fb Одаренные дети: особенности и сложности развития

Одаренные дети: особенности и сложности развития

В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.

Тема «одарённости» одна из старейших научных тем. Однако, по сравнению с предыдущими исследованиями, на современном этапе её изучения можно наблюдать важную тенденцию смещения вектора с изучения одаренности, как уникального явления и ее идентификации, на изучение особенностей и условий, в которых развивается одаренность и качественные показатели психического развития одаренного человека: по гармоничному или негармоничному (неравномерному, диссинхронному типу).

Очень часто одарённость остаётся неоцененной или даже незамеченной в ситуациях, когда ребёнок недостаточно успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. По нашему мнению, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала. Такой подход отличается от общепринятого тем, что происходит смещение акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. В таком аспекте важным становится понимание проблем и трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин школьной неуспеваемости с целью оказания психологической помощи и поддержки в их преодолении.

Авторы «Рабочей концепция одаренности», выделяя детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, пишут о том, что одаренность с гармоничным типом следует считать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту психологической и физической зрелостью. По мнению авторов, именно эти одаренные дети, повзрослев, добиваются неординарных успехов в предпочтенной ими профессиональной деятельности [Богоявленская, Шадриков, 4].

У детей с дисгармоничным типом развития дела обстоят иначе. По мнению авторов, их особенности определяются другими генетическими ресурсами, а также другими механизмами возрастного развития. Основу такого типа представляет другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств и свойств личности, а в некоторых случаях вообще ставит под вопрос наличие одаренности. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в связи с чем, они могут быть причислены к «группе риска». Конечно, эта концепция носит теоретический характер, и в реальности разделение на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом достаточно условно.

Познавательная сфера.

К. Хеллер, анализируя данные по высокоодаренным и среднеодаренным детям, делает ряд интересных выводов [7]. Высокоодаренным детям в большей степени свойственны высокие интеллектуальные способности: сверхчувствительность к знаниям, интерес к дивергентным задачам, высокая концентрация внимания. Их отличают выдающиеся креативные способности. Сюда автор относит оригинальность мышления, продуктивность мышления, ассоциативность мышления. По мнению Хеллера, высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к быстрому усвоению знаний, интеллектуальным любопытством.

Однако, неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как нарочитое желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников [8]. Возникновение сложностей в обучении одарённых детей, как правило, бывает связано с их стремлением к самостоятельному исследованию интересующих их тем и целостному восприятию картины мира. Зачастую способность выявлять и понимать сложные причинно-следственные связи, высокая скорость мыслительных процессов, высокий уровень развития вербальных способностей позволяет одарённым детям строить собственные теоретические гипотезы и модели, которые могут вступать в противоречие со строго последовательной системой учебного материалам, особенностями подачи и изложения занятий.

К. Хеллер в своих исследованиях показывает, что одарённым детям присуща позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой. Способность к реальной самооценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного ребенка в себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и
многие другие интеллектуальные и личностные качества. Наряду с этим, одарённые дети могут восприниматься и отвергаться за «зазнайство» и заносчивость. Развитая оценочная функция может выражаться в слишком высоких требованиях по отношению к себе, чрезмерной самокритичности и недовольстве собой. Дж. Уитмор отмечает, что ощущение собственной неполноценности, нереалистические цели - является частыми проблемами одарённых детей, которые сопровождаются пессимистическим мировосприятием, чувствительностью, мнительностью и ранимостью [3].

Е.И. Щебланова отмечает, что у одаренных детей особо выражена способность к прогнозированию. Это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни. Одарённые дети достаточно рано проявляет интерес к интуиции, интуитивному знанию, предвидению будущего. Из-за своей открытости новому опыту такие дети могут попадать под негативное влияние лжеучений и сект.

Н.С. Лейтес замечает, что большинство одарённых детей обладают развитым чувством умора. Они улавливают связи, которые не видят их сверстники. Однако, их юмор может носить достаточно грубый характер и быть обидным для окружающих. Насмешки и «подковырки» часто становятся основанием для конфликтов в межличностном общении [3].

Мотивационная сфера.

Как отмечает Д.Б. Богоявленская, уровень и направленность мотивационного развития ребенка является системообразующим фактором в структуре одаренности. Именно характер мотивационного профиля, за которым стоит система личностных ценностей, может быть как стимулирующим фактором, так и фактором, тормозящим развитие способностей одарённого ребенка.

Особенность мотивации одаренных детей состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней. Т.О. Гордеева отмечает, что внутренняя мотивация присуща всем одаренным людям, ее конкретная наполненность во многом определяется типом одаренности. При интеллектуальной одаренности изначально у ребенка ведущую роль в структуре мотивации играет познавательная мотивация, проявляющаяся в страстном стремлении понимать окружающий мир, разгадывать его тайны и познавать новое. Мотивация достижения и мотивация компетентности характерны для всех типов одаренности, являясь основой, определяющей смысл деятельности в контексте базовых потребностей в саморазвитии, совершенствовании и достижения в ней высоких результатов, независимо от того, совершенное исполнение это или новый продукт [1].

Чрезмерная поглощенность одаренных детей интересующих их делом, непомерное упорство в достижении поставленных целей, способность к длительному сохранению интереса могут приводить к противодействию необходимости прервать или прекратить свою деятельность. Жесткие временные ограничения при выполнении заданий могут приводить к фрустрации и способствовать полному отказу даже от интересной работы [8].

Чрезмерное упорство и высокая устойчивость поведения в достижении цели могут приводить к стремлению доводить все до полного совершенства. Увлечение какой-либо деятельностью или идеей сверх отведенного для этого времени может расцениваться как отсутствие гибкости и саморегуляции, упрямство и своеволие. Настойчивость и эмоциональная увлеченность выбранным делом, творческим процессом может приводить к физическому и нервному истощению и перенапряжению одаренных людей. Несмотря на убежденность ранних исследователей одаренности в ее неразрывной связанности с психической и физической патологией, современные исследования показывают, что одаренные люди, как правило, отличаются здоровьем, как физическим, так и психологическим [1]. Проблемы с психическим и физическим здоровьем – не условие одаренности, а следствие высокой настойчивости или одержимости выполняемым делом, ей свойственные.

Широта интересов и большая любознательность могут вызывать трудности их согласования с учебными задачами. Одаренные дети не всегда способны рассчитать свои силы, часто берутся одновременно за множество дел или проектов. Сильная потребность в самоактуализации мотивирует одаренных детей следовать их интересам, но она же может вызывать фрустрацию при отсутствии такой возможности, потерю уверенности в своих силах, вплоть до полного отказа заниматься такой деятельностью.

Эмоциональная сфера.

Анализ исследований относительно особенностей эмоциональной сферы одарённых детей не позволяет сделать однозначного вывода об этой сфере [10]. В одних исследованиях подчёркивается, что в основном одарённые дети высоко мотивированы, хорошо адаптированы, социально зрелые, независимые, спокойны в ситуации неопределённости.

В исследованиях Дж. Фримен мы находим информацию иного характера. Она пишет о том, что одарённые дети постоянно сталкиваются с эмоциональными и социальными трудностями. Кроме того, некоторые группы детей (например, из неблагополучных семей, исключительно высокоодарённые) могут попадать в зону риска неуспешной социальной адаптации [6]. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях может принимать довольно «острый» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Отмечены случаи психопатического поведения.

В целом обзор зарубежных и отечественных исследований позволяет говорить о том, что в качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является, как правило, сверхчувствительность, которая обусловлена особенностями интеллектуального развития.

В некоторых исследования мы находим данные о том, что одаренные учащиеся могут подвергаться опасности развития внутренних нарушений, обусловленных тем, что они чаще, чем обычные дети, подвергаются изоляции и одиночеству. Их повышенные чувствительность, эмоциональность и интенсивность также могут вносить свой вклад в нарастание тревожности и страхов [11]. Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых. Родительские, собственные, социальные требования быть успешным могут вести к боязни неудачи, ощущению собственной неполноценности или к перфекционизму [2].

В случае неудачи одаренные ученики не способны контролировать свой негативный аффект, так как они почти не обладают опытом преодоления неудач. Так, в одном зарубежном исследований было обнаружено, что в конце начальной школы академически одаренные школьники демонстрировали более сильные отрицательные эмоции и физиологические реакции стресса в ответ на экспериментально введенную неудачу, по сравнению с группой неодаренных сверстников [10]. Есть сведения о том, что одаренные дети имеют такой же или даже меньший риск возникновения внутренних проблем, как и их неодаренные сверстники. Было показано, что они проявляют, ту же самую степень интереса и удовольствия при работе в классе; испытывают меньше стрессовых событий, демонстрируют столько же или меньше внутренних негативных симптомов, случаев депрессии и мыслей о самоубийстве, как и другие учащиеся [8].

В нашем исследовании одарённых старшеклассников и студентов первого курса (победителей олимпиад по математике) были получены достаточно интересные данные. Проанализировав особенности победителей олимпиад по математике, нами было выявлено, что они отличаются высокой внутренней мотивацией к достижению, целеустремленностью, способностью к эмоциональному самоконтролю, высокой любознательностью. Это согласуется с результаты многих современных учёных. Однако, изучение субъективного благополучия одаренных юношей и девушек оказались несколько неоднозначными. По шкале психологического благополучия на основании коэффициента достоверности различий по t-критерию Стьюдента выборка (из 250 человек) разделилась на три подгруппы в соответствии с выделенными значениями. В первую группу вошли респонденты с высокими значениями, вторую группу составили средние значения и третью группу образовали низкие значения по шкале. Такие данные говорят о том, что одаренным детям присущ как высокий индекс общего психологического благополучия, так и низкий. Было выявлено, что представителям третьей подгруппы было свойственно низкие значения по шкале «самопринятие», «цели в жизни» и «личностный рост». Результаты корреляционного показали, что уход от проблем у таких детей, сопровождается обшей неудовлетворенностью собственной жизненной ситуацией.

Особенности психосоциального развития.

Результаты большинства исследований психосоциального развития одаренных детей и подростков говорят об успешной социальной адаптации. Однако наряду с этими исследованиями, существуют данные, которые говорят о серьёзных сложностях в процессе психосоциального развития. Е.И. Щебланова отмечает, что, как правило, результаты о социальном благополучии одарённых детей получены в исследованиях умеренно одаренных, что очень важно. Она отмечает, что ещё Л. Терманом и Л.

Холинворт было доказано, что дети с показателями интеллекта выше 170-180 часто обладают значительно большими трудностями в социальной адаптации, чем умеренно одаренные дети [8]. Эти данные находят своё подтверждение и в современных исследованиях [9]. M. Gross, сравнивая математически умеренных и чрезвычайно одарённых детей, показал, что умеренно одаренные учащиеся считали себя и считались своими ровесниками более популярными, социально активными и ценимыми, чем чрезвычайно одаренные. При этом учащиеся с чрезвычайно высоким вербальным интеллектом признавали свое социальное положение самым низким.

Gross, сравнивая концепции дружбы у средних, умеренно одаренных и исключительно одаренных детей, показал, что эти концепции образуют развивающуюся иерархию возрастных стадий с ожиданиями дружбы и веры в дружбу и становятся с возрастом более сложными. В возрасте, когда их ровесники со средними способностями искали лишь партнеров для игры, одаренные дети начинали искать близкую и устойчивую дружбу, основанную на доверии и безоговорочном принятии. Большинство исключительно одаренных детей в возрасте 6-7 лет уже демонстрировали концепции дружбы, которых не было у детей со средними способностями до возраста 11-12 лет.

Высокий уровень самосознания одаренных детей, как правило, сопровождается ранним пониманием своего отличия от других убежденностью в собственной эффективности и самостоятельностью суждений. Это тоже может восприниматься негативно и приводить к самоизоляции или чувству отчуждения.

Также, оценка ребенком и окружающими одаренности как заслуги может развивать у него высокомерие и чувство превосходства над другими. А.И. Савенков указывает на то, что одарённый ребёнок не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу [5]. В общении со сверстниками он довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

У многих одаренных детей в довольно раннем возрасте появляются интернальный локус контроля и высокий уровень личностной ответственности [7]. Это может вызывать трудности в согласовании своих и чужих приоритетов, к отрицанию ценностей, заданных извне, что может восприниматься как вызов школе, семье, обществу. Высокий уровень моральных суждений может приводить к нетерпимости и отсутствию понимания других людей, в том числе и сверстников, отторжению и изоляции, деформациям личности.

По утверждению американского психолога К. Тэкэкс неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника, привычка исправлять других, также служить причиной сложных отношений со сверстниками [2].

Выводы.

Обзор современных отечественных и зарубежных исследований, посвящённый исследованию одарённости показал, что полученные данные в этой области достаточно разнообразны и противоречивы. Отличительной особенностью научных изысканий в этой области становится изучение качественных показателей, особенностей и условий развития не только успешных одаренных детей, но и неуспешных. Такой подход особенно важен, ведь именно сложности и трудности в различных сферах жизнедеятельности, которые испытывают одарённые и чрезвычайно одарённые дети, требуют особого внимания и изучения. Речь идёт о создании особых условиях и в школе, и в семье, позволяющих раскрывать и развивать одарённость, ограждать её от возможных опасностей, которые сопровождают или даже препятствуют творческому развитию ребёнка. Мы предлагаем основное внимание уделить не отбору одарённых детей, а содействию реализации одарённости через изучение и понимание проблем одарённого ребёнка в различных сферах жизнедеятельности.

 

Список литературы:

  1. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. 2011. №. 1(15). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html (дата обращения 3.11.2012).
  2. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  3. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 95 с.
  4. Рабочая концепция одаренности / под редакцией Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2-е изд., 2003. 95 с.
  5. Савенков А. И. Психология детской одарённости. М.: Генезис, 2010. 448 с.
  6. Фримен Дж. Одарённые дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология, 1999. № 11. С. 10-18
  7. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 243-264.
  8. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. М.: Изд-во БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. 245 с.
  9. Gross M. U. M. Social and emotional issues for exceptionally intellectually gifted students // The social and emotional development of gifted children. What do we know? / Ed. by M. Neihart, S.M. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. Washington: Prufrock Press, Inc., 2002. P. 19-29.
  10. Keiley M.K. Affect regulation and the gifted // The social and emotion development of gifted children. What do we know? /Ed. by M. Neihard, S.M. Reis, N.M. Robinson, S.M. Moon. Washington: Prufrock Press, Inc., 2002. P. 182-193.
  11. Piechowski M.M. Emotional giftedness: The measure of intrapersonal intelligence Handbook of gifted education / Ed. by N. Colangelo, G A. Davis. 2nd ed. Boston: Allyn and Bacon, 1997. P. 366-381.

Источник: Суднева О.Ю.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №11(19), 2012

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
412 руб

Игра - Дженга с цифрами

Арт.: sadol011519
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
512 руб

Логические блоки Дьенеша

Арт.: MS2790609
990 руб 1 552 руб

Четыре цвета - игра Монтессори

Арт.: wtqq0555
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
985 руб 1 423 руб

Конструктор - Горки

Арт.: tddk27389217
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 288 руб

Конструктор STEM с молоточком

Арт.: MSSES14941
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 375 руб

Конструктор - 154 брусочка

Арт.: MSDK02948
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
340 руб

Игра в городки

Арт.: MS3065682
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
998 руб

Шахматы - лакированные, обиходные

Арт.: MSIN7520
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
1 800 руб

Подарочный набор - Чемоданчик с фактами

Арт.: WSP7182402
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
Хит
1 774 руб 1 922 руб

Конструктор - Палатка - Crazy Forts

Арт.: MS3557375
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
2 100 руб

Набор Вундеркинд с пеленок - Читай играя

Арт.: VMPVB
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
ожидается поступление
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх