fb Развитие внимания игрой в шахматы

Развитие внимания игрой в шахматы

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить время, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным.

Среди многообразия предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей подрастающего поколения, особое место, на наш взгляд, должно занимать обучение игре в шахматы. Шахматы признаются универсальной дисциплиной игрового характера, направленной на воспитание общей культуры, особенно логического и творческого мышления (С.Д. Неверкович). К настоящему времени проведено значительное количество исследований отражающих изучение мышления шахматистов разной квалификации (В.А. Алаторцев, Б.М. Блюменфельд, И.Н. Дьяков, А.А. Котов, Н.В. Крогиус, Е.Н. Кучумова, В.Б. Малкин, Т.Ю. Парамонова, О.К. Тихомиров и др.). Однако аспекту целенаправленного интеллектуального развития в процессе обучения игре в шахматы и созданию специальных технологий обучения детей шахматной игре до сих пор не уделялось должного внимания.

Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в основу которой положено понятие о ведущем типе деятельности А.Н. Леонтьева, ведущим видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо:

  1. Систематически проводить занятия с детьми (как минимум 2 раза в неделю).
  2. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (наличие в групповой комнате шахматной доски с фигурами, настольно-печатных игр для развития мышления, внимания и памяти; если есть возможность - использование компьютерных игр).
  3. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения детей дома.

В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знания будет чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, объяснение руководителем секции диаграмм с обязательным показом на демонстрационной доске. При этом преподавателю не следует ограничиваться исключительно шахматными играми - необходимо разнообразить деятельность, т.к. дошкольникам тяжело концентрироваться на одном виде деятельности более 5 минут.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, наибольшего успеха удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.

При обучении детей дошкольного возраста шахматам необходим индивидуально-личностный подход, сущность которого заключается в построении образовательного процесса на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребёнка, его самостоятельности и уникальности.

В основу индивидуально-ориентированного обучения шахматам легли пять методов:

  1. Монологический - рассказ, объяснение. Используется при изложении нового материала. Необходимо отметить, что данный метод в начальной школе должен сочетаться с использованием наглядных средств обучения и применяться крайне осторожно, учитывая неспособность младшего школьника долгое время удерживать внимание на одном объекте.
  2. Рассуждающий метод распространен в большей степени, т.к. предполагает активное включение ребенка во взаимодействие с учителем, позволяет поддерживать внимание дошкольника, поддерживать обратную связь, оперативно корректировать процесс изучения нового материала, а также демонстрировать логику рассуждений, формируя внутренний план действий младшего школьника.
  3. Диалогический - предполагает сотрудничество дошкольника с преподавателем в процессе обучения. Наиболее эффективный метод обучения, т.к. в диалоге ребенок постигает логику шахматной игры, дает объяснение своим действиям, рассуждает о ходе игры.
  4. Эвристический метод позволяет организовать процесс обучения как открытие. Он требует от учителя больше усилий, чем описанные выше методы, однако это в значительной степени оправдано результатами использования данного метода. Урок строится таким образом, что с помощью специально организованного процесса познания ребенок сам приходит к правильным вывода, тем самым интериоризируя знание, как бы выращивая его в своем сознании.
  5. Исследовательский - наиболее сложен в плане организации. При обучении дошкольников может применяться достаточно редко, т.к. требует самостоятельности ребенка, способности выстраивать свою деятельность, отслеживать и оценивать результаты в процессе поиска решения проблемной задачи. Тем не менее, метод позволяет развить целый ряд познавательных способностей и умений.

Учитывая тенденции современного образования и способности детей дошкольного возраста, предлагается проводить занятия в группах до 5 человек 3 раза в неделю по 30 минут каждое. При обучении предлагается активно использовать сюжетно-ролевые игры «шахматная репка», «шахматный колобок», «запретная фигура» [6]. Благодаря этому учащимся удается быстрее запоминать названия и ходы фигур, что способствует успешному дальнейшему обучению. С помощью рабочих тетрадей-раскрасок удается разнообразить деятельность ребенка, лавируя между игрой в шахматы и рисованием, а использование демонстрационных досок и мультимедийных средств обучения («Большое шахматное путешествие», «Динозавры учат шахматам») позволяет вовлекаться всем детям в учебно-игровой процесс, стимулируя внутригрупповую конкуренцию и стремление познать азы шахматной игры.

Данное исследование проводилось на базе школы шахмат EduChess в 20122013 учебном году. 30 детей 4,5-5 лет было разбито на 3 группы по 10 человек. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по авторской методике, 3 раза в неделю по 30 минут, контрольная группа (КГ) занималась по методике И.Г. Сухина, 3 раза в неделю по 30 минут, третья группа детей (ХГ) не занималась шахматами (контроль за наличием занятий шахматами в домашних условиях не проводился). Группы, занимающиеся шахматами, были соответственно разбиты на группы по 5 человек для комфортного и успешного проведения занятий.

Таблица 1 - Результаты детского варианта теста интеллекта Векслера в шкальных

Этап/Группа ЭГ КГ ХГ
1 этап 72 70 74
2 этап 78 76 78
3 этап 85 80 80

 

Основная идея исследования заключалась в выявлении влияния занятия шахматами в дошкольном возрасте на развитие интеллекта. Предполагается, что занятия шахматами в раннем возрасте положительно влияют на интеллект дошкольника, стимулируя его рост и развитие.

Для сравнения уровня интеллектуального развития использовался тест Векслера (WPPSI) для дошкольников. Эксперимент был проведен в 3 этапа: все испытуемые были протестированы в начале учебного года, в середине и по окончанию учебного года. На основании результатов тестирования построена сравнительная таблица, в которой 1 этап - результаты тестирования в начале учебного года, 2 этап - результаты через 4 месяца, 3 этап - результаты через 9 месяцев, в конце первого года обучения.

Исходя из результатов исследования, показанных в таблице 1, мы видим рост оценок во всех группах, что позволяет сделать закономерный вывод о том, что независимо от наличия шахматных занятий интеллект ребенка успешно развивается. Однако мы можем заметить, что в группах, занимающихся шахматами, рост интеллекта заметен: в экспериментальной группе на 13 баллов, в контрольной группе на 10 баллов, в то время как в группе детей, не занимающихся шахматами, прирост в шкале оценок составил 6 баллов.

Все статьи
Товары по теме статьи
539 руб

Настольная игра - Огород

Арт.: MS1459061
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх