fb Методика адаптивного физического воспитания

Методика адаптивного физического воспитания

В последние десятилетия XX века особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Одним из таких нарушений является «задержка психического развития» (ЗПР). Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность.

Большой коррекционный потенциал несёт в себе использование координационных упражнений, направленное использование которых в дошкольном возрасте обеспечивает формирование базы движений, а так же коррекцию нарушений развития. Ритм имеет большое значение в жизни человека, так как он способствует правильному распределению силы, напряжение чередуется с расслаблением, развиваются способности к овладению рациональной техникой физических упражнений. Посредством выбора нужного ритма можно передать настроение, переживания, чувства, формировать ощущение красоты движений, достигнуть гармонии, чего так не хватает детям с задержкой психического развития.

Задачи коррекционной методики:

  1. развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;
  2. развитие индивидуального, коллективного ритма;
  3. развитие и коррекция психических функций и психомоторики;
  4. развитие способности ориентироваться в пространстве;
  5. развитие эмоциональной сферы.

Упражнения на развитие ритма двигательных действий:

  1. Разновидности ходьбы и бега с изменением темпа.
  2. Построения, перестроения.
  3. ОРУ под счет, с определенным темпом, под музыку.
  4. Специальные игровые задания с определенным ритмическим рисунком.
  5. Танцевальные движения с изменением темпа.
  6. Подвижные и музыкальные игры с ориентиром на музыкальный ритм.
  7. Упражнения с мячом.
  8. Дыхательные упражнения.
  9. Упражнения на расслабление.

Также необходимо оптимизировать психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиены одежды, физкультурного оборудования, помещения, площадки.

Исследование доказало положительное влияние методики развития ритма двигательных действий на физическое, морфофункциональное и психическое развитие. Разработанная методика адаптивного физического воспитания для старших дошкольников с ЗПР, направленная на развитие ритма двигательных действий, оказывает положительное влияние на динамику показателей:

  • Морфофункционального развития - результаты антропометрии, функциональных возможностей детей соответствуют возрастной норме;
  • Двигательной подготовленности - результаты силы, гибкости, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей приблизились к уровню возрастной нормы;
  • Психомоторного развития, за исключением тестов, связанных с проявлением реакции, что связано со стабилизацией эмоциональной сферы;
  • Ритма двигательных действий - результаты в тестах, характеризующих способность детей с ЗПР определять и воспроизводить ритм, темп движений, приблизились результатам детей массовых дошкольных учреждений. Самый высокий рост средне-группового показателя в ЭГ (ЗПР) произошёл в развитии ритма двигательных действий, причём, по всем исследуемым показателям;
  • Эмоциоанально-волевой сферы - произошло статистически достоверное улучшение показателей.

Авторы:

  • Мария Викторовна Кошелева, соискатель,
  • Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
289 руб

Боулинг

Арт.: MS543472
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
300 руб

Балансир - Слон

Арт.: sadol0061
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 094 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: MSYM099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх