fb Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия

Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности. В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подростков.

Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения. В раннем подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается некоторый конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблюдаются серьезные неспецифические поведенческие проявления: повышенная агрессивность, страхи.

Подростки 11-12 лет испытывают самые разнообразные негативные эмоции, некоторые дети нуждаются в помощи для их преодоления. Неспособность ребенка справляться с негативными аффектами чревата утратой психической целостности и стабильности. Если у ребенка слабо развиты механизмы саморегуляции, он склонен отреагировать свои негативные переживания в формах аффектных «вспышек» и неадекватном поведении.

Возможный способ решения этой задачи - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные закрепленные в его памяти музыкальные образы, с которыми связано преодоление негативных переживаний. Эти образы сформированы в процессе упражнений на специально организованных занятиях. Стабилизации психического состояния ребенка может способствовать умение произвольно вызывать и другие положительные воспоминания. Их интериоризация может привести к положительным изменениям в личности ребенка. Со временем
интериоризированный «хороший внутренний объект» становится одной из предпосылок формирования психической целостности и самодостаточности. Таким «хорошим внутренним объектом» может быть музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогла ему справиться с собой в моменты негативных аффектов.

Музыка воздействует на человека не только непосредственно в момент прослушивания, но и при воспоминании об услышанном — через эмоциональную и звуковую память [3].

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают. Регуляцию негативных эмоциональных состояний младших подростков можно осуществить в процессе проведения тренинга регуляции эмоциональных состояний с помощью музыки. Была разработана программа в форме занятий с элементами тренинга, ориентированная на школьников 11-12 лет и рассчитанная на 22 занятия, проводящиеся два раза в неделю по 40 минут в течение полугода. Количество человек в группе – 12-15 человек. Цель программы - развитие навыков саморегуляции и самостоятельного преодоления негативных эмоциональных состояний у младших подростков.

В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.

Тематически программа состоит из четырёх блоков, в каждом из которых несколько занятий, подчинённых общей теме блока.
1 блок: «Осознание переживаний и эмоциональных состояний».
1.Знакомство. Представление программы. Принятие правил поведения в группе. В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», Л.Бетховен «Лунная соната», Полька.
2.Восприятие переживаний и образов музыкальных произведений. Оценка внутреннего состояния. К. Дебюсси «Лунный свет на террасе», Попурри. Песни «Улыбка», «Дорога добра».
3.Эмоции и чувства, возникающие у людей. В. А. Моцарт, финал «Маленькой ночной серенады»; Ж. Бизе, Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара. Песня «Летите, голуби!» И. Дунаевского.
4. Распознавание эмоций. Ю.Шатунов «Детство», Л.Бетховен «К Элизе», песня «Подмосковные вечера», «Дорога добра».
5.Эмоциональные состояния в цветовой палитре. Фрагменты «Шедевры классики», песня «В траве сидел кузнечик».
6.Продолжение темы «Цвета эмоций». К. Сен-Санс «Лебедь», Ф.Шопен Прелюдия до-минор, Л.Бетховен Финалы сонат № 14, 23.

2 блок: «Влияние музыкальных средств на личностном уровне». 
7. Навыки использования воображения для регуляции своего эмоционального состояния. Л. Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; народная музыка «Плескач», К. Шуман «Порыв». Ф.Шопен «Мазурка и прелюдии», И. Штраус «Вальсы», Н.Рубинштейн «Мелодия».
8. Система личных ценностей и самооценка. Весёлый фон, песня «Кабы не было зимы».
9.«Человек в конфликте» Характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах. Л.Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; К.Шуман Порыв. Песня «Ой мороз», «В лесу родилась ёлочка».
10. Защитные механизмы и сопротивление. Ф.Шопен «Мазурка и прелюдии», И. Штраус «Вальсы». Н. Рубинштейн «Мелодия».

3 блок: « Подходы к регуляции состояний».
11.Стимуляция гуманных чувств через жесты и мимику. П.И. Чайковский «Времена года: Осенняя песня», весёлый фон, песни «Подмосковные вечера», «Дорога добра».
12.Изменение эмоционального состояния, оптимистический образ А. Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Ф. Шопен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, II часть; Л. Бетховен - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, II часть. И.Дунаевский «Летите, голуби».
13.Ознакомление с эмоционально-ориентированными методами преодоления стресса. Техника глубокого дыхания. Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, Вальс Штрауса, Ж.Бизе, Юношеская симфония (финал)
14.Приёмы контроля состояний. Танцевальная музыка из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, П.Уитмен, Песня радости. Песня «Голубой вагон».
15.Приёмы регуляции эмоциональных состояний: техника якорения. «Звуки природы».
16.Продолжение темы: эмоциональное и мышечное напряжение и релаксация. Отрывки из оперы "Волшебная флейта» В.-А. Моцарта.

4 блок: «Социально- психологический: регуляция на уровне поведения».
17.Понятие «Рефлексия». Развитие эмпатии. И.-С.Бах "Итальянский концерт". Песня «День рождения».
18.Социально-поддерживающее поведение. И.Брамс "Колыбельная", Ф.Шопен. «Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Этюд мимажор (крайние части).
19. Знакомство с различными видами поведения: агрессивное, пассивное, уверенное; развитие навыков уверенного поведения. Ф.Шопен «Ноктюрн соль минор», Ф.Шопен Скерцо № 1 этюд № 12, Ф.Лист
«Венгерская рапсодия № 2. Песня «Дорога добра».
20. Продолжение темы: виды поведения. Электронная музыка
21.Понятие «Эмоциональная поддержка». Цирковые марши.
22. «Радость жизни». Обобщающее занятие. Подведение итогов. Музыкальное попурри.

Каждое занятие состоит из четырёх частей и обязательно включает в себя элементы музыкотерапии, психогимнастики, вокалотерапии, игровые упражнения, которые служат вспомогательным средством установления контакта между психологом и группой и являются средством, облегчающим эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. На занятии используется одна из трёх форм рецептивной психокоррекции: коммуникативная – совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия;
реактивная, направленная на достижение катарсиса; регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения [2].

Подростки в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 минут.

Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учётом их различной эмоциональной нагрузки. Пение – важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере с ориентацией на группу. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путём активного участия в построении занятия подростки побуждаются к выходу из состояния анонимности. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, психолог (если он сам не музыкант) работает совместно с музыкантом, которому даёт необходимые разъяснения и указания.

Проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе её форм. Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная “тренировка” которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности. Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.

Ведущий должен предоставить необходимую информацию по теме в доступной форме, используя при этом яркие примеры из жизни, стимулировать открытые выражения участниками своих чувств и мыслей.

Работу по теме необходимо привести к логическому завершению, при этом сохраняя атмосферу доброжелательности и открытости, помочь участникам группы эмоционально отреагировать пройденное занятие, открыто выразить пожелания улучшения работы в группе, подкрепить желания участников продолжать работу.

Для фиксации результатов эффективности данной программы, можно воспользоваться методикой «Градусник» (по Н. П. Фетискину) в которой фиксируются уровни самооценки эмоциональных состояний.

Список литературы

1. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства» СПб: Питер, 2001. 752 с.
2. Осипова А.А. «Общая психокоррекция», М: ТЦ Сфера, 2005. 512 с.
3. Петрушина В. И. Музыкальная психотерапия. М.: ВЛАДОС, 1999. 375 с.
4. Ранников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: 1989. С. 136.
5. Рогов Е.И. « Настольная книга рабочего психолога» Книга 2, М.:ВЛАДОС, 2003.520 с.
6. Романов А. А. Пособие по коррекции нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом игровых коррекционных задач. М.: Принт, 2000.
7. Тарасова М.Н. «Музыка солнечной сказки», ООО «Полиграф-Информ», Калуга 2003, 92 с.

Об авторах

О.В Добрянская – студентка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Т.А Макарченко - канд. пед. наук, доц., Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
298 руб

Губная гармошка

Арт.: tkb573b
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх