fb Мечты и желания современных дошкольников

Мечты и желания современных дошкольников

Цель данного исследования - проанализировать мечты и желания детей старшего дошкольного возраста. Это исследование представляет собой часть обследования старших дошкольников, ведущегося уже более 20 лет научным коллективом под руководством М. С. Егоровой. Задача исследования: определить, как изменились мечты и желания старших дошкольников под влиянием социальных и экономических изменений в России, произошедших в период с 1992 по 2015 годы.

Рассматриваются результаты двух этапов исследования: 1992-1998 гг. и 2015 г. Первый этап выполнен при поддержке РГНФ, грант № 98-06-08083а. Выборки детей в каждый год исследования формировались по одному и тому же принципу и были сопоставимыми. Все дети посещали подготовительные группы детских садов г. Москвы.

Выборка на первом этапе исследования составила 189 детей старшего дошкольного возраста (109 девочек и 80 мальчиков). На втором этапе в исследовании участвовало 56 детей того же возраста (25 девочек и 31 мальчик).

Метод исследования - интервью-беседа. Детям был задан вопрос: "Если бы у тебя была волшебная палочка, которая могла бы исполнить три твоих желания, какие желания ты бы загадал(а)?" Такая форма вопроса позволяет ребенку высказать любые, даже самые сокровенные, желания, а исследователям дает возможность увидеть, о чем действительно мечтают современные дети.

Для проведения сравнительного анализа желаний детей в 1992-1998 гг. и в 2015 г. все желания были подразделены на четыре группы: 1)"волшебные" желания; 2) желания для себя; 3)желания для родных и близких; 4)"глобальные" желания.

На первом этапе исследования "волшебные" желания не были определяющими для детей. Дети чаще загадывали те желания, в которых отражались их реальные потребности. Из заведомо невыполнимых желаний больше всего они хотели бы иметь волшебную палочку, "стать волшебником", научиться делать что-то особенное, например, летать.

В 2015 году количество "волшебных" желаний увеличилось, они заняли первое место в списке всех желаний детей. Современные дети больше, чем их сверстники конца прошлого века, мечтают о нереальном, о несбыточном. Они хотели бы стать волшебниками, иметь волшебную палочку, причем, не простую, а такую, "с инструкцией, которая не может выполнять зло, а только добро". Или что-то другое, позволяющее производить чудеса, например "... чтобы у меня бы метла, которая летающая такая". Кто-то хочет иметь "собственную фею", кто-то -оживших героев мультфильмов или компьютерных игр, например "фиксиков, которые бы все чинили". А некоторые дети хотят все сразу: "Чтобы я стала русалкой, чтобы у меня было ещё специальное волшебное украшение и чтобы это украшение делало, чтобы я могла стать феей, балериной и русалкой".

В 1992-1998 годах на первом месте были желания, в которых ребенок хотел чего-то лично для себя. В 2015 году эти желания отодвинулись на второе место. В обобщенном виде эти желания можно передать словами одного мальчика: " Чтобы у меня были все игрушки, которые я захочу, чтоб мне всё разрешали, и чтоб я поскорее встал взрослым".

Интересно, что популярность игрушек за эти годы изменилась. В 1992-1998 годах девочки больше всего хотели куклу Барби, а мальчики - трансформеров . В 2015 году - вне конкуренции различные конструкторы "Лего". А также - куклы - например, Винкс, Анна, Эльза, радиоуправляемые игрушки и трансформеры, например, Динобот Гримлюк. Мягкие же игрушки перестали быть объектом желаний детей.

В 2015 году существенно, во сравнению с 1992-1998 годами, выросло количество желаний детей иметь какой-то гаджет - мобильный телефон, планшет, айфон, айпад (которых в конце прошлого века просто не было). Также появились желания иметь машину, например, "Хочу, когда я вырасту, Субару чтобы у меня была. Или Феррари".

О сладостях, вкусной еде, красивой одежде и т.п. дети почти перестали мечтать. Видимо, все это стало им доступно в жизни. О желании разбогатеть, иметь много денег в 2015 году говорило не больше детей, чем в 1992-1998 годах. Не изменилось и количество детей, мечтающих о каком-то животном. Осталось прежним количество высказываний, связанных с желанием детей поскорее вырасти, стать взрослыми, поумнеть, стать грамотными, "в школе получать пятерки", получить хорошую профессию, "получить диплом, хорошо на работе работать, больше денег зарабатывать".

Как и прежде, дети хотят быть здоровыми, "никогда не болеть" и "не умирать". И еще хотят, что "мама не обижалась" на них и чтобы она ими гордилась. И "чтобы выходные были почаще". А еще чтобы "всегда дружить с друзьями. И выручать друг друга в сложные моменты".

В целом, желания детей "для себя" свидетельствуют об их благополучной жизни. Но встречаются и другие высказывания, в которых отражается не всегда благоприятная для ребенка семейная атмосфера. Например: " ...чтобы папа не был такой злой. Чтобы он не врал. Чтобы он был хорошим", "чтобы мама была хорошая и папа. Чтобы папа по попе не бил".

Желания детей, предназначенные для родных и близких, и в 1992- 1998 годах, и в 2015 году, находятся на третьем месте. Чаще всего дети желают благополучия своим родственникам: "чтобы все было хорошо в семье", "чтобы у нас никто не болел", "я бы эти желания сестре и брату, и другому брату отдал, чтобы они пожелали что-нибудь...". Но если на первом этапе исследования дети чаще всего желали родителям финансового благополучия, то в 2015 году таких желаний практически не было.

"Глобальные" желания, в которых ребенок желает что-то "всем людям", высказанные детьми в 2015 году, отличатся о желаний, которые дети называли в 1992-1998 годах. На первом этапе исследования, особенно в 1992 году, в период социально-экономических трудностей, связанных с реформами, чаще всего дети желали всем людям снижения цен, доступности продуктов, "чтобы хватало денег". В 2015 году таких желаний не было. Но количество "глобальных желаний" не изменилось, например, "чтобы всем было хорошо, чтобы никто никогда не болел, чтобы маленькие дети, которые еще в роддоме, чтобы им хорошо было, чтобы они не болели", "чтобы жизнь всех людей была вечная", "чтоб все были счастливы". Или даже "чтобы в мире не было ничего невозможного. Например, телепортироваться куда-нибудь, притягивать что-нибудь..., чтобы в общем не было такого, чего не возможно".

Таким образом, можно заключить, что структура желаний детей меняется вслед за социальными, экономическими, культурными, технологическими изменениями, происходящими в обществе. Так, например, увеличение количества "волшебных" желаний, возможно, является следствием улучшения жизни детей, когда насущные потребности практически каждого ребенка удовлетворяются. Но, с другой стороны, возможно это связано с ростом популярности книг, фильмов и мультфильмов в стиле фэнтези (например, книг про Гарри Поттера, фильмов про вампиров и колдунов), а также возросшей среди населения страны веры в сверхъестественное.

Авторы:
Зырянова Надежда Михайловна 
Черткова Юлия Давидовна
МГУ им. М.В.Ломоносова 
г.  Москва

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх