Развитие тонкой моторики (пальцев рук)
- Играйте с руками ребенка, массируйте его пальчики.
- Учите ребенка брать кубики в обе руки, дайте 3-й кубик (малыш должен сообразить, что дли того, чтобы взять его, ему придется 1 кубик уронить); отталкивать руками мяч; хлопать в ладоши.
- Будет полезна и игра на игрушечном рояле и ксилофоне; катание рукой машинки.
- Учите малыша поднимать объемные и плоские колечки, «ягодки»; снимать колечки с пирамидки.
- Учите вращать кистью с удерживаемой игрушкой, стучать ею, перекладывать, бросать и др.
- Учите ребенка тянуть за кончик платок, разноцветные ленточки, спрятанные в баночке.
- Учите ребенка поднимать маленькие предметы, можно маленькие кусочки печенья, крупные макароны, и класть их в чашку.
- Учите ребенка класть маленькие игрушки (шарики, кубики, каштаны) в формочки с углублениями (можно из под конфет).
- Учите открывать-закрывать различные емкости, кастрюли, стучать по кастрюле (при этом можно петь детские песенки), подбирать крышки к кастрюлям.
- Можно спрятать в кастрюлю игрушки, побуждая ребенка к их поиску.
- Путешествуя по дому, давайте ребенку трогать различные предметы, рассказывая ему, какие они на ощупь: острые, гладкие, мягкие, ровные, твердые, колючие, шелковистые, бугристые, холодные и т. д. Можно наклеить предметы из разных на ощупь материалов на большой лист картона; подносите руку ребенка к каждому образцу, говорите ему, что он трогает.
Развитие зрительного восприятия и познавательной деятельности
- Посадив ребенка в детский стульчик, выйдите из комнаты на глазах у ребенка, затем вернитесь и весело скажите: «Я нашла Ванечку!» Положив ему на колени любимую игрушку, сыграйте еще раз, говоря: «Я нашла котика!»
- Прячьте ребенка под платком; стягивая платок, скажите: «Я тебя нашла!» Можно меняться ролями, побуждая ребенка стягивать платок с вас, с себя.
- Спрячьте под чашку (стакан, в руке) интересную маленькую игрушку; откройте, покажите ребенку игрушку и снова накройте чашкой. Спросите: «Где мишка?», побуждая малыша найти игрушку.
- Прячьте ребенка под шляпой, спрашивая: «Где же наш Ванечка?» Сняв шляпу, воскликните: «А вот наш Ваня!»
- Вырежьте в крышке из-под кофе круглое (квадратное для кубиков) отверстие - окошко, чтобы бросать в банку шарики, каштаны, желуди, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок и др. Учите ребенка бросать предметы в банку с отверстием.
- Учите ребенка дергать за веревочку, привязанную к игрушке (мишке, кукле), заставляя ее танцевать, можно при этом подпевать.
- Учите ребенка играть с игрушками, нажимая на различные кнопки.
Развитие звуковой активности и предпосылок речи
- Рассматривайте фотографии членов вашей семьи, картинки с животными (их можно повесить на стену), меняйте их, называя и спрашивая, кто на них изображен.
- Развесьте портреты мамы, папы, родных там, где чаще бывает ребенок. Когда малыш начинает издавать звуки типа «па-па», покажите ему фотографию и скажите: «Это папа!»
- Проговаривайте, пропевайте слоги, слова, фразы в звонкое ведерко, жестяную банку, побуждая ребенка повторять ваши действия и звуки.
- Пойте ребенку песенку, стимулируя его повторять за вами слоги.
Утром я встаю, песенки пою, песенку
простую, вот какую: ля ля ля, ля-ля ля;
да-да-да; та-та-та; па-па-па; ма-ма-ма;
на-на па. и др.
Ма-ма-ма — мамочка; па-па-па — па-почка; ла-ла-ла — лапочка; да-да-да — Да-шенька и др.
- Показав ребенку куклу или другую игрушку, спрячьте ее на глазах у малыша. Спросите: «Где ляля?», найдите ее вместе и воскликните: «Вот кукла-ляля!»
- Поставьте перед ребенком 3 игрушки (мяч, кукла, кубик), поднимая каждую игрушку, называйте ее. Затем попросите малыша взять мяч (куклу, кубик). После усвоения названий меняйте игрушки, предметы.
- Говорите вместо игрушек, показывайте их в зеркало, чтобы ребенок видел.
- Одевая ребенка, спрашивайте: «Где шапка?» Если ребенок не покажет, поднимите ее и скажите: «Вот шапка!»
- Используя различные книги, журналы с картинками про детей, придумайте историю про вашего ребенка, рассказывайте ему эту сказку много раз.
- Имитируйте разговор с ребенком по телефону, поднося трубку к его уху.
- Показывая ребенку игрушки домашних животных, называйте каждого и из них и издавайте характерный для него звук. Это корова. «Му-му», — говорит корова. Пойте песенки о животных, показывая каждое животное, о котором говорится в песне.
- Путешествуя по дому, называйте все, что вы видите; спрашивайте у ребенка: «Где часики?» и т. д.
Развитие слухового восприятия
- Слушайте вместе музыку (классическую, детские песенки).
- Танцуйте с ребенком под музыку, выключив музыку — остановитесь, подводя малыша к пониманию разницы между тишиной и звуками.
- Учите стучать 1—2 ложками по различным поверхностям (по кастрюле, газете и т. д.), мешать ложкой; стучать деревянными ложками в такт песенкам, кубиком о кубик, шумящими коробочками (которые вы можете сделать сами из яичек от киндер-сюрпризов, наполненных различными крупами).
- Учите находить под платком, под коробкой спрятанные музыкальные игрушки, шкатулку по их звучанию.
- Собирайте различные сорта бумаги: оберточную, мягкую, алюминиевую фольгу и т. д., давайте возможность ребенку ее комкать.
- Называйте звуки, которые ребенок слышит: шаги, текущая вода, телевизор и т. д.; показывайте источник звука.
Развитие движений
- Если ребенок не начал ползать, помогите ему. Поставьте его на четвереньки, согнув ножки под животиком, разверните кулачки, чтобы малыш опирался на ладошки. Немного покачайте его взад — вперед и, страхуя ладонью под животик, «выбейте» из-под него одну ручку — пусть сам восстановит равновесие и обопрется на нее. Слегка подталкивая его сзади, побуждайте ребенка двигаться вперед.
- Учите ребенка ползать, побуждая его доползти до любимой игрушки, расположенной на полу; толкать пластиковую бутылку, наполненную яркими шариками; переползать через «препятствия» из подушек.
- Сгибаем, разгибаем ноги, руки ребенка, поднимаем их вверх-вниз, малыш при этом лежит на спине.
- Держа ребенка за руки, поднимаем его до сидячего положения, затем мягко опускаем назад.
- Посадив ребенка к себе на колени, начинайте подбрасывать его, меняя темп, ритмичность и направление движения.
- Пусть поучится держать равновесие.
- Учите малыша переворачиваться со спины на живот, стимулируя интерес игрушкой; лежа на животе, поворачиваться по кругу; сидя без опоры, поворачиваться в сторону и брать предмет, оборачиваться и смотреть назад.
Не забывайте хвалить и жалеть вашего ребенка.
Желаем успехов!
Автор: Е.В. Ашкинезер
Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста "Развиваемся играя".