fb Музыкотерапия при СДВГ

Музыкотерапия при СДВГ

Современная система образования всех цивилизованных стран находится в поиске оптимальных технологий сопровождения детей, имеющих различные проблемы и ограничения.

В фокусе данного исследования находится «проблемный» ребенок с поставленным медицинским диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и, как следствие, с особым профилем личности. Для психолого-педагогического сопровождения обучения детей с таким диагнозом важным целевым ориентиром является укрепление личностного потенциала ребенка с СДВГ, который мог бы способствовать осуществлению образовательного процесса и улучшению показателей здоровья.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится все более значимой, по данным исследований количество гиперактивных детей в мире растет. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет сложную системную симптоматику проявлений. Основные признаки СДВГ: сниженное внимание (нарушение концентрации внимания) и чрезмерная двигательная активность, а также импульсивность, нетерпеливость, резкие скачки настроений и нецелесообразная лихорадочная деятельность. В обоснованиях нейропсихологии причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Это нарушение нервнопсихического баланса в организме ребенка приводит к чрезмерной нетерпеливости и эмоциональному стрессу, неудержимой двигательной гиперактивности, расторможенности и неспособности к сосредоточению внимания [1—5].

На уровне психологических трудностей обучения у детей с СДВГ можно наблюдать такие проявления как невнимательность, рассеянность, неорганизованность, неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость, беспокойство, неусидчивость, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность, неспособность ждать, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость — то есть весь комплекс называемый гиперактивностью. Перечисленные симптомы часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков: чтение, счет или письмо [1—5].

Все перечисленное вместе и в различных вариациях создает особый личностный профиль таких детей, вызывающий зачастую отчаяние у родителей и педагогов, не видящих способов помочь своему ребенку в приручении собственной природы и адаптации к процессу обучения в школе. Для того, чтобы работать с таким ребенком учителям и воспитателям необходимо учитывать все эти нервно-психические особенности и учить ребенка взаимодействовать с миром, школой, учителями и сверстниками, справляясь с собственным личностным профилем.

Двигательная и вербальная гиперактивность означает избыток ненаправленной энергии, выделяемой организмом на внешнюю активность. Низкий контроль за своими импульсами говорит о нарушениях процесса осознания своих внутренних реакций и перехода от внутреннего импульса к собственно действиям. Дефицит внимания и рассеянность могут указывать либо на чрезмерную ментальную активность без торможения фоновых стимулов или самостимуляцию сенсорного голода. Нарушения координации говорят о том же: о неспособности ребенка прослеживать действие в его развитии, от импульса и исполнения самого действия и его коррекции в процессе. Что касается сенсорного голода и эмоциональных сложностей, то оба признака являются как причиной, так и следствием данного синдрома: эмоциональный стресс и жажда сенсорной информации лишь усугубляют ситуацию и зацикливают ее.

Чаще всего дети этого типа возбудимы или внутренне напряжены. Как показывает практика наблюдений, эти дети бедны эмоциональными ощущениями, у них скудный эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, так же не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. По этой причине очень важно приобщать ребёнка с СДВГ к музыкально-творческой деятельности, которая может наполнять его постоянный сенсорный и двигательный голод, а также будет насыщать его эмоциональную потребность [6]. Именно на этот процесс переключения между внешним внутренним должна быть нацелена терапия, а мишенями воздействия и опорными пункта ми терапии могут быть те же основные характеристики, выявляющие синдром: нарушения координации и гиперактивность, импульсивность, сенсорный голод, эмоциональная возбудимость, невнимательность и рассеянность.

В сопровождающей работе школы необходимы скоординированные усилия медиков, психологов, педагогов и родителей гиперактивных детей. Учитель музыки или музыкальный психолог (музыкотерапевт) также способен оказывать значимое влияние на коррекцию поведения ребенка с СДВГ в процессе обучения через многоуровневое воздействие специально подобранной музыки и учебной музыкальной деятельности.

Музыка обладает исцеляющей силой — об этом писали во все времена. Музыкальная терапия в смысле поддержания в человеке правильных состояний существовала с глубокой древности. Известны специальные приемы исцеления музыкой в культуре древней Индии, Китая, Греции, Армении. Звук и ритм — вот основные составляющие, становящиеся инструментами нелекарственного лечения. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение [7]. Отталкиваясь от идеи воздействия музыки на баланс процессов возбуждения и торможения, который нарушен у детей с СДВГ, мы можем изучить подходы к музыкотерапии с позиции разнонаправленного действия музыки исходя из факторов этих воздействий. Такими факторами могут быть:

1) сама музыка (как язык звукового интонирования передает чувственный образ и эмоциональный смысл только через выражение двух основных жизненных процессов и их сочетаний — напряжения и расслабления [8]);
2) специально организованная музыкальная деятельность (музыкальное исполнение даже самых простых фраз требует непрерывного выдоха с голосом при пении и ритмического упорядочивания хаотичных движений, выражающих музыкальный метроритм, при исполнении на любом инструменте, все это в потоке основных двух энергий — тонизирующей и расслабляющей [9];
3) этнический фактор восприятия музыки различной культурной традиции или, в медицинском аспекте, антропологическая вариативность силы и направления воздействия музыкальных стимулов.

Существуют определенные характеристики, по которым музыка Запада, например, отличается от музыки Востока. Сравнив музыкальную традицию Запада и Китая можно увидеть, что западная музыка стремится к выражению динамического развития, это музыка процесса, движения и изменения во времени, в то время как китайская — скорее, музыка состояния как пребывания в какомлибо из них вне времени [10]. Сочетание в музыкотерапии музыки западной (европейской и российской) и китайской традиций стали основой для нашего пилотажного исследования в работе с гиперактивными детьми с выраженным дефицитом внимания и напряженностью. Музыкотерапевтическое воздействие выполняло следующие функции в медико-психологическом сопровождении детей:

  • успокоение повышенной возбужденности ребенка через музыкально-двигательную отработку напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;
  • удержание и расширение объема и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на выдохе;
  • осознанное управление движениями и речью через музыкальную ритмизацию.

Методы и приемы включали: музыкально-пластическое соинтонирование музыке детьми, певческие приемы и активное пространственное движение под музыку. Наблюдение и анализ достигаемого эффекта по уменьшению всех симптомов СДВГ у детей позволяет сделать вывод о перспективности продолжения данного исследования и обоснованности выдвинутых методологических установок и экспериментальных гипотез.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. М., 2001.
2. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2—6.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.
4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
5. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М., 2004. С. 47—64.
6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.
7. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916. № 1—3. С. 105—124.
8. Торопова А.В. Интонирующая природа психики. М., 2013.
9. Торопова А.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. М., 2012. 10. Симакова И.Н., Торопова А.В. Психофизиологические корреляты восприятия музыки разных культурных традиций российскими и китайскими студентами // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 6—16.

АВТОРЫ:

Фань Ин, А.В. Торопова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Москва, Россия, 119991

ИСТОЧНИК:

Журнал научных статей "Здоровье и образование в XXI веке"

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
96 руб

Маракас

Арт.: WTQQ0146
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
157 руб

Маракас maxi

Арт.: WTXZ0001
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
287 руб

Флейта

Арт.: wtqq0059
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
298 руб

Губная гармошка

Арт.: TKB573B
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
297 руб

Дудочка большая

Арт.: ms3308975
516 руб

Ксилофон - Кот

Арт.: MS2459668
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх