fb Учим детей общению

Психолого-педагогическая программа "Мы-вместе!"

Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире. «Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка». Высокий уровень общения выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

На данном этапе полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей.

«У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Дети не могут занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», они часто замыкаются, начинают сторониться и избегать детского сообщества».

Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь — это, прежде всего, социальное явление. «В сфере межличностных отношений, во время игры, ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребенку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить счастливо».

Следует отметить, что в коллективе у дошкольников среднего возраста потребность реализуется в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным, а также в общении со сверстниками и т. д.

Программа «Мы-вместе!» включает в себя три раздела:

I раздел: «Кто я?».
Задача: сформировать представление ребенка о своей индивидуальности, характерных особенностях и предпочтениях. Оптимизация развития позитивной «Я»-концепции.

II раздел «Я и другие».
Задачи:
1) развитие способностей осознавать чувства других людей и понимать их;
2) обучение детей поддерживать контакты, владеть этически ценными формами и способами поведения.

III раздел «Мы-вместе!».
Задачи:
1) развитие навыков конструктивного взаимодействия;
2) воспитание способности к взаимовыручке и взаимопомощи;
3) развитие способности к сопереживанию.

В соответствии с поставленными задачами все занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Отработка необходимых навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в упражнениях, под которыми понимается применение системы методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Каждое занятие заканчивается релаксационным комплексом для снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное. Количество игр и упражнений на занятиях можно варьировать в зависимости от эмоционального настроя и физического самочувствия детей. Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

Ориентировочный этап решает следующие задачи:
1) сплочение группы;
2) раскрепощение участников;
3) снятие негативного настроения.

Коррекционный этап, включающий в себя следующие задачи:
1) повышение уверенности в себе;
2) развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
3) коррекция непродуктивных форм общения.

Релаксационный этап включает в себя следующие задачи:
1) снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
2) снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
3) развитие воображения, восприятия.

На этапе рефлексии происходит подведение итогов (получение обратной связи) и закрепление полученных навыков. Так как основным, ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, то и все проведенные нами занятия были в игровой форме. Во время занятий дети могли сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате — в зависимости от хода занятия.

Итак, рассмотрим более подробно используемые нами на каждом занятии методы и приемы. Методы и приемы психологического воздействия применялись на занятиях с целью развития коммуникативных умений дошкольников.  Использовались игровые упражнения, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, приемы релаксации, этюды, проигрывание ситуаций, театрализации, музыкотерапия, прием нетрадиционного художественного творчества.

Использование метода музыкотерапии было направлено на оказание содействия развитию коммуникативных умений дошкольников и включало прослушивание музыки, ритмические танцы под современную музыку, музыкальное сопровождение при релаксациях, этюдах.

На занятии 14 «Что такое дружба» во время коллективного творчества «Дружба цветов» дошкольники прослушивали песни о дружбе, что способствовало формированию доброжелательного отношения между детьми, желания работать в коллективе, сообща. Данная работа была направлена на воспитание у детей эстетического чувства, избавление от комплексов, побуждение к заботливому и внимательному отношению к сверстникам, развитие желания взаимодействовать в процессе работы.

На занятии 22 «Танцевальный марафон» дети исполняли под музыкальное сопровождение танец «Четыре стихии». Когда слышали слово «Вода» — вытягивали руки вперед; слово «Земля» — опускали руки вниз; слово «Воздух» — поднимали руки вверх; слово «Огонь» — руки разводили в стороны. Данное упражнение способствовало развитию двигательного раскрепощения, снятию эмоционального напряжения.

Метод музыкотерапии использовался для развития эмоционально-волевой сферы, воспитания у детей эстетического чувства, избавления от комплексов.

Игровой метод — это метод воздействия на детей с использованием игры. Данный метод позволил овладеть диалогом, способствовал улучшению координации движений, улучшению коммуникативных способностей общения, развитию сплочения группы. Цель игры не менять и не переделывать ребенка, а дать возможность «прожить» волнующие его ситуации.

Объяснение игровой ситуации позволяет дошкольнику осознать правильное поведение, а проявление двигательной активности способствует тогу, чтобы дать выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Приведем пример использования игрового метода на занятиях.

На занятии 6 «Ищу друга» использовалась малоподвижная игра «Пойми меня». Ребенок придумывал речь из трех предложений, а дети угадывали, кто говорит (мама, продавец, воспитатель, герой из мультфильма и т. д.). Данная игра направлена на развитие уверенности в себе, формирование дружеских взаимоотношений.

На занятии 11 «В гости к другу» использовалась подвижная игра «Жужа», которая позволила научить детей быть менее обидчивыми, сформировала адекватную самооценку. Смысл игры заключался в том, что «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках, все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Занятие 19 «Урок вежливости». На этом занятии дети играли в сюжетно-ролевую игру «Волшебные водоросли». Каждый участник по очереди пытался проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимали человеческую речь и чувствовали прикосновения и могли расслабиться и пропустить в круг, а могли и не пропустить его, если их плохо попросили. Данная игра направлена на снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться цели.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта», помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Игровой метод является ведущим в дошкольном возрасте, а обучение в игре, доступно и интересно детям, игровое общение направлено на совершенствование взаимодействия в привычных условиях.

Прием театрально-игровой деятельности способствовал развитию детской фантазии, способности сопереживать происходящему, созданию соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.

Занятие 3 «Кто Я такой?» представляло собой театрализованную инсценировку «Мое имя», во время которой у детей развивались умения замечать положительные качества в людях, развивалась способность понимания эмоционального состояния другого человека, а также развивались наблюдательность, коммуникативные способности.

На занятии 20 «Я хочу с тобой дружить!» применялась театрализация «Друг». Дети должны были обыграть сценку по стихотворению. Данная работа

способствовала развитию умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.

Следует отметить, что хорошая организация театрально-игровой деятельности способствует успешному развитию навыков общения и коммуникативных способностей, а также развитию творческих задатков и способностей ребенка.

Метод изотерапии и прием художественного творчества, который также был использован в ходе реализации программы, позволил создать положительный эмоциональный настрой в группе, облегчить процесс коммуникации со сверстниками, развить чувство внутреннего контроля, способствовал творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

На занятии 7 «Злючка-колючка» дети с помощью пальчиковых красок на листе А3 делали отпечатки ладошек, потом проявляли фантазию и превращали отпечатки в «злючку-колючку».

На занятии 28 «Мы вместе!» дети изображали в рисунках, что произошло с ними в течение занятий. Все участники рисовали по два рисунка: «Какой «Я» был до занятий?» и «Какой «Я» стал после занятий». Данная работа способствовала творческому самовыражению, созданию положительного эмоционального настроя в группе.

На занятии 18 «Какие чувства мешают дружить?» использовался прием изотерапии «Цветок дружбы», где дети из своих ладошек делали отпечатки на листе ватмана. Свои отпечатки они «оживляли», превращали их в цветы. В завершении оценивали работы друг друга.

Использование на занятиях данного приема позволило дошкольникам осознать свои переживания, что способствовало улучшению эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Итак, в процессе практической деятельности с дошкольниками по психолого-педагогической программе «Мы-вместе!» поставленные нами задачи по развитию коммуникативных умений решались посредством методов словесных, игровых, практических, музыкотерапии, а также приемов художественного творчества, театрально-игровой деятельности, активного слушания и других.

Внедрение в практическую деятельность психолого-педагогической программы «Мы-вместе!» способствовало преодолению у дошкольников застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе, содействовало развитию навыков коммуникации и совместной деятельности детей в коллективе, а значит — и успешному развитию коммуникативных умений дошкольников.

Авторы:

Щербинина Надежда Ивановна - студент 4 курса кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» РФ, Республика Саха (Якутия), г Нерюнгри, воспитатель Центра Развития Ребенка д/с «Жаворонок» Россия, г. Нерюнгри

Мамедова Лариса Викторовна  - канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх