fb Методика развития двигательной одаренности у детей

Методика развития двигательной одаренности у детей

Термин «двигательная одаренность» включает в себя понятие «психомоторные способности». Психомоторные способности характеризуют сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства). Степень интеграции психомоторных способностей в психику человека заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения.

Двигательная одаренность у старших дошкольников проявляется достаточно ярко в виде целого комплекса органически связанных психомоторных способностей, а именно способность координировать движения многих звеньев тела; способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам; умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения; способность реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения, быстро выполнять одиночные движения. Отметим при этом, что характерной особенностью двигательной одаренности является высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей, нацеленность на результат, соревновательность.

Большое влияние на двигательную одаренности дошкольников оказывают уровни психической организации ребенка, включающие эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферу. Именно доминирование одного или нескольких уровней и определяют индивидуальную структуру двигательной одаренности ребенка дошкольного возраста. Психомоторные возможности ребенка также зависят от возрастных особенностей развития психических функций: сенсомоторных процессов, мышечно-двигательных ощущений, восприятий, памяти, мышления и внимания. При этом следует учитывать, что развитие психомоторных способностей имеет свою специфику в сравнении с развитием умственных способностей, а именно, психомоторные способности раньше достигают зрелости и раньше утрачивают свой потенциал. Эта особенность подтверждает важность своевременного формирования психомоторных способностей у детей дошкольного возраста и подчеркивает актуальность данного исследования.

Наши наблюдения показывают, что психомоторные способности, составляющие основу двигательной одаренности дошкольников, не сводятся только лишь к имеющимся у ребенка навыкам и умениям, но позволяют приобретать эти знания и умения с быстротой и легкостью. Исходя из этого, в своем исследовании мы опирались на теоретические положения о развитии способностей, разработанные С.Л.Рубинштейном Б.М.Тепловым, В.П.Озеровым. 

В результате анкетирования родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений было выявлено, что большинство из них положительно и с большим интересом рассматривают возможность развития двигательной одаренности с использованием новых гимнастических упражнений повышенной координационной сложности. Но вместе с тем, мы отметили некую пассивность, как со стороны родителей (65%), так и многих педагогов (60%) в решении данного вопроса. Большинство из них предпочитают переложить решение этой проблемы на плечи инструктора по физической культуре, объясняя это обстоятельство отсутствием специальных знаний, литературы, дефицитом времени и т.д. Со стороны педагогов приводятся и другие доводы, такие, например, как плохая материально-техническая база, низкая заработная плата (75%). При этом у части педагогов ДОУ (45%) отмечено нежелание и неумение творчески подходить к решению проблем физического воспитания дошкольников.

С учетом полученных данных была разработана методика развития двигательной одаренности дошкольников. При разработке авторской методики мы базировались на идее амплификации (обогащения) физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Амплификация основана на пересмотре качественных параметров содержания физического воспитания дошкольников и осуществлялась на двух уровнях - «горизонтальном» и «вертикальном».

На уровне «горизонтального» обогащения, осуществлялось дополнение традиционной образовательной программы парциальным, вариативным курсом физического совершенствования дошкольников. Уровень «вертикального» обогащения включает разработку принципиально новой физкультурно-образовательной программы для дошкольников, имеющих признаки двигательной одаренности. Принципиальным отличием данной программы от традиционных программ является включение элементов усложнения в содержание игровой и двигательной деятельности, ориентация на двигательную инициативность и соревновательность, активизация лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка. Новыми подходами в реализации данной программы являются использование на физкультурных занятиях с дошкольниками двигательных заданий повышенной координационной сложности, а именно гимнастических упражнений на уменьшенной опоре. В качестве ведущего средства в диагностике и развитии двигательной одаренности у детей дошкольного возраста мы предлагаем использование прибора - координациометра. Основной идеей данной методики, разработанной польским ученым В.Старостой, является принцип отпечатывания ступней ребенка на координациометре, достигнутой во время прыжка с вращением вокруг оси собственного тела и демонстрирующий величину максимального оборота с точностью до одного градуса. Наблюдения показывают, что чем больше оборот, исполненный дошкольником во время прыжка, тем более высок уровень его двигательной одаренности.

Авторская методика развития двигательной одаренности внедрена в систему физического воспитания детей дошкольного возраста за счет вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования. Она предполагает включение упражнений повышенной координационной сложности (упражнения на уменьшенной опоре, ритмическая гимнастика, акробатические упражнения) в процесс организации физкультурных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Методика реализовывалась на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа. Она состоит из блоков упражнений, направленных на развитие психомоторных и координационных способностей, учитывает возрастные особенности, сенситивные периоды развития ребенка. Блоки упражнений, выполняемые на уменьшенной опоре, направлены также на развитие динамического и статического равновесия, способности к ритмизации движений, локомоторной ловкости и ориентировки в пространстве.

Характерной особенностью методики является то, что физкультурные занятия с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности проводятся в течение всего учебного года. В зимний период они чередуются с занятиями по лыжной подготовке, в осенний и весенний период - с занятиями легкоатлетической направленности. Таким образом, объем занятий с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности в течение учебного года, составляет 50% (каждое второе занятие) как в старшей, так и в подготовительной к школе группе. На физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста также включены себя следующие средства:

  • упражнения общеразвивающего характера;
  • упражнения танцевального характера;
  • упражнения на ориентировку в пространстве;
  • упражнения на развитие гибкости;
  • упражнения на развитие динамического и статического равновесия.

В структуре физкультурного занятия различные гимнастические упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре и элементы ритмической гимнастики, выполнялись как отдельно, а так же были объединены в комплексы (блоки), в оригинальные спортивно-танцевальные композиции.

По своей функциональной ориентированности таких комплексов гимнастических упражнений было выделено два направления:

  • упражнения для развития мышечных групп с увеличением подвижности в суставах;
  • упражнения, оказывающие влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Во время проведения физкультурного занятия с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности дозировка каждого упражнения согласовывалась с уровнем физической нагрузки на определенные группы мышц, темпом и ритмом выполнения, амплитудой движения.

Анализ результатов показателей развития психомоторных способностей свидетельствует о том, что по окончании педагогического эксперимента дети экспериментальной группы показали результат достоверно выше (р < 0,05), чем дети контрольной группы.

Эффективность авторской методики развития двигательной одаренности на основе использования гимнастических упражнений повышенной координационной сложности подтверждается тем, что после её применения у дошкольников экспериментальной группы выявлены значительные улучшения в уровне развития психомоторных способностей и некоторых показателей двигательно-координационных способностей (способности к статическому и динамическому равновесию, ритмизации движений, способности к локомоторной ловкости и ориентированию в пространстве) по сравнению с детьми занимающихся в контрольной группе.

По показателям, оценивающим способность к динамическому равновесию (контрольное задание «Пройди по линии»), результаты детей экспериментальной группы к семи годам также почти вдвое превысили результаты детей контрольной группы. В показателях, характеризующих способность к ритмизации движений (контрольное упражнение «Бег по кочкам»), результаты детей экспериментальной улучшились за первый год эксперимента среди дошкольников возрастной группы 5-6 лет в 3 раза, и в 1,5 раза к концу эксперимента (к семи годам). Анализ прироста результатов в экспериментальной и контрольной группах, позволяет констатировать более ранние темпы увеличения показателей у детей 5-6 лет по сравнению с детьми контрольной группы (от 6 до 7 лет).

Таким образом, была доказана эффективность предложенной методики, и следовательно, использование в дошкольных образовательных учреждениях гимнастических упражнений повышенной координационной сложности в сочетании лыжной подготовкой и легкоатлетическими упражнениями позволит повысить уровень развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста.

Автор:
Федорова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики
Московский городской психолого-педагогический университет ул. Сретенка, 29, г. Москва, 127051, Россия

Все статьи
Товары по теме статьи
250 руб

Боулинг

Арт.: MS543472
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх