fb Роль цвета в развитии ребенка

Роль цвета в развитии ребенка

Роль цвета в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста стала объектом пристального внимания педагогов в XIX веке. Педагоги XIX века считали, что необходимо воздействовать на ребенка с первой минуты его жизни и все свои приемы согласовывать с законами природы. В пособии для родителей и воспитателей И.Я. Герда, изданном в 1888 году отмечается, что до сих пор педагогика не удостаивала своего внимания целые периоды детской жизни. «Первое внимание должно быть обращено на развитие внешних чувств, которые играют большую роль в деле умственного развития.... При ежедневном ощущении звука, пламени свечи и т.д. у ребенка новое впечатление прибавляется к предыдущим, вид пламени свечи становится все знакомее и знакомее ребенку и наконец самый образ пламени остается в памяти ребенка даже тогда, когда свеча унесена».

Большое значение уделяется развитию слуха через разговор с ребенком, пение, подражание звукам, издаваемым животными и разными предметами. Ударяя по глиняным, каменным, металлическим и деревянным вещам можно предложить ребенку отгадывать, из чего сделана вещь. Важно приучать ребенка определять направление, откуда идет звук, определять расстояние по звуку (например, при игре в жмурки).

Осязание можно развивать, давая ребенку ощупью отличать деревянные, каменные, металлические предметы, разные ткани, предлагая ребенку определять вес предметов.

Таким образом, у ребенка младшего дошкольного возраста накапливаются сведения об окружающем мире. Ребенок узнает вещи, когда их видит, слышит их звук, чувствует их вкус, запах, или ощущает их поверхность. Для того чтобы воспринять впечатления, ребенок должен хорошо владеть своими органами чувств, правильное их развитие имеет большое значение для умственного развития ребенка.

Ощущая цвета и начиная различать их в первый год жизни, ребенок начинает эмоционально реагировать на цвет. Личностное отношение к цвету или сочетанию цветов, определенные цвета и их сочетания вызывают сходные эмоциональные реакции у большинства людей. Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к желтому и красному, при переживании отрицательных эмоций возрастает чувствительность к синему и зеленому. То или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта.

Цвет является важным признаком предмета и при создании изображения в рисунке детей выступает одним из главных средств выразительности. Хорошо сформированное умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний играет большую роль в детском изобразительном творчестве, помогает ребенку передавать свои впечатления от увиденного, выражать отношение к изображаемому.

По мнению И.Я. Герда, очень важно приучать ребенка к отличию цветов. «Пособием для этого может служить все цветное: кусочки цветного сукна, цветная бумага, гарус, карточки, облатки, бусы, цветные камни, стекла, листья, цветы, плоды, раковины, перья, краски и рисунки. Сначала должно давать ребенку предметы только двух цветов, лучше основных. Ребенок должен разобрать эти предметы на две группы по цветам. Понемногу число цветов можно увеличивать».

Знакомя ребенка с цветами, нужно учить его гармонически подбирать цвета. «Для того чтобы, например, от зеленого цвета глаз получил то самое приятное впечатление, которое он получает от бесцветного солнечного луча, надо подле зеленого, состоящего из синего и желтого, поставить третий основной цвет - красный. Такое сочетание одного цвета с его дополнительным производит наиболее приятное впечатление на глаз, а потому гармоничность цветов и зависит от большего или меньшего соблюдения подобных сочетаний».

И.Я. Герд приводит несколько примеров занятий с детьми дошкольного возраста. На таких занятиях необходимо знакомить ребенка и с расстояниями, показывая ребенку предметы, то удаляя, то приближая их к глазу. Нанизывая на нить крупные бусины разных цветов, сначала нанизывать по одной бусине каждого цвета по порядку, затем по две, по три и т.д. При этом должна соблюдаться гармоничность в подборе цветов. При плетении коврика из бумаги у детей развивается не только внимание и мелкая моторика, но и воспитывается вкус, так как красота рисунка во многом зависит от умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.

Говоря о роли цвета в развитии ребенка, известный немецкий педагог Ф. Фребель отмечал, что детей привлекает не только внешняя сторона цвета, но и их соединение и соотношение. Фребель рекомендовал использовать цвета характерные для предметов, окружающих ребенка и явлений природы, им наблюдаемых.

Ф. Фребель считал необходимым предоставлять детям свободу выбора цвета в рисунке и предъявлял к работе с цветом три основных требования: «во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изображать ради него самого. Во-вторых, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце -отдельные цвета. В-третьих, с красками необходимо знакомить детей постепенно».

Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской нужно обходиться особенно. Ф. Фребель рекомендовал сначала учить детей работать с красками основных цветов и оттенков. Изучение цвета может происходить также в процессе игровой деятельности.

Предлагая мяч в качестве одной из основных игрушек ребенка, Ф. Фребель пишет: «ребенку даются в качестве игрушки постепенно то поодиночке, то в различных комбинациях шесть мячей, окрашенных в цвета радуги, каковые ребенок всегда и принимает с удовольствием даже и поодиночке, а с еще большим удовольствием в соединении по два, например два мяча противоположных цветов - красный и зеленый, голубой и оранжевый и т.д., еще лучше в соединении по три, например, трех главных цветов или трех промежуточных».

Начиная осваивать цвет в процессе изобразительной деятельности, дошкольники учатся правильно называть цвета и их оттенки, процесс рисования в этом возрасте тесно связан с развитием речи. К 6 -7 годам дети должны различать и называть по несколько оттенков каждого цвета. Например, среди оттенков красного цвета можно назвать брусничный и рябиновый, алый и пунцовый, оттенки зеленого более предметны -оливковый, малахитовый, салатный. Для наилучшего усвоения новых названий цветов и оттенков цвета на занятиях по изобразительной деятельности необходимо активно использовать стихи, загадки, фрагменты сказок.

Рассматривая опыт зарубежных педагогов в этой области, необходимо отметить работу с цветом в Вальдорфской школе. Считая цвет живым существом, Р. Штайнер пишет: «И только то существо знает, что из темного немого мира возникает мир красок и звуков, которое в состоянии при помощи глаз и ушей пережить явления этого мира. Решающим является лишь непосредственный опыт» [5, с. 71]. Задания, предлагаемые в Вальдорфской школе по работе с цветом, близки к абстрактной живописи, детям предлагаются «Истории о цветах и красках», в которых цвета наделяются качествами живых существ и вступают во взаимоотношения друг с другом. Процесс работы с цветом должен быть связан с внутренним переживанием цвета, помочь ребенку ощутить цвет как живое существо.

Большое внимание изучению цвета уделяется в японской школе. Цвет рассматривается как фактор, способствующий формированию с раннего детства визуальной и цветовой культуры ребенка и гармонизации личности. Детям дается представление о воздействии цвета на организм человека, большое внимание уделяется изучению оттенков цвета, возможностям использования цвета в организации окружающей среды. В начальной школе дети изучают названия цветов и различают цвета по линиям: тяжелое - легкое, прозрачное - глухое, густое - негустое, холодное - теплое, сильное - слабое, жесткое - мягкое и т. д. Дети знакомятся с характеристиками цвета, цветовым кругом, выполняют задания, направленные на изучение теплых и холодных цветов, контраста и нюанса. «Обучение в японской школе направлено не только на воспитание эстетических качеств личности при помощи цвета, но и на функциональный аспект организации цветовой среды, что в свою очередь воздействует на внутреннее состояние и сознание учащегося».

Рассмотренные нами взгляды отечественных и зарубежных педагогов на значимость ознакомления детей с цветом в процессе игровой и изобразительной деятельности имеют большое значение и на современном этапе. На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется тактильным ощущениям при работе с цветом, связи цвета и звука, вкуса, запаха, активно используются игровые формы деятельности. Такая работа по ознакомлению детей с цветом ведет к развитию эмоционально-чувственной сферы и способствует формированию личности ребенка

Большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию младших школьников, которое осуществляется в процессе ознакомления с ролью цвета в произведениях искусства, освоения художественных материалов и изобразительных техник, формирования умения составлять цвета и их оттенки, подбирать

гармоничные цветовые сочетания и использовать их для выражения своего отношения к изображаемому. У младших школьников развивается способность чувствовать красоту в окружающей жизни и произведениях искусства, давать оценку наблюдаемым явлениям, понимать связи цвета и настроения, цвета и звука, цвета и движения, умение эмоционально выражать свое отношение к цвету.

Освоение детьми содержания произведений изобразительного искусства, цвета как одного из главных средств выразительности, способствует формированию эстетического сознания, развитию эмоционально-чувственной сферы, дает возможность самосовершенствования и самореализации.

Источник: КиберЛенинка

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Ребёнок не говорит. Что делать?

Задержку речи, связанную с отсутствием мотивации к общению, можно быстро исправить – важно не упустить время и начать заниматься с малышом.

Адаптация ребенка к социуму

Мы приводим проверенные методы введения малыша в детский коллектив. Надеемся, что эта информация поможет быстро социализировать ребенка.

Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное  «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Может быть, что-то не так с малышом? Что с этим делать?»

Сенсорная интеграция

Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»), а интегрировать - значит собрать разные части в единое целое, чтобы они работали слаженно, как одна система.

Вверх