста эта двуплановость ликвидируется. И. Г. Шендриком самоопределение исследуется как процесс образования мотивов и целей, формирования личностных смыслов, опосредованный особенностями ведущей деятельности личности [2]. О. С. Анисимов считает, что самоопределение – это высшая форма мотивационного процесса, заключающаяся в соотнесении содержания потребностей и содержания предмета, способного стать предметом потребности [3]. Ценностно-смысловая сфера личности в самоопределении обеспечивает регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Эта регуляция состоит в согласовании сущностных сил, структурных элементов целостного самоопределения с требованиями отдельных сфер жизни через инициативу и созидательную активность субъекта на фоне переживания смысла жизни и собственной деятельности. 

В современных исследованиях предлагается рассмотрение ценностей как факторов самоопределения и социализации личности (В. В. Гулякина, Н. А. Журавлева, А. С Чернышев), как системообразующих компонентов в целостной индивидуальности (Н. А. Кирилова), как регуляторов профессионального развития и становления (Д. Н. Завалишина, С. О. Зуева). В настоящее время проблема смысла жизни является достаточно изученной областью психологии. Основное положение ученых сводится к тому, что единая направленность, интегрирующая личность и деятельность субъекта в общество, обеспечивается смыслом. Исследователи, специально занимающиеся проблематикой самоопределения личности, отмечают, что его важнейшим образованием является нахождение смысла жизни, а сам поиск и реализация этого смысла составляет процесс самоопределения личности (Д. А. Леонтьев, И. И. Чеснокова, В. Э. Чудновский).

Во-вторых, в отечественной психологической науке самоопределение также интерпретируется как процесс формирования и нахождения собственной позиции и отношения к ряду жизненных задач. Так, в классическом словаре психологии самоопределение личности раскрывается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [4, с. 351].  В. В. Гулякина характеризует самоопределение личности как осознанное формирование своего отношения к какой-либо стороне жизнедеятельности [5]. Н. У. Заиченко считает, что личностное самоопределение представляет процесс поиска собственной позиции в системе общественных отношений на основе собственных ценностей и смыслов [6]. З. С. Карпенко самоопределение рассматривается как нравственно мотивированный выбор определенной социальной позиции вследствие осознания смыслообразующих мотивов основных видов деятельности [7]. А. В. Снегуров под самоопределением понимает процесс выработки человеком своей позиции, звено личностного развития, связанное с самосознанием, самоактуализацией, самореализацией [8]. Ю. А. Лунев отмечает, что самоопределение «предполагает сознательный выбор поведенческой стратегии личности, соотносящей ее желания, возможности и долженствования» [9, с. 283].

В-третьих, не менее значим подход к личностному самоопределению в трудных жизненных ситуациях, заложенный трудами К. А. Абульхановой (1981), Л. И. Анцыферовой (2004), Ф. Е. Василюка (1984), Т. Б. Карцевой (1988), С. Л. Рубинштейна (1997), Д. В. Сочивко (2002). В отечественной психологии данный вопрос разрабатывается в исследованиях, ведущихся в русле изучения жизненного пути личности. Согласно С. Л. Рубинштейну, жизненное событие – это поворотный этап жизненного пути человека, связанный с принятием им на длительный период его жизни важных решений. Таким образом, С. Л. Рубинштейн связывает событие жизни с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией [10].

Большой интерес представляет изучение личностных свойств, факторов, обусловливающих самоопределение в целом и ценностно-смысловой аспект в частности. В качестве такой личностной детерминанты, влияющей на характер и содержание самоопределения, мы рассмотрим манипулятивные качества, операционализируемые через фактор «макиавеллизм».

Проблема макиавеллизма личности получила широкое распространение в зарубежной психологии (M. Ames, P. D. Cherulnik, F. Geis, A. H. Kidd, R. E. Kraut, I. H. Way). Первое, фундаментальное психологическое исследование в этой области было проведено в 70-х годах американскими исследователями R. Christie, F. Geis. Они проанализировали трактат «Государь» итальянского философа Н. Макиавелли и на основе контент-анализа, выделив основные убеждения и установки автора, создали методику для диагностики макиавеллизма как устойчивой черты личности.

Для отечественной психологической науки эта проблематика является относительно новой и малоизученной. Об этом свидетельствует как малое количество публикаций, так и отсутствие каких-либо упоминаний по данному вопросу в фундаментальных трудах по истории и теории отечественной психологии. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, объясняется следующими причинами. Во-первых, отсутствием практического инструментария, направленного на изучение макиавеллизма (Тестовая методика широкое распространение находит лишь с 2000 года в связи с появлением адаптированной В. В. Знаковым шкалы Mach-IV). И, во-вторых, в советском обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые бы доказывали, что советский человек может быть неправдивым, лживым и для достижения собственных целей способен манипулировать другими людьми.

Под макиавеллизмом личности понимается устойчивая характерологическая особенность, проявляющаяся в склонности манипулировать другими людьми в межличностных отношениях с целью достижения своих сугубо эгоистических целей [11].

В. В. Знаков рассматривает макиавеллизм как синдром, сочетающий в себе когнитивные, мотивационные и поведенческие характеристики [12]. Когнитивные и мотивационные компоненты сплетены в убеждении субъекта о необходимости манипулирования другими людьми. При этом у данных субъектов не возникает в сознании проблем нравственного характера. Поведенческая составляющая выражается в имеющемся арсенале практических приемов и навыков манипулирования. На наш взгляд, в данном синдроме ярко выражен и эмоциональный компонент, проявляющийся в переживании эмоций удовольствия от возможности управления действиями других людей.

Смысл понятия заключается в трех ключевых психологических составляющих.

1. Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога. Неслучайно один из смыслов данного термина переводится как «бессовестный».

2. Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.

3. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.

Однако, как считает M. R. Leafy, макиавеллистов нельзя назвать полностью аморальными и безнравственными, скорее они придерживаются стабильной системы ситуативной этики, в которой моральные решения базируются на личном выборе руководящих принципов и ценностей [13].

Обобщая сказанное, можно сказать, что макиавеллист – это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения» [14, с. 50].

Важнейшей характеристикой макиавеллистов является своеобразие их ценностно-смысловой сферы личности. Мы уже говорили, что чувства, потребности и права других людей для макиавеллиста вторичны, причем неважно, партнер по бизнесу это или близкий родственник. Это отражает их субъект-объектную направленность, выражающуюся в эксплуататорском отношении к окружающим людям. S. Musser и E. Orke при создании типологии ценностей обнаружили, что чем выше показатель макиавеллизма, тем реже выбираются инструментальные ценности, продиктованные моральными причинами, причем неважно, ориентированы они на себя либо же на других [15]. То есть макиавеллисты отвергают ценности прощения, любви, вежливости, честности, общественной полезности. Им свойственна ориентация на отвержение ценности ответственности за свои поступки, готовность агрессивно защищать свою доминантную позицию и автономию.

Таким образом, целью настоящего исследования явилось изучение роли, эффектов макиавеллизма как манипулятивного качества личности в ценностно-смысловом самоопределении личности.

Организация и методы исследования

Выборка. Исследование проводилось в течение 2004–2005 гг. в Башкирском государственном педагогическом университете. Выборку составили 206 испытуемых; из них 104 юноши и 102 девушки (однако фактор пола в эмпирическом исследовании не учитывался).

Методика исследования. Особенности ценностно-смысловой сферы изучались методикой смысложизненных ориентаций (адаптация Д. А. Леонтьева [16]) и методикой Ш. Шварца (адаптация В. Н. Карандашева [17]). Фактор «макиавеллизм» как проявление манипулятивной направленности личности диагностировался методикой Mach-IV (адаптация В. В. Знакова [18]).

Проводилась оценка нормальности распределения всех полученных результатов (вычислялись показатели эксцесса и асимметрии и их ошибки).

Выявлено отличие распределения от нормального по большинству показателей, что обусловило необходимость применения непараметрических методов математической обработки данных. Для изучения эффектов фактора «макиавеллизм» на проявление определенной картины ценностно-смысловой сферы была использована процедура однофакторного дисперсионного анализа – H-критерия КрускалаУоллиса. При проведении статистической обработки данных применялся пакет прикладных программ Statistica 6.0.

Показатель макиавеллизма определялся как независимый фактор с тремя градациями значений: низкий, средний и высокий уровни. В качестве зависимых переменных были обозначены показатели ценностно-смысловой сферы – смысложизненные ориентации и ценности на нормативном и индивидуальном уровне.

Результаты и их обсуждение

В ходе анализа полученных данных мы обнаружили, что фактор «макиавеллизм» не оказывает эффекты на смысложизненные ориентации.

Было выявлено, что макиавеллизм оказал влияние на показатели ценностей уровня индивидуальных приоритетов:

  • доброту (Н = 6.640, p < 0.036),
  • универсальные ценности (Н = 5.982, p < 0.046),
  • безопасность (Н = 7.872, p < 0.019).

Как отмечает В. В. Знаков, у лиц с высоким уровнем макиавеллизма «наблюдается тенденция доминирования экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими» [12, с. 263].

Исходя из концепции Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций, доброта и универсализм отражают тенденцию к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире и отказом от эгоистических интересов.

Эгоистическая направленность часто находится в психологической оппозиции стремлению к оказанию помощи и поддержки, защите благополучия близких людей. Универсализм также предполагает ответственность и честность перед социумом. Уровень макиавеллизма влияет на характер и степень выраженности ценностей самотрансцендентности.

Личности с низкими показателями макиавеллизма обычно в поведении проявляют ответственность по отношению к себе и другим людям, направленность на подлинное взаимодействие и сотрудничество, стремление к оказанию помощи. Ориентация на собственное благополучие, контроль в ситуациях социального взаимодействия, объектное интерпретирование окружающих людей – эти черты могут иллюстрировать поведенческий портрет лиц с высокими показателями макиавеллизма.

Уровень макиавеллизма оказал влияние и на проявление ценности безопасности. Мотивационная цель данной ценности заключена в поддержании благополучия собственного и близких людей, гармонии межличностных отношений, стабильности в обществе.

Существует единый, обобщенный тип ценности безопасности. Это обусловлено тем, что ценности, относимые к групповой, коллективной безопасности, во многом значимы и на индивидуальном уровне для конкретной личности. Было установлено, что с увеличением значений по фактору «макиавеллизм» происходит снижение значимости ценностей безопасности.

Для лиц с низкими показателями макиавеллизма более характерны в поведении направленность на оказание помощи близким и окружающим, ориентация на паритетное межличностное взаимодействие. А для лиц с высокими показателями макиавеллизма большую значимость представляет собственная безопасность, учет собственных интересов в ситуациях межличностного общения и взаимодействия. Полученные данные могут быть соотнесены с результатами теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных психологов.

Таким образом, для лиц с высоким уровнем макиавеллизма (являющегося выражением объектного интерпретирования общества и других субъектов) более характерны мировоззренческие установки и поведенческие паттерны, связанные с собственным благополучием и эгоистической направленностью. Личностям с низкими показателями присущи ценности, отражающие благополучие не только собственное, но и окружающих людей.

Полученные данные позволили нам сделать некоторые выводы о детерминации ценностносмыслового самоопределения манипулятивными качествами личности.

1. Самоопределение личности может рассматриваться в трех аспектах: самоопределение как новообразование, связанное с формированием ценностно-смысловой и мотивационной сферы; самоопределение как процесс поиска и обретения собственной позиции; самоопределение в трудных жизненных ситуациях. Однако центральным является изучение ценностно-смыслового аспекта самоопределения личности в изменяющихся социальноэкономических и политических условиях.

2. Несомненно, интересным представляется изучение личностных качеств в детерминации ценностно-смыслового становления человека. Манипулятивные качества личности во многом определяют ее способ интерпретирования действительности. Макиавеллизм личности как манипулятивное качество определяет формирование ценностносмысловой сферы человека.

3. В результате эмпирического исследования было выявлено, что фактор «макиавеллизм» не оказывает эффекты на смысложизненные ориентации.

Но имеются значимые влияния данного личностного фактора на ряд ценностей уровня индивидуальных приоритетов – доброту, универсализм и безопасность.

Литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. –352 с.

2. Шендрик И. Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: дис. … канд. психол. наук. М., 1989. –161 с.

3. Анисимов О. С. // Мир психологии. 2000. №4. С. 121–126.

4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. –440 с.

5. Гулякина В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. Курск, 2000. –192 с.

6. Заиченко Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 1993. –254 с.

7. Карпенко З. С. Психологические особенности самоопределения младших школьников: дис. … канд. психол. наук. Киев, 1989. –169 с.

8. Снегуров А. В. Особенности процесса персонального самоопределения у старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. М., 1999. –177 с.

9. Лунев Ю. А. Формирование развивающейся социальной среды в бизнес-организациях // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 275–287.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. –191 с.

11. Studies in Machiavellianism / Ed. by R. Christie, F. L. Geis. N.-Y.: Academic Press, 1970.

12. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. –448 с.

13. Leafy M. R. // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. №3.

14. Знаков В. В. // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 45–54.

15. Musser S., Orke E. // The journal of Applied Behavioral Science. 1992. №28.

16. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. –16 с.

17. Карандашев В. Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. –70 с.

18. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001. –20 с.

Авторы:

А. А. Вихман - Пермский государственный педагогический университет / Россия,614990 г. Пермь, ул. Сибирская, 24.

И. Н. Нурлыгаянов - Башкирский государственный университет / Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Источник:

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №2, раздел «Педагогика и психолгоия».

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх