Развитие тонкой моторики (пальцев рук)
- Дайте возможность ребенку повозиться в тазике с мукой, горохом, фасолью, крупами, водой, тестом, пуговицами и др. под вашим присмотром.
- Давайте ребенку возможность получать новые ощущения: трогать, нюхать, пробовать (например: фрукты, овощи).
- Учите вылавливать из воды плавающие игрушки руками, ковшом, сачком, дуршлагом.
- Учите сжимать игрушки-пищалки, выжимать мокрую мочалку, губку.
- Учите ребенка перекладывать мелкие предметы, игрушки, маленькие кусочки еды, зерновые колечки из одного стакана в другой.
- Учите ребенка противоположным понятиям, трогая — «холодное-горячее, колючее — мягкое и др.»; комментируя его ощущения.
- Учите малыша открывать и закрывать коробки разные по размеру соответствующими крышками; ставить их одна в другую.
- Учите ребенка складывать прищепки в баночку и высыпать их обратно.
- Рисуйте палочкой на мокрой земле круги, линии, зигзаги, рожицы и др.
- Сделайте туннель из полой трубки для маленьких игрушек, машинок, к которым привязана ленточка. Учите ребенка прятать и доставать из туннеля игрушку, подтягивая за ленточку или веревочку.
Развитие навыков самообслуживания
- Учите ребенка переливать воду ложкой из одной миски в другую, из миски в чашку (можно добавить в воду кубики льда); перекладывать каштаны, желуди, шарики, пуговицы, фасоль, крупу, варенье и др.
- Учите малыша умываться, вытираться, расчесываться (причесывать вас, куклу), повторяя и называя части тела и лица.
Развитие речи
- Придумайте историю для рассказывания ребенку о нем самом; в ней должны упоминаться дела, которые делает малыш в течение дня. Рассказывайте ее каждый день.
- Надевайте на ребенка различные шляпы, показывая его в зеркало. Хвалите, какой он красивый.
- Посадив ребенка перед зеркалом, дотрагивайтесь до его частей тела, называя их: «Это твой нос». То же покажите и на себе, попросив малыша дотянуться до вашего носа, головы и т. д.
- Учите ребенка махать «пока-пока», прощаясь с родными, с игрушками, с предметами (До свидания, стол). Путешествуйте ежедневно по комнатам, называя все предметы. Это расширит словарный запас ребенка.
- Говорите с ребенком, произносите слоги, звуки, которые он говорит. Зовите ребенка, поднеся ко рту банку, рупор (рулон), полую трубку; говорите в нее слоги, слова.
- Пойте песенки, выстукивая ритм деревянными ложками, позванивая колокольчиками и др.
- Используйте музыкальную шкатулку, побуждая ребенка находить ее по звучанию, спрятанную в комнате.
- Читайте детские стихи, придумывайте их сами.
- Учите малыша дуть на ватные шарики, перышки, горящую свечу, на шарики в воде.
- Учите ребенка выполнять простые указания: «Подними мишку! (мяч)». Хвалите ребенка.
- Положите перед ребенком 3 его любимые игрушки, назовите каждую. Попросите ребенка дать вам одну: «Дай мне мишку!» Не забывайте хвалить малыша. Спрячьте мишку за спину ребенка, спросите, где игрушка.
- Сделайте маленькую книжку для вашего ребенка, наклеив на страницы фотографии родных, ребенка, картинки животных; соединив страницы веревочкой или скотчем. Читая книжицу, рассказывайте обо всех, спрашивайте: «Кто это? Где бабушка?» и т. д.
Развитие познавательной деятельности
- Учите ребенка находить спрятанные под чашкой, платком игрушки, а также их прятать.
- Завернув несколько маленьких игрушек в мягкую бумагу или фольгу, попросите ребенка развернуть каждую, вызывая его восторг, дав возможность поиграть с ними.
- Прячьте на глазах у ребенка кусочек печенья или конфету под 1 из 3 пустых пластиковых стаканов, побуждая малыша находить лакомство.
- Прячьтесь от ребенка в комнате (за дверью, в шкафу, под столом), спрашивая; «Где мама?». Затем появитесь и объявите: «Я здесь!» Можно вместе с ребенком искать папу, игрушки.
- Обвязав игрушку лентой, учите ее тянуть. Можно прятать игрушки, оставляя кончики лент на виду, побуждая ребенка тянуть за ленточку или веревочку и искать игрушку.
- Учите снимать колечки с пирамидки.
- Переходя дорогу с ребенком, поворачивайтесь налево — направо, комментируя свои действия.
- Учите ребенка вкладывать меньший стаканчик в больший; надевать и снимать стаканчики (строить пирамидку), собранные из-под йогуртов.
- Строим башни, учим ставить друг на друга различные емкости (жестяные баночки, коробочки, кубики и т. д.).
- Вырежьте в крышке коробки из-под обуви дырки разной величины и подберите подходящие по размеру игрушки или предметы (круглое окошко для шариков, пробочек, квадратное — для кубиков), которые бы легко проходили в них. Учите их опускать в коробку способом подбора.
- Соберите корзину или коробку с «сокровищем», наполненную ракушками, камешками, пуговицами, перышками, ленточками, листьями, лоскутками и т. д. Позвольте ребенку перебирать «сокровище» под вашим контролем. Доставая предметы, комментируйте его ощущения.
Развитие общей моторики (движений)
- Ухватив ребенка за пальцы, поднимайте его в положение сидячее, после в стоячее положение, говоря: «Миша такой большой!»
- Учите ребенка ходить: расположив маленькие игрушки на полу, взяв ребенка за руку, помогите ему дойти до первой игрушки, помогите ему перешагнуть через нее (после подбирайте игрушки повыше прежних).
- Учите ребенка ходить, толкая перед собой стул или детскую коляску; ходить, держась за опору.
- Учите ребенка ползти через туннель, сделанный из большой картонной коробки.
- Катайте ребенка на своих ногах, декламируя стихотворения.
- Играйте с мячами разного размера и материала. Покажите, как толкать перед собой мяч, ползая по полу. Катайте мяч друг другу, сидя на полу с ребенком.
- Играйте в догонялки с вашим малышом.
Не забывайте хвалить и жалеть вашего ребенка.
Желаем успехов!
Автор: Е.В. Ашкинезер
Практическое пособие для педагогов и родителей для работы с детьми раннего возраста "Развиваемся играя".