fb Музыкотерапия при СДВГ

Музыкотерапия при СДВГ

Современная система образования всех цивилизованных стран находится в поиске оптимальных технологий сопровождения детей, имеющих различные проблемы и ограничения. В фокусе данного исследования находится «проблемный» ребенок с поставленным медицинским диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и, как следствие, с особым профилем личности. Для психолого-педагогического сопровождения обучения детей с таким диагнозом важным целевым ориентиром является укрепление личностного потенциала ребенка с СДВГ, который мог бы способствовать осуществлению образовательного процесса и улучшению показателей здоровья.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится все более значимой, по данным исследований количество гиперактивных детей в мире растет. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет сложную системную симптоматику проявлений. Основные признаки СДВГ: сниженное внимание (нарушение концентрации внимания) и чрезмерная двигательная активность, а также импульсивность, нетерпеливость, резкие скачки настроений и нецелесообразная лихорадочная деятельность. В обоснованиях нейропсихологии причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Это нарушение нервнопсихического баланса в организме ребенка приводит к чрезмерной нетерпеливости и эмоциональному стрессу, неудержимой двигательной гиперактивности, расторможенности и неспособности к сосредоточению внимания.

На уровне психологических трудностей обучения у детей с СДВГ можно наблюдать такие проявления как невнимательность, рассеянность, неорганизованность, неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость, беспокойство, неусидчивость, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность, неспособность ждать, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость — то есть весь комплекс называемый гиперактивностью. Перечисленные симптомы часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков: чтение, счет или письмо.

Все перечисленное вместе и в различных вариациях создает особый личностный профиль таких детей, вызывающий зачастую отчаяние у родителей и педагогов, не видящих способов помочь своему ребенку в приручении собственной природы и адаптации к процессу обучения в школе. Для того, чтобы работать с таким ребенком учителям и воспитателям необходимо учитывать все эти нервно-психические особенности и учить ребенка взаимодействовать с миром, школой, учителями и сверстниками, справляясь с собственным личностным профилем.

Двигательная и вербальная гиперактивность означает избыток ненаправленной энергии, выделяемой организмом на внешнюю активность. Низкий контроль за своими импульсами говорит о нарушениях процесса осознания своих внутренних реакций и перехода от внутреннего импульса к собственно действиям. Дефицит внимания и рассеянность могут указывать либо на чрезмерную ментальную активность без торможения фоновых стимулов или самостимуляцию сенсорного голода. Нарушения координации говорят о том же: о неспособности ребенка прослеживать действие в его развитии, от импульса и исполнения самого действия и его коррекции в процессе. Что касается сенсорного голода и эмоциональных сложностей, то оба признака являются как причиной, так и следствием данного синдрома: эмоциональный стресс и жажда сенсорной информации лишь усугубляют ситуацию и зацикливают ее.

Чаще всего дети этого типа возбудимы или внутренне напряжены. Как показывает практика наблюдений, эти дети бедны эмоциональными ощущениями, у них скудный эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, так же не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. По этой причине очень важно приобщать ребёнка с СДВГ к музыкально-творческой деятельности, которая может наполнять его постоянный сенсорный и двигательный голод, а также будет насыщать его эмоциональную потребность. Именно на этот процесс переключения между внешним внутренним должна быть нацелена терапия, а мишенями воздействия и опорными пункта ми терапии могут быть те же основные характеристики, выявляющие синдром: нарушения координации и гиперактивность, импульсивность, сенсорный голод, эмоциональная возбудимость, невнимательность и рассеянность.

В сопровождающей работе школы необходимы скоординированные усилия медиков, психологов, педагогов и родителей гиперактивных детей. Учитель музыки или музыкальный психолог (музыкотерапевт) также способен оказывать значимое влияние на коррекцию поведения ребенка с СДВГ в процессе обучения через многоуровневое воздействие специально подобранной музыки и учебной музыкальной деятельности.

Музыка обладает исцеляющей силой — об этом писали во все времена. Музыкальная терапия в смысле поддержания в человеке правильных состояний существовала с глубокой древности. Известны специальные приемы исцеления музыкой в культуре древней Индии, Китая, Греции, Армении. Звук и ритм — вот основные составляющие, становящиеся инструментами нелекарственного лечения. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение. Отталкиваясь от идеи воздействия музыки на баланс процессов возбуждения и торможения, который нарушен у детей с СДВГ, мы можем изучить подходы к музыкотерапии с позиции разнонаправленного действия музыки исходя из факторов этих воздействий. Такими факторами могут быть:

1) сама музыка (как язык звукового интонирования передает чувственный образ и эмоциональный смысл только через выражение двух основных жизненных процессов и их сочетаний — напряжения и расслабления);
2) специально организованная музыкальная деятельность (музыкальное исполнение даже самых простых фраз требует непрерывного выдоха с голосом при пении и ритмического упорядочивания хаотичных движений, выражающих музыкальный метроритм, при исполнении на любом инструменте, все это в потоке основных двух энергий — тонизирующей и расслабляющей;
3) этнический фактор восприятия музыки различной культурной традиции или, в медицинском аспекте, антропологическая вариативность силы и направления воздействия музыкальных стимулов.

Существуют определенные характеристики, по которым музыка Запада, например, отличается от музыки Востока. Сравнив музыкальную традицию Запада и Китая можно увидеть, что западная музыка стремится к выражению динамического развития, это музыка процесса, движения и изменения во времени, в то время как китайская — скорее, музыка состояния как пребывания в какомлибо из них вне времени. Сочетание в музыкотерапии музыки западной (европейской и российской) и китайской традиций стали основой для нашего пилотажного исследования в работе с гиперактивными детьми с выраженным дефицитом внимания и напряженностью. Музыкотерапевтическое воздействие выполняло следующие функции в медико-психологическом сопровождении детей:

  • успокоение повышенной возбужденности ребенка через музыкально-двигательную отработку напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;
  • удержание и расширение объема и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на выдохе;
  • осознанное управление движениями и речью через музыкальную ритмизацию.

Методы и приемы включали: музыкально-пластическое соинтонирование музыке детьми, певческие приемы и активное пространственное движение под музыку. Наблюдение и анализ достигаемого эффекта по уменьшению всех симптомов СДВГ у детей позволяет сделать вывод о перспективности продолжения данного исследования и обоснованности выдвинутых методологических установок и экспериментальных гипотез.

АВТОРЫ:

Фань Ин, А.В. Торопова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Москва, Россия, 119991

ИСТОЧНИК:

Журнал научных статей "Здоровье и образование в XXI веке"

Все статьи
Товары по теме статьи
120 руб

Маракас

Арт.: WTQQ0146
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
158 руб

Маракас maxi

Арт.: WTXZ0001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
298 руб

Губная гармошка

Арт.: tkb573b
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
297 руб

Дудочка большая

Арт.: ms3308975
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
379 руб

Флейта

Арт.: wtqq0059
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх