fb О вредных привычках у детей

О вредных привычках у детей

Вредная привычка - отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, поведении, нередко превращающаяся в черту характера (Е.Е. Алексеева).

Русская пословица гласит: посеешь привычку - пожнешь характер. Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду, сосание пальцев, языка, соски или других предметов, грызение ногтей.

Проблема вредных привычек в детском возрасте всегда актуальна, так как помимо психологических ее компонентов есть и формирование нарушений прикуса, которые со временем усугубляются и приводят к появлению тяжелых деформаций, требующих сложного лечения.

Целью работы было изучить психологические причины вредных привычек и возможности их устранения без нарушения психологического статуса (состояния) у детей. Были изучены данные литературы: Е.Е. Алексеева; А.И. Баркан; Г.А. Широкова; Е.Г. Жадько.

Вредные привычки отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией; становятся необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка. Их недостаток может служить причиной возникновения и укрепления вредных привычек. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому, прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Дети могут сосать палец, язык, угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, "шмыгают носом", облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку "шмыгать носом", а часто пересыхающие губы - к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Коррекция вредных привычек должна включать глубокий анализ проблемы: когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка? Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на борьбу с ней столько же времени, сколько она закреплялась. Вредные привычки, как правило, начинаются с отсутствия внимания к ребенку, поэтому для их устранения внимание родителей особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации.

  • Так при грызении ногтей их коротко обрезают, советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает желание погрызть ногти.
  • При сосании пальца, различных предметов, так как к ним чаще прибегают перед сном, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой. Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку.
  • При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

В борьбе с возникшими вредными привычками важно направить ребенка самостоятельно устранять их, разъясняя вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, человека с пальцами во рту, учить самоконтролю. Надо ободрять ребенка, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Важно активно помогать ребенку в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке.

Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же нередко получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек. Наоборот, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия (понимание патологических привычек как отрицательных появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста).

Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления. Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение как, например, в детском саду или школе. Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи.Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах. Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу.

Выводы:

1) Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.
2) Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, также как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
3) Часто вредные привычки - сформированный условный рефлекс, коррекция которого бывает практически невозможна без комплексного решения проблемы (совместно с невропатологами, психологами и другими специалистами).

Автор: 
Архарова О.Н., Анис Б.Х Рязанский государственный медицинский университет, Кафедра ортопедической стоматологии и ортодонтии, г. Рязань

Источник:
Электронный сборник научных трудов "Здоровье и образование в XXI Веке" №7, 2010г. (Т.12)

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх