fb Мечты и желания современных дошкольников

Мечты и желания современных дошкольников

Цель данного исследования - проанализировать мечты и желания детей старшего дошкольного возраста. Это исследование представляет собой часть обследования старших дошкольников, ведущегося уже более 20 лет научным коллективом под руководством М. С. Егоровой. Задача исследования: определить, как изменились мечты и желания старших дошкольников под влиянием социальных и экономических изменений в России, произошедших в период с 1992 по 2015 годы.

Рассматриваются результаты двух этапов исследования: 1992-1998 гг. и 2015 г. Первый этап выполнен при поддержке РГНФ, грант № 98-06-08083а. Выборки детей в каждый год исследования формировались по одному и тому же принципу и были сопоставимыми. Все дети посещали подготовительные группы детских садов г. Москвы.

Выборка на первом этапе исследования составила 189 детей старшего дошкольного возраста (109 девочек и 80 мальчиков). На втором этапе в исследовании участвовало 56 детей того же возраста (25 девочек и 31 мальчик).

Метод исследования - интервью-беседа. Детям был задан вопрос: "Если бы у тебя была волшебная палочка, которая могла бы исполнить три твоих желания, какие желания ты бы загадал(а)?" Такая форма вопроса позволяет ребенку высказать любые, даже самые сокровенные, желания, а исследователям дает возможность увидеть, о чем действительно мечтают современные дети.

Для проведения сравнительного анализа желаний детей в 1992-1998 гг. и в 2015 г. все желания были подразделены на четыре группы: 1)"волшебные" желания; 2) желания для себя; 3)желания для родных и близких; 4)"глобальные" желания.

На первом этапе исследования "волшебные" желания не были определяющими для детей. Дети чаще загадывали те желания, в которых отражались их реальные потребности. Из заведомо невыполнимых желаний больше всего они хотели бы иметь волшебную палочку, "стать волшебником", научиться делать что-то особенное, например, летать.

В 2015 году количество "волшебных" желаний увеличилось, они заняли первое место в списке всех желаний детей. Современные дети больше, чем их сверстники конца прошлого века, мечтают о нереальном, о несбыточном. Они хотели бы стать волшебниками, иметь волшебную палочку, причем, не простую, а такую, "с инструкцией, которая не может выполнять зло, а только добро". Или что-то другое, позволяющее производить чудеса, например "... чтобы у меня бы метла, которая летающая такая". Кто-то хочет иметь "собственную фею", кто-то -оживших героев мультфильмов или компьютерных игр, например "фиксиков, которые бы все чинили". А некоторые дети хотят все сразу: "Чтобы я стала русалкой, чтобы у меня было ещё специальное волшебное украшение и чтобы это украшение делало, чтобы я могла стать феей, балериной и русалкой".

В 1992-1998 годах на первом месте были желания, в которых ребенок хотел чего-то лично для себя. В 2015 году эти желания отодвинулись на второе место. В обобщенном виде эти желания можно передать словами одного мальчика: " Чтобы у меня были все игрушки, которые я захочу, чтоб мне всё разрешали, и чтоб я поскорее встал взрослым".

Интересно, что популярность игрушек за эти годы изменилась. В 1992-1998 годах девочки больше всего хотели куклу Барби, а мальчики - трансформеров . В 2015 году - вне конкуренции различные конструкторы "Лего". А также - куклы - например, Винкс, Анна, Эльза, радиоуправляемые игрушки и трансформеры, например, Динобот Гримлюк. Мягкие же игрушки перестали быть объектом желаний детей.

В 2015 году существенно, во сравнению с 1992-1998 годами, выросло количество желаний детей иметь какой-то гаджет - мобильный телефон, планшет, айфон, айпад (которых в конце прошлого века просто не было). Также появились желания иметь машину, например, "Хочу, когда я вырасту, Субару чтобы у меня была. Или Феррари".

О сладостях, вкусной еде, красивой одежде и т.п. дети почти перестали мечтать. Видимо, все это стало им доступно в жизни. О желании разбогатеть, иметь много денег в 2015 году говорило не больше детей, чем в 1992-1998 годах. Не изменилось и количество детей, мечтающих о каком-то животном. Осталось прежним количество высказываний, связанных с желанием детей поскорее вырасти, стать взрослыми, поумнеть, стать грамотными, "в школе получать пятерки", получить хорошую профессию, "получить диплом, хорошо на работе работать, больше денег зарабатывать".

Как и прежде, дети хотят быть здоровыми, "никогда не болеть" и "не умирать". И еще хотят, что "мама не обижалась" на них и чтобы она ими гордилась. И "чтобы выходные были почаще". А еще чтобы "всегда дружить с друзьями. И выручать друг друга в сложные моменты".

В целом, желания детей "для себя" свидетельствуют об их благополучной жизни. Но встречаются и другие высказывания, в которых отражается не всегда благоприятная для ребенка семейная атмосфера. Например: " ...чтобы папа не был такой злой. Чтобы он не врал. Чтобы он был хорошим", "чтобы мама была хорошая и папа. Чтобы папа по попе не бил".

Желания детей, предназначенные для родных и близких, и в 1992- 1998 годах, и в 2015 году, находятся на третьем месте. Чаще всего дети желают благополучия своим родственникам: "чтобы все было хорошо в семье", "чтобы у нас никто не болел", "я бы эти желания сестре и брату, и другому брату отдал, чтобы они пожелали что-нибудь...". Но если на первом этапе исследования дети чаще всего желали родителям финансового благополучия, то в 2015 году таких желаний практически не было.

"Глобальные" желания, в которых ребенок желает что-то "всем людям", высказанные детьми в 2015 году, отличатся о желаний, которые дети называли в 1992-1998 годах. На первом этапе исследования, особенно в 1992 году, в период социально-экономических трудностей, связанных с реформами, чаще всего дети желали всем людям снижения цен, доступности продуктов, "чтобы хватало денег". В 2015 году таких желаний не было. Но количество "глобальных желаний" не изменилось, например, "чтобы всем было хорошо, чтобы никто никогда не болел, чтобы маленькие дети, которые еще в роддоме, чтобы им хорошо было, чтобы они не болели", "чтобы жизнь всех людей была вечная", "чтоб все были счастливы". Или даже "чтобы в мире не было ничего невозможного. Например, телепортироваться куда-нибудь, притягивать что-нибудь..., чтобы в общем не было такого, чего не возможно".

Таким образом, можно заключить, что структура желаний детей меняется вслед за социальными, экономическими, культурными, технологическими изменениями, происходящими в обществе. Так, например, увеличение количества "волшебных" желаний, возможно, является следствием улучшения жизни детей, когда насущные потребности практически каждого ребенка удовлетворяются. Но, с другой стороны, возможно это связано с ростом популярности книг, фильмов и мультфильмов в стиле фэнтези (например, книг про Гарри Поттера, фильмов про вампиров и колдунов), а также возросшей среди населения страны веры в сверхъестественное.

Авторы:
Зырянова Надежда Михайловна 
Черткова Юлия Давидовна
МГУ им. М.В.Ломоносова 
г.  Москва

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Что подарить ребенку на Новый Год

Но как узнать, что хочет получить Ваш ребенок, о чем он мечтает? Вы знаете, сделать это достаточно легко! И для этого есть несколько способов.

Подарки в детский сад

Это качественные, многофункциональные, развивающие игрушки, которые пользуется неизменным спросом у наших покупателей. 

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх