fb Развитие речи через игру

Развитие речи через игру

Многое, если не все, на раннем этапе развития ребенка зависит от самих родителей. Родители - лучшие учителя для своих детей, потому что они знают и любят их гораздо больше, чем кто-то еще. В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста, т.к. основная проблема, с которой обращаются родители к педагогам реабилитационных центров - это отсутствие экспрессивной речи. Игры также способствуют предупреждению и коррекции причин формирования неправильного произношения звуков, таких как:

- нарушение фонематического восприятия речи,
- нарушение подвижности речевых органов,
- нарушение речевого выдоха.

1. Игры на развитие фонематического восприятия.

  • Жмурки. Постепенно можно эту игру усложнить, например, вы договариваетесь с ребенком, что он ловит папу. Папа звенит в колокольчик, а мама хлопает в ладоши, ребенку нужно идти на звон.
  • Угадай, чей это голос.  Для этой игры нужна книжка с голосами животных. Попросите ребенка закрыть глаза, угадать, чей голос и показать на картинке животное. Эту игру также можно усложнить: попросите ребенка запомнить, в каком порядке говорили животные и повторить, нажимая на соответствующие звучащие картинки. Потом можно подключить к игре всю семью. Попроси ребенка закрыть глаза и угадать, кто из близких сказал А-А (все говорят А-А), потом (Ля-ля и на что хватит фантазии).
  •  Угадай, что звучит. Нужны колокольчик, металлические и деревянные ложки, свистулька, бубен, погремушка (подойдет все, что издает звуки). Сначала вместе рассмотрите эти предметы, послушайте, как они звучат (глухо, звонко, громко, тихо), а потом попросите ребенка закрыть глаза и угадать, какого предмета звук. Спросите, как догадался?
  •  Волшебный мешочек. Все то же самое, что и в игре «Угадай, что звучит», только предметы вы сначала достаете из мешочка, а потом ребенок на ощупь находит звучащий предмет в мешочке. Обсудите, какие предметы: гладкие, шершавые, твердые, мягкие.
  • Угадай, где звенит. Ребенок стоит или сидит с закрытыми глазами, а вы звените колокольчиком справа от него, слева, снизу, сверху. (Обязательно спросите, где звенело: справа или слева?). Можно вместе колокольчика похлопать в ладоши.

2. Мимическая и артикуляционная гимнастика.

  • Рассердились, удивились (например, есть такая детская игра «Кто съел мою морковку? Не я! Не я!»), зажмурили глаза, открыли, затем по одному («Спи глазок, спи другой»), наморщили носик («плохо пахнет»), надули щеки, втянули щеки, закусили верхнюю губу, затем нижнюю.

3. Дыхательная гимнастика.

Дуйте на свечки (есть самовозгорающиеся свечки, вы их задуваете, а они снова загораются, дети их очень любят), одуванчики, мыльную пену, горячий суп и т.п. Развивайте силу, направленность и длительность выдоха. Важно помнить два правила: спина должна быть прямая, лучше делать упражнения стоя, и щеки не надувать. Также поучите ребенка вдыхать носиком, при этом надувать шарик-животик и выдыхать ртом, сдувая шарик-животик.

4. Игровые песенки Железновых.

Их можно найти на you-tube по ссылке: Музыка с мамой. Песенки-инсценировки Е. Железнова. Я советую, выучить понравившиеся песенки наизусть и не включать видео, т.к. ребенок будет отвлекаться на гаджет. Сначала вы поете песенки сами, потом перед междометьями или звукоподражаниями делаете паузу и ждете, когда ребенок сам произнесет их. Все песенки сопровождаются движениями. Дети их очень любят.

5. Пальчиковая гимнастика.

Упражнений в литературе огромное множество, выбирайте те, которые вам больше понравятся. Советую к каждому упражнению делать иллюстрации, т.к. все дети визуалисты. Иллюстрации нужны также и для того, чтобы действия ребенок соотносил с соответствующим персонажем. На обратной стороне удобно написать для себя подсказку, т.к. поначалу будет сложно запомнить все стихи и не путаться.

Еще я рекомендую использовать шарик Су-Джок, и сопровождать массаж песенкой Е. Железновой «Ежик». Раннее начало коррекционно-педагогической помощи дает возможность для формирования навыков в сензитивные для их возникновения периоды, помогая тем самым избежать появления вторичных отклонений развития.

Автор:
Захарова Ольга Викторовна / Zakharova Olga - учитель-дефектолог, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области
Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

 

Все статьи
Товары по теме статьи
Хит
298 руб

Губная гармошка

Арт.: tkb573b
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
297 руб

Дудочка большая

Арт.: ms3308975
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
279 руб 377 руб

Головоломка - Тетрис

Арт.: sadol0019
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
492 руб

Балансир - животные

Арт.: wt6103b
467 руб

Шнуровка - зоопарк

Арт.: wt7033
467 руб

Шнуровка - транспорт

Арт.: wt7035
467 руб

Шнуровка - на ферме

Арт.: wt7034
719 руб

Куклы - Семья

Арт.: tddk0161
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
1 554 руб 1 722 руб

Игра магнитная - Что одеть?

Арт.: MS3793509
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх