В последние десятилетия XX века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Одним из таких нарушений является «задержка психического развития» (ЗПР). Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность.
Большой коррекционный потенциал несёт в себе использование координационных упражнений, направленное использование которых в дошкольном возрасте обеспечивает формирование базы движений, а так же коррекцию нарушений развития. Ритм имеет большое значение в жизни человека, так как он способствует правильному распределению силы, напряжение чередуется с расслаблением, развиваются способности к овладению рациональной техникой физических упражнений. Посредством выбора нужного ритма можно передать настроение, переживания, чувства, формировать ощущение красоты движений, достигнуть гармонии, чего так не хватает детям с задержкой психического развития.
Задачи коррекционной методики:
- развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;
- развитие индивидуального, коллективного ритма;
- развитие и коррекция психических функций и психомоторики;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- развитие эмоциональной сферы.
Упражнения на развитие ритма двигательных действий:
- Разновидности ходьбы и бега с изменением темпа.
- Построения, перестроения.
- ОРУ под счет, с определенным темпом, под музыку.
- Специальные игровые задания с определенным ритмическим рисунком.
- Танцевальные движения с изменением темпа.
- Подвижные и музыкальные игры с ориентиром на музыкальный ритм.
- Упражнения с мячом.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнения на расслабление.
Также необходимо оптимизировать психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиены одежды, физкультурного оборудования, помещения, площадки.
Исследование доказало положительное влияние методики развития ритма двигательных действий на физическое, морфофункциональное и психическое развитие. Разработанная методика адаптивного физического воспитания для старших дошкольников с ЗПР, направленная на развитие ритма двигательных действий, оказывает положительное влияние на динамику показателей:
- Морфофункционального развития - результаты антропометрии, функциональных возможностей детей соответствуют возрастной норме;
- Двигательной подготовленности - результаты силы, гибкости, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей приблизились к уровню возрастной нормы;
- Психомоторного развития, за исключением тестов, связанных с проявлением реакции, что связано со стабилизацией эмоциональной сферы;
- Ритма двигательных действий - результаты в тестах, характеризующих способность детей с ЗПР определять и воспроизводить ритм, темп движений, приблизились результатам детей массовых дошкольных учреждений. Самый высокий рост средне-группового показателя в ЭГ (ЗПР) произошёл в развитии ритма двигательных действий, причём, по всем исследуемым показателям;
- Эмоциоанально-волевой сферы - произошло статистически достоверное улучшение показателей.
Авторы:
- Мария Викторовна Кошелева, соискатель,
- Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)