fb Кризис традиционной модели детства

Кризис традиционной модели детства

Дошкольное образование играет ключевую роль в развитии ребенка. По данным ЮНЕСКО, инвестиции в уход и образование самых маленьких детей является примером наиболее эффективной общественной политики.

Перед системой образования стоит ряд важных задач:

  • расширение доступности,
  • повышение качества образовательных услуг в детском саду,
  • создание условий для семейного воспитания и активное вовлечение в него родителей дошкольников.

Среди современных вызовов особо выделяется кризис традиционной модели детства. Взросление детей происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. В стремлении обеспечить безопасность ребенка его активность и самостоятельность ограничиваются. Теряет прежние черты и функции детское дворовое общение, сокращается возможность разновозрастного общения, в котором передается опыт от старших к младшим. Детям все реже удается проявить целеустремленность, изобретательность, ответственность за себя и других.

Происходят изменения и в привычных механизмах семейного воспитания. Современной семье предоставляется больше возможностей выстраивать карьеру – во многих семьях на карьеру нацелены оба родителя, а детьми занимается наёмный персонал. Трудовая миграция населения привела к росту числа семей, где один из супругов часто уезжает. Даже в полных семьях наблюдается тенденция дистанцирования отцов от проблем воспитания. Растет доля однодетных семей, в детских садах преобладают одновозрастные группы. Многие родители стараются восполнить этот возникающий вакуум общения у детей большим количеством современных игрушек, что, с одной стороны, усиливает ориентацию детей на потребление, с другой – сокращает пространство для фантазии, воображения, самостоятельного поиска и конструирования.

Один из вызовов современному дошкольному образованию создает новая категория семей – это образованные семьи с высокими ожиданиями в отношении образования своих детей. Такие родители (чаще всего это семьи с одаренными детьми) относятся к педагогам уважительно, но критически, а их деятельность расценивают как оказание услуги, а не как подвижничество. Рост количества таких семей создает, с одной стороны, новые возможности для образовательного учреждения, с другой, – новые требования к педагогу.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он уже с дошкольного возраста он находится в развернутом информационном пространстве телевизора и Интернета. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослым все сложнее быть авторитетными проводниками детей в жизни. Многими исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость, повышение уровня тревожности, неумение и нежелание идти на контакт, слушать окружающих и договариваться. Все эти изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия.

Это невозможно без учета интересов и 577 запросов семьи, поиска форм и методов работы, позволяющих учесть актуальные потребности родителей. Многие принимаемые решения в части устройства системы образования, содержания обучения, условий, в которых находятся дети, не в полной мере отвечают запросу родителей. Очевидны определенные противоречия между родительским и государственным заказом.

Например, для родителей очень важна подготовка к школе в дошкольных организациях, конкретные предметные умения и навыки, в то время как позиция экспертов – не готовить детей к школе, а создавать им условия для развития. ФГОС дошкольного образования предполагает реализацию образовательной программы в подходящих по возрасту формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Примерные ориентиры образовательной программы детского сада не включают чтения и письма.

Ряд конфликтов возникает при проведении праздников: может ли каждый ребенок получить роль? Какие именно основы культурных представлений будут закладываться детям – светские или религиозные? В какой трактовке будет объясняться смысл Рождества и Нового года? А что делать, если видение педагогов не совпадает с убеждениями родителей? Эти и другие принципиальные ситуации требуют заключения своеобразного общественного договора.

Также нуждается в повышении эффективности система информационной работы с родителями. Это касается и разъяснения условий пребывания ребенка в саду, и содержания образовательных программ, и имеющихся дополнительных возможностей развития ребенка. Дефицит информации о том, что происходит в образовательных организациях, влечёт к напряжению отношений между родителями и самой организацией.

Существенная точка напряженности – недостаточно сформированная в ряде детсадов материально-техническая и методическая среда. Родители уверены, что все необходимые материалы для занятий предоставляются образовательной организацией, и необходимость покупать игрушки, литературу, наглядные пособия, информационные стенды за свой счет вызывает у них вопросы. По результатам социологического опроса, почти каждый третий ребенок помимо дополнительных занятий в детском саду посещает еще дополнительные занятия различных профилей вне детского сада (27% на бесплатной, 30% на платной основе). При этом в региональных органах управления образованием отсутствует достоверная информация о спросе на те или иные услуги в сфере дошкольного образования, что мешает централизованно сформировать качественное предложение. Потребитель, в свою очередь, не знает о тех возможностях, которые ему могут предоставить.

Примерно треть родителей в ничего не знает о формах получения дошкольного образования, о новых методах обучения и воспитания, о программах, по которым ведется обучение в дошкольных учреждениях, о возможностях коррекционного образования. Существует также достаточно много проблем, для решения которых недостаточно текущей квалификации педагогов. В первую очередь это касается работы с разными контингентами детей – например, в группе из 25 человек один ребенок с отклонениями в развитии и один одаренный ребенок. Организация одного общего процесса для всех становится трудно решаемой задачей.

В ряде случаев могут привлекаться наиболее активные и компетентные родители – как к управлению образовательными учреждениями, разработке и проведению специальных курсов по повышению родительской компетентности, оказанию индивидуальной поддержки, так и к развитию альтернативных форм оказания дошкольных образовательных услуг: групп кратковременного пребывания, групп домашнего воспитания, дополнительных платных услуг.

Таким образом, с целью реализации эффективного взаимодействия образовательной организации и родителей могут использоваться:

  • круглые столы и конференции с родителями (моделирование жизненных ситуаций педагогами, профильными специалистами, родителями в занимательной форме);
  • 578 обучение родителей (психологические особенности личности ребенка, эмоциональное развитие ребенка, развитие игры дошкольника, социализация, создание комфортной семейной обстановки, одаренные дети и др.);
  • педагогический совет с участием родителей (с включением интервью с родителями, обсуждение педагогических ситуаций, телефона доверия);
  • проблемные семинары с целью достижения единой точки зрения в вопросах воспитания;
  • семинары по проектированию образовательного пространства (набор дополнительных секций, кружков, образовательных программ);
  • сотрудничество родителей по обмену опытом в вопросах трудоустройства, здоровья, жилья, ухода за детьми, выявлению общих проблем и особенностей – дети с особо развитым мышлением, лидеры, художественные таланты и др.;
  • тематические консультации (плановые, неплановые по инициативе обеих сторон);
  • клубы на основе взаимодействия взрослых и детей;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Все это позволит сделать еще один шаг в становлении системы государственно-общественного управления образованием и расширению пространства развития для каждого ребенка.

Список литературы:
1. Духанина Л.Н., Мерцалова Т.А. и др. Образовательные учреждения РФ: что такое хорошо? Взгляд родителей. - Москва, 2015. - 36 с.
2. Мигунова Е.В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ . 2013. №74. С.40-43.
3. Рубцов В.В. , Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования// Психологическая наука и образование, 2010, № 3. С.5-19

Автор:
Духанина Любовь Николаевна
Образовательный холдинг "Наследник", Общественная палата РФ, Общероссийский Народный фронт

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх