fb Роль нейропсихолога

Роль нейропсихолога

В настоящее время дети - наше будущее - вызывают серьезные опасения у психологов, педагогов, педиатров и других специалистов, так как во всем мире неуклонно растет число так называемых «проблемных» детей с трудностями обучения в детском саду и массовой школе, с поведенческими и эмоциональными проблемами, соматически ослабленных и социально дизадаптированных. По данным Минздравсоцразвития в России количество нормальных родов не превышает 36,8%, а распространенность перинатальных и постнатальных поражений нервной системы по данным федеральной статистической службы у детей колеблется от 45 до 80% . Только на основании дифференцированной, и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития, т. е. возможности и условия коррекции дефектов при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения.

В настоящее время дети - наше будущее вызывают серьезные опасения у психологов, педагогов, педиатров и других специалистов, так как во всем мире неуклонно растет число так называемых "проблемных" детей с трудностями обучения в детском саду и массовой школе, с поведенческими и эмоциональными проблемами, соматически ослабленных и социально дизадаптированных. По данным Минздравсоцразвития в России количество нормальных родов не превышает 36,8%, а распространенность перинатальных и постнатальных поражений нервной системы по данным федеральной статистической службы у детей колеблется от 45 до 80% .

Можно выделить много причин такой ужасающей ситуации: эндо- и экзогенные факторы, снижение репродуктивного здоровья женщин, несовершенство системы пренатальной охраны плода, несовершенство медицинской системы родовспоможения. С другой стороны, то, что эта проблема поднимается в печати, увеличение внимания к детской популяции - одно из важнейших проявлений демократизации общества.

Почему в решении этих проблем может помочь нейропсихология? Во-первых, потому, что отечественная детская нейропсихология имеет глубокую теоретическую обоснованность. В ее основе лежат:

  • Представления о функциональных системах и их гетерохронном развитии (П. К. Анохин);
  • Представления о связи биологического и социального в развитии ребенка (Л. С. Выготский);
  • Концепция зоны ближайшего развития и теория интериоризации (Л. С. Выготский);
  • Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) (А. Р. Лурия).
  • Принцип синдромного анализа ВПФ (А. Р. Лурия).

Культурно-исторический подход к психике человека - ориентация при анализе формирования психических функций и их нарушений не на болезнь, не на дефект, но на развитие, на поиск в истории культуры причин психических явлений и способов компенсации дефекта. Дефект мешает ребенку овладеть культурой, а средства культуры помогают аномальному ребенку преодолеть дефект. Дефекты биологического развития, такие как перинатальные осложнения, генетическая патология или сенсорная депривация, вызывающие задержки и искажения психического развития, как правило, усугубляются педагогическими ошибками или аберрациями, приводя к трудностям обучения и адаптации ребенка. И наоборот, правильное психологическое сопровождение аномального ребенка существенно компенсирует его проблемы.

При этом мы должны всегда помнить, что нет такого ребенка, который не хочет быть хорошим! Нейропсихолог призван с помощью комплексного нейропсихологического обследования определить причины трудностей ребенка. Например, нарушения поведения часто объясняют тем, что ребенок плохо воспитан дома. Нейропсихолог убеждается, что это исключительно редкие случаи, а часто в основе плохого поведения лежат:

  • Искусственно акселеративная модель дошкольного обучения, не соответствующий нейродинамической организации ребенка;
  • Пугающие и раздражающие сенсорные впечатления;
  • Запредельный объем сенсорных впечатлений;
  • Несформированность коммуникативных навыков;
  • Несформированность регуляторных процессов;
  • Дефекты перцептивных процессов (игнорирование части пространства, дефекты симультанного синтеза и др.);
  • Истощаемость ребенка;
  • Синдром СДВГ.

Этот список можно продолжить. Не менее сложна природа трудностей обучения, задержек когнитивного, речевого и моторного развития.

Важно, что цель нейропсихологического обследования «не негативная характеристика ребенка (подходит / не подходит к массовой школе), а его позитивная характеристика, которая может стать основой «воспитательного плана» (Пылаева, Ахутина, 2012, с. 117). Она возможна при соблюдении требований Л.С. Выготского к обследованию «проблемного» ребенка: «разделение добывания фактов и их толкования; максимальная специализация методов исследования отдельных функций ... и динамическое типологическое толкование добытых при исследовании данных в диагностических целях» (Выготский, 1983, с. 274).

Только на основании дифференцированной, и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития, т. е. возможности и условия коррекции дефектов при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения.

Луриевские методы нейропсихологической диагностики, в отличие от психометрических методов, определяют не уровень обучения, достигнутый в прошлом (ретроспективный аспект), но потенциал к обучению (проспективный аспект). Они ориентированы не на продукт (успех / неуспех) но на процесс выполнения задания ребенком, анализ природы ошибок или неудачи выполнения. То есть они не ограничиваются констатацией дефекта, но анализируют, какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом, и определяют и создают условия повышения эффективности деятельности ребенка, а также объективизируют динамику функций, развиваемых в коррекционном курсе.

Рассмотрим основные задачи нейропсихолога в общеобразовательном детском учреждении:

  • Проводить следящую диагностику развития познавательной деятельности ребенка и отдельных её компонентов (гностических, мнестических, интеллектуальных, речевых, регуляторных);
  • Изучать индивидуально-психологические особенности, самооценку, реакции на неудачу и способы выхода из ситуаций, повышенную тревожность, несформированность коммуникативных навыков, препятствующие деятельности или удовлетворению потребностей личности;
  • Выявлять и квалифицировать неготовность ребенка к школе;
  • Помочь педагогу и родителям в понимании сильных и слабых звеньев психического функционирования ребенка;
  • Выявить необходимость и направить ребенка на коррекционно-развивающее обучение.

Нейропсихолог в общеобразовательном детском учреждении работает в тесном контакте с педагогами и воспитателями, но выполняет ведущую роль в этом междисциплинарном сотрудничестве, поэтому знакомство педагогов с нейропсихологией необходимо для эффективности взаимодействия.

Роль нейропсихолога еще больше возрастает в коррекционно-развивающем детском учреждении. Если, по Л.С. Выготскому, обучение ведет за собой развитие, то коррекционно-развивающее обучение обуславливает развитие. «Коррекционная работа должна предшествовать обучению «особого» ребенка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение» (Цыганок, Гордон, 1999, с.101).

Сейчас очень многие дети нуждаются в помощи нейропсихолога в специализированном коррекционно-развивающем центре. Это:

  • Дети с отставанием (задержкой) в развитии отдельных психических функций, в том числе одаренные дети;
  • Дети с общей психофизической (нейродинамической) ослабленностью, успевающие в детском саду или в школе, но достигающие этого в ущерб здоровью;
  • Дети с негативным отношением к обучению;
  • Дети с неуверенностью в своих силах, снижением самооценки;
  • Дети с несформированными навыками общения и поведения в коллективе.

Помочь таким детям может только комплексная (когнитивная + двигательная + эмоциональная) индивидуализированная нейропсихологическая коррекция. Обучение (в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением. У ребенка с печальным и травмирующим опытом неуспеха необходимо сформировать и закрепить переживание успеха, уверенность в собственных силах и возможностях.

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время уже существует служба школьной нейропсихологии, есть соответствующие пособия и учебники (Hale, Fiorello, 2004; D'Amato et al., 2006; Микадзе, 2008; Глозман, 2009; Шамликашвили, Семенова, 2010). Актуальная задача сегодняшнего дня - создание теоретических основ и практических служб нейропсихологии дошкольного возраста.

Автор:

ГЛОЗМАН Ж. М. 
Доктор психологических наук, профессор Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
НИЦ детской нейропсихологии Москва, Россия

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Игры и полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх