Роль мультфильмов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника, имеющего ОНР велика: они позволяют развивать речь в различных аспектах - воспитание звуковой культуры речи, формирование лексикограмматического строя речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.
Нами были отобраны отечественные мультфильмы в соответствии с лексическими темами для старшего дошкольного возраста. Например, «Птицы»: «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Растрепанный воробей» (1967), «Гадкий утенок» (1956); «Лесные животные»: «Лесные путешественники» (1951), «Крашеный лис» (1953), «Беги, ручеек!» (1974), «Хомяк-молчун» (1972), «Таёжная сказка» (1951); «Цирк»: «Девочка в цирке» (1950), «Лошарик» (1971), Каникулы Бонифация» (1975), «Пони бегает по кругу» (1974), «Впервые на арене» (1961); «Транспорт»: «Степа-моряк» (1955), «Шесть Иванов -шесть капитанов» (1967), «Новичок» (1961), «Сказки о машинах» (1975).
На занятиях используются различные средства (кадры из мультфильмов в виде слайдов), средства моделирования (предметы-заместители, опорные картинки, картинные и рисуночные планы) и формируются следующие умения связной речи: умения отражать необходимые существенные связи; соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой; составлять описание предмета; составлять повествовательный рассказ по кадрам из мультфильма; составлять рассказ по теме с придумыванием конца рассказа; логически завершать рассказ; составлять повествовательный рассказ с элементами описания; последовательно, связно, в полной форме излагать свои мысли, с тщательным отбором лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций, давать название рассказу и др.
Структура каждого занятия включает тои части:
- организационный момент (предполагает формирование интереса у детей и настрой на работу);
- основная часть (просмотр мультфильмов; беседа по содержанию мультфильмов; составление различных типов рассказов и др.);
- итог занятия (обмен впечатлениями; анализ высказываний детей, подведение итога занятия).
Для совершенствования умений связной речи используются следующие методы и приемы:
- вступительное слово логопеда, чтение стихотворения или загадки;
- объяснение значения новых слов; беседа по вопросам, направленным на осмысление взаимосвязи событий в мультфильме, их временной последовательности;
- объяснение;
- речевой образец логопеда на этапе составления рассказа по сюжету.
Например, ребята, следите по схеме и слушайте мой рассказ. Это тыква. Тыква - это овощ. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она круглая, оранжевая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Её можно добавлять в пшенную кашу.
- рассматривание предметных и сюжетных картинок;
- рассматривание кадров из мультфильмов;
Например, ребята, посмотрите на картинку. Это игрушки девочки: мишка, кукла и щенок. Дети рассматривают кадры из мультфильма «Старая игрушка». Логопед задаёт детям вопросы. При постановке вопросов выставляются картинки - кадры из мультфильма, отражающие последовательность событий.
- рассматривание опорных картинок, картинных и рисуночных планов;
- подбор предметных картинок к отдельному эпизоду;
- восстановление последовательности сюжета - по слайдам;
- поиск лишних слайдов;
- восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой протекания событий;
- отбор тех картинок, которые иллюстрируют содержание данного мультфильма;
- проведение беседы по предыдущему содержанию и предположение дальнейших событий;
- придумывание названия мультфильму; составление рассказа от лица героев мультфильма и др.
Приведем фрагмент работы по анализу мультфильма «Старая игрушка»:
- С чего начались события в мультфильме?
- Какой праздник был у девочки?
- Что произошло ночью?
- Что произошло утром?
- Какой подарок нашла девочка в коробке?
- Опишите клоуна: какой он был по цвету, размеру, во что он был одет.
- Какие чувства испытывала девочка, когда увидела клоуна? Как вы это поняли?
- Какие чувства испытывали игрушки в тот момент, когда девочка радовалась новой игрушке? Почему игрушки огорчились и обиделись? Как вы это поняли?
- Кто из игрушек особенно огорчился? Расскажите от лица мишки, что он думал в тот момент.
- Что произошло дальше?
- Какие чувства испытывал мишка, когда сидел на крыше?
- Где потом оказался мишка?
- Что решил сделать мишка с вещами, найденными в парке?
- Почему он это сделал?
- Удалось ли девочке найти свою игрушку?
- Расскажите, как это произошло (используется стоп-кадр).
- Какие чувства испытывала девочка, когда увидела, что это её мишка?
- Какие чувства испытывал мишка, когда увидел свою хозяйку?
- Как вы думаете, правильно ли поступил мишка, когда ушел?
- На самом ли деле девочка забыла про мишку?
- Как бы вы поступили на месте девочки?
- Придумайте свое название этому мультфильму.
- Были ли у вас в жизни случаи, когда вы забывали про важную и любимую для вас вещь или игрушку? Расскажите об этом».
Таким образом, развитие связной речи у дошкольников является важной задачей логопедической работы, максимально реализовать которую возможно на материале мультипликационных фильмов: дети учатся отражать необходимые существенные связи в предметном содержании речи, излагать свои мысли в логической последовательности, использовать лексические и грамматические средства в оформлении высказывания; употреблять сложные предложения в речи; учатся составлять тексты разных типов речи.
Автор:
В.А. Грошенкова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры логопедии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского