fb Мультики как средство развития речи

Мультфильмы как средство развития речи

Роль мультфильмов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника, имеющего ОНР велика: они позволяют развивать речь в различных аспектах - воспитание звуковой культуры речи, формирование лексикограмматического строя речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.

Нами были отобраны отечественные мультфильмы в соответствии с лексическими темами для старшего дошкольного возраста. Например, «Птицы»: «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Растрепанный воробей» (1967), «Гадкий утенок» (1956); «Лесные животные»: «Лесные путешественники» (1951), «Крашеный лис» (1953), «Беги, ручеек!» (1974), «Хомяк-молчун» (1972), «Таёжная сказка» (1951); «Цирк»: «Девочка в цирке» (1950), «Лошарик» (1971), Каникулы Бонифация» (1975), «Пони бегает по кругу» (1974), «Впервые на арене» (1961); «Транспорт»: «Степа-моряк» (1955), «Шесть Иванов -шесть капитанов» (1967), «Новичок» (1961), «Сказки о машинах» (1975).

На занятиях используются различные средства (кадры из мультфильмов в виде слайдов), средства моделирования (предметы-заместители, опорные картинки, картинные и рисуночные планы) и формируются следующие умения связной речи: умения отражать необходимые существенные связи; соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой; составлять описание предмета; составлять повествовательный рассказ по кадрам из мультфильма; составлять рассказ по теме с придумыванием конца рассказа; логически завершать рассказ; составлять повествовательный рассказ с элементами описания; последовательно, связно, в полной форме излагать свои мысли, с тщательным отбором лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций, давать название рассказу и др.

Структура каждого занятия включает тои части:

  1. организационный момент (предполагает формирование интереса у детей и настрой на работу);
  2. основная часть (просмотр мультфильмов; беседа по содержанию мультфильмов; составление различных типов рассказов и др.);
  3. итог занятия (обмен впечатлениями; анализ высказываний детей, подведение итога занятия).

Для совершенствования умений связной речи используются следующие методы и приемы:

  • вступительное слово логопеда, чтение стихотворения или загадки;
  • объяснение значения новых слов; беседа по вопросам, направленным на осмысление взаимосвязи событий в мультфильме, их временной последовательности;
  • объяснение;
  • речевой образец логопеда на этапе составления рассказа по сюжету.

Например, ребята, следите по схеме и слушайте мой рассказ. Это тыква. Тыква - это овощ. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она круглая, оранжевая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Её можно добавлять в пшенную кашу.

  • рассматривание предметных и сюжетных картинок;
  • рассматривание кадров из мультфильмов;

Например, ребята, посмотрите на картинку. Это игрушки девочки: мишка, кукла и щенок. Дети рассматривают кадры из мультфильма «Старая игрушка». Логопед задаёт детям вопросы. При постановке вопросов выставляются картинки - кадры из мультфильма, отражающие последовательность событий.

  • рассматривание опорных картинок, картинных и рисуночных планов;
  • подбор предметных картинок к отдельному эпизоду;
  • восстановление последовательности сюжета - по слайдам;
  • поиск лишних слайдов;
  • восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой протекания событий;
  • отбор тех картинок, которые иллюстрируют содержание данного мультфильма;
  • проведение беседы по предыдущему содержанию и предположение дальнейших событий;
  • придумывание названия мультфильму; составление рассказа от лица героев мультфильма и др.

Приведем фрагмент работы по анализу мультфильма «Старая игрушка»:

  • С чего начались события в мультфильме?
  • Какой праздник был у девочки?
  • Что произошло ночью?
  • Что произошло утром?
  • Какой подарок нашла девочка в коробке?
  • Опишите клоуна: какой он был по цвету, размеру, во что он был одет.
  • Какие чувства испытывала девочка, когда увидела клоуна? Как вы это поняли?
  • Какие чувства испытывали игрушки в тот момент, когда девочка радовалась новой игрушке? Почему игрушки огорчились и обиделись? Как вы это поняли?
  • Кто из игрушек особенно огорчился? Расскажите от лица мишки, что он думал в тот момент.
  • Что произошло дальше?
  • Какие чувства испытывал мишка, когда сидел на крыше?
  • Где потом оказался мишка?
  • Что решил сделать мишка с вещами, найденными в парке?
  • Почему он это сделал?
  • Удалось ли девочке найти свою игрушку?
  • Расскажите, как это произошло (используется стоп-кадр).
  • Какие чувства испытывала девочка, когда увидела, что это её мишка?
  • Какие чувства испытывал мишка, когда увидел свою хозяйку?
  • Как вы думаете, правильно ли поступил мишка, когда ушел?
  • На самом ли деле девочка забыла про мишку?
  • Как бы вы поступили на месте девочки?
  • Придумайте свое название этому мультфильму.
  • Были ли у вас в жизни случаи, когда вы забывали про важную и любимую для вас вещь или игрушку? Расскажите об этом».

Таким образом, развитие связной речи у дошкольников является важной задачей логопедической работы, максимально реализовать которую возможно на материале мультипликационных фильмов: дети учатся отражать необходимые существенные связи в предметном содержании речи, излагать свои мысли в логической последовательности, использовать лексические и грамматические средства в оформлении высказывания; употреблять сложные предложения в речи; учатся составлять тексты разных типов речи.

Автор:
В.А. Грошенкова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры логопедии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх