Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Все это приводит к тому, что дошкольники не умеют правильно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, слушать и слышать взрослых и сверстников. А ведь способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. И воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.
Преподаватели и родители озадачены тем, что большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не умеют слушать взрослых и сверстников, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. А ведь от того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Наиболее важным возрастным этапом, с точки зрения формирования коммуникативных навыков с проявлением интеллектуальных и творческих способностей, является старший дошкольный возраст. Именно этот возраст имеет богатейшие возможности для развития способностей, ведь дошкольники чрезвычайно любознательны и имеют огромное желание познавать окружающий мир. И задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый из воспитанников вырос инициативным, думающим, способным творчески мыслить, правильно выражать свои мысли, отстаивать свое мнение.
С этой задачей хорошо справляется методика английского писателя, исследователя креативности Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Автор данной методики считает, что научить детей думать - это, возможно самое главное, что мы можем сделать для детей. Когда дети вырастут, будут жить в сложном мире, где знаний, образования и профессиональных умений им будет недостаточно. Они должны будут обдумывать вопросы, и принимать решения не только на деловом, профессиональном уровне, но и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий.
Чтобы научиться эффективно решать творческие задачи, де Боно предлагает не пытаться говорить все сразу, а высказывать мысли в определенной последовательности с помощью шести разноцветных шляп, каждая из которых несет свою задачу:
Шляпа красного цвета - эмоции и чувства. Красный - огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах.
Шляпа желтого цвета - преимущества. Это цвет радости и летнего солнца. Надев желтую шляпу, мы оказываемся в сфере позитивного мышления. Это возможность увидеть лучшее в ситуации, выгоду в высказанных мыслях, перспективы и преимущества, найти неожиданные решения и скрытые силы.
Шляпа черного цвета - недостатки. Черный - цвет осторожности. Подобная шляпа дает нам возможность указать на ошибки и просчеты. Это цвет критики и оценки происходящего. Если требуется предостеречь о недочетах и возможных рисках, то следует надевать черную шляпу.
Шляпа зеленого цвета - творчество и новые идеи. Цвет растительного мира, природной энергии, роста и жизни. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи.
Шляпа белого цвета - информация. Этот тип мышления предполагает сосредоточенность на имеющейся информации. Обсуждаются только доступные нам факты и цифры. Это цвет канцелярских бумаг.
Шляпа синего цвета - организация мышления. Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего.
Очень важно, что методика Эдварда Де Боно «Шесть Шляп Мышления» основана на принципе сотрудничества и учит высказывать свое мнение, слушать другого, выражать свои чувства.
Использование методики позволяет создать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым важные черты личности ребенка.
Например, дети под полями зеленой шляпы (творчество и новые идеи) придумывали новые варианты настольных игр, и все с большим удовольствием включились в игровой процесс. А при обсуждении поведения героя в притче (отрицательный персонаж) дети при помощи методики «Шести шляп» предложили правильные действия персонажа. Ребята придумали сказку, которая помогла понять, что товарищей обижать нельзя.
Метод «Шести шляп» прост, практичен и понятен в применении, и на занятиях. Например, на занятии по развитию речи дети рассматривают картину, и воспитатель предлагает надеть белую шляпу (информация, факты). Дети понимают, что нужно рассказать о том, что они видят на картине, т.е. предметы, факты и детали. Таким образом, дети учатся составлять связный описательный рассказ по картине.
В процессе проведения игр, направленных на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, речи можно включить методику «Шести шляп», которая позволяет использование данных игр интереснее, многограннее. Например, при проведении игры «Что будет, если все время будет лето?» дети под полями желтой (преимущества) и черной (недостатки) шляп находят положительные и отрицательные стороны данной ситуации: можно все время загорать, не будет холодно, значит никто не будет мерзнуть, не нужно будет тепло одеваться, не будет снега, нельзя слепить снеговика, кататься на лыжах, коньках, санках, не придет Новый Год.
С помощью 6 шляп можно также решать повседневные проблемы с детьми. Например, в группе закончилась бумага. Что делать? Дети самостоятельно находят несколько решений данной проблемы: рисование на мольберте, на доске, на рулоне обоев. Или же исчезли все кисточки для рисования. Дети предлагают рисовать ватными палочками, тычками, пальчиками, кусочками губки, штампиками.
Методика Э.де Боно помогает рассмотреть проблему с разных точек зрения, развивает умение последовательно высказывать свои мысли, активизирует пассивных детей, помогает справиться с растерянностью, зажатостью. Данный метод легко применяется на практике. Помогает реализовать не только задачу психологического развития ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, речь, мышление, но и личностные качества, которые лежат в основе интеллектуального развития.
Автор:
Шабалина Надежда Вячеславовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Подсолнушек», Россия, г. Волжск, воспитатель