В XX веке в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация — это, прежде всего, высокий рост. Однако, наиболее значимая составляющая этого процесса не физическая акселерация, а половая, приводящая к более раннему, по сравнению с предыдущими поколениями, формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Отношение же общества к подросткам, представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им не нужно и что нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.
«В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15—16 лет, соответствует физическому и половому развитию 18—19-летним в 20—30-х годах...».
Для того что бы заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, были созданы и продолжают создаваться программы полового просвещения школьников практически во всем мире. В России прогресса на пути развития сексуального образования особо не наблюдается.
«Если подростки не получают подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье».
Согласно ВОЗ «Сексуальное образование означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, — обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».
В широкой российской среде бытует мнение, что половое воспитание это, прежде всего, самообразование. «Нас же не учили в свое время, но мы как-то выплыли, опираясь на свои инстинкты и дворовый эпос». Однако статистика ранних беременностей и абортов в среднем по России, говорит в пользу того, что россияне «выплывают» с очень большими потерями, в отличие от, например, немцев, у которых программы полового просвещения стартовали в середине прошлого века.
Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5— 7 раз, а венерическими, например сифилисом, — в 34 раза. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.
Насколько же современные подростки информированы по поводу физиологических изменений, происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.? Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на вопрос: «Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?» Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна всего от 1,3% до 4,4%.
Однако реальная осведомленность относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый молодой человек, в нашей стране катастрофически мала. Так, например термин «репродуктивное здоровье» для большинства опрошенных школьников (и что гораздо хуже их родителей) ни о чем не говорит. 60% и тех и других не представляют точно, что он обозначает. Но если знать термин не обязательно, то четко представлять себе средства защиты своего здоровья, в особенности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам (и их родителям) известны названия и симптомы всего 4 из 30 заболеваний этой сферы.
Об ущербности знаний в области охраны репродуктивного здоровья можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН в г. Таганрог в 1998. Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15— 19 лет. Половина (47%) опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они смогут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом настоятельная потребность. 67% девушек хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги, кроме лечения гинекологических заболеваний им могут быть предоставлены в женских консультациях. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% — о консультации «Брак и семья». 42% девушек 15—19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья. Каждая пятая опасалась последствий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось срочное лечение в связи с гинекологическим заболеванием. 20% уже подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость.
В связи с тем, что в нашей стране не принята программа полового воспитания в школах, похорошему, родители должны взять на себя функцию педагогов. Но к величайшему сожалению, в СНГ отсутствие цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.
При ответе на вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей имела свое мнение: из них только 17% (16,8%) ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. И только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний.
Ниже представлены таблица, демонстрирующие распределение ответов на вопрос: «Каким образом можно защититься от болезней, передающихся половым путем?»
Варианты ответов | Подростки | Родители |
Использовать средства предохранения, прежде всего — презерватив | 31,9 | 11,5 |
Избегать случайных половых связей | 11,7 | 11,5 |
Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни | 7,3 | 16,8 |
Иметь одного партнера | 3,5 | 9,9 |
Быть сексуально грамотным | 1,9 | 6,9 |
Обращаться к врачам, делать прививки | 1,6 | 3,8 |
Отказаться от половой жизни | 2,5 | 0,8 |
Проверять у врача себя и партнера | 2,9 | — |
Защититься невозможно | 1,3 | — |
Неясные ответы | 5,7 | 3 |
Нет ответа | 40,8 | 49,8 |
Как ни странно, но при отсутствии соответствующих знаний родители все же не снимают ответственности с себя за просвещение детей и полагают, что должны быть основным источником информации для своих чад. Но мнение подростков и родителей здесь резко расходятся. Главным каналом информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют основную роль в формировании шаблонных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте запретное действо, сексуальный опыт получает у них, как правило, завышенную оценку и толкает подростка к необдуманным экспериментам. Именно поэтому так важно для подростков получать информацию из надежных источников.
По данным исследований Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, при ответе на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?» подростки на 1 место поставили самих школьников (60,8%) и только потом родителей (45,6%) и врачей-специалистов (43,0%).
Представление о том, кто должен заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье подростков, в %.
Источник информации | Подростки | Родители |
Сами школьники | 60,8 | 4,5 |
Родители | 45,6 | 80,3 |
Врачи-специалисты | 43,0 | 62,9 |
Центры планирования семьи для подростков | 31,6 | 40,2 |
Соответствующая школьная программа | 24,7 | 41,7 |
Средства массовой информации | 21,5 | 18,2 |
Педагоги | 10,4 | 17,4 |
Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки — себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. При анкетировании в Новосибирске 98% опрошенных родителей выразили желание получить помощь специалистов для подготовки к беседе со своим ребенком, 44% ответили, что нуждаются в специализированной литературе, 19% — в консультации психолога. Только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей.
По результатам исследования в Москве, более двух третей родителей (70,5%) говорят с подростками о сексуальном поведении. Подростки считают, что бесед было всего в 57,3%. Из них только 39% подростков смогли вспомнить периодичность таких бесед. Соответствующая доля родителей почти в два раза больше — 71,2%. Это свидетельствует о завышенных представлениях родителей об их роли в половом просвещении своих детей или о непонимании подростками сути подобных разговоров.
Распределение ответов мальчиков и девочек на вопрос «О чем конкретно говорят родители, когда речь идет о сексуальном поведении?», в %
Темы разговоров | С мальчиками говорит мама | С мальчиками говорит папа | С девочками говорит мама | С девочками говорит папа |
Об опасности заражения венерическими болезнями | 36 | 30 | 43 | 12 |
О противозачаточных средствах | 26 | 21 | 38 | 9 |
О возможности аборта | 15 | 4 | 37 | 6 |
О вреде ранней половой жизни для здоровья | 15 | 12 | 31 | 7 |
О вреде ранней половой жизни для учебы | 15 | 10 | 17 | 8 |
Как видно из таблицы, мамы обсуждают темы, связанные с сексуальным образованием, с девочками в 1,5—2 раза чаще, чем с мальчиками. Папы вообще проявляют себя в этой области гораздо скромнее. В целом, существуют значительный гендерный дисбаланс в семейном сексуальном воспитании — внимание акцентируется преимущественно на девочках, что в впоследствии в значительной степени предопределяет низкую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни и сказывается на их возможности передать свои знания детям.
Объективное значение родителей как информационного источника по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами — 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.
Итак, средняя российская семья не справляется с задачами полового просвещения подростков, и эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России еще в далеком 1995—1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией «Планирование семьи», сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.
Опрошенные педагоги, поддерживая важность полового просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не соблюдения норм репродуктивного здоровья, контрацепции и т.д., которым так придают значение все врачи.
И поскольку до сих пор не решен вопрос о том, кто же должен нести это бремя просвещения, канал объективной информации для подростков практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.
Самый важный вывод по поводу основного источника информации заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники — 87%, и родители — 65%, и педагоги — 58% возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями в силу собственной некомпетентности.
Однако история развития сексуального воспитания подростков в Европе и Америке насчитывает уже не одно десятилетие. И отечественные социологи имеют прекрасную возможность сравнить успешность той или иной системы преподавания такого неоднозначного предмета. Европа тоже сталкивается с множеством проблем в сфере репродуктивного здоровья молодежи: ВИЧ-инфекции и ИППП, беременность в среде подростков, сексуальное насилие. И наиболее эффективным путем улучшения ситуации является введение систем сексуального образования школьников. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и опубликовали рекомендуемые «Стандарты сексуального образования в Европе». Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту информацией о сексуальности. Над этими стандартами работала группа экспертов из девяти европейских стран, всех заинтересованных специальностей — от медицины и психологии до общественных наук.
Главная преимущество новой программы сексуального образования — это ее целостность и гуманность. Традиционно сексуальное образование фокусировало внимание исключительно на возможных рисках, связанных с сексуальной жизнью: инфекции и нежелательные беременности, то есть, по сути, имело резко негативную окраску. «Целостный» подход базируется на восприятии сексуальности как части человеческой жизни, вносящей ощутимый вклад в повышение ее качества, и требующей образования, как и любой другое направление нашей жизни.
В «Стандартах» сформулированы основные понятия — «сексуальность», «сексуальное здоровье», «сексуальные права» и др., и принципы сексуального образования. Само сексуальное образование преподносится как «изучение эмоциональных, социальных, физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности».
Сексуального образования в школах Западной Европы появилось с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток, и легализацией абортов в большинстве стран в 1970—1980-е годы. Что дало толчок «сексуальной революции»; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали резко меняться. У молодежи начали распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака. К началу XXI века возраст первого сексуального опыта в Европе снизился до 16—18 лет, тогда как возраст первого рождения повысился до 28—30 лет. Возникновение этого длительного периода между детством и созданием семьи (рождением ребенка) и привело к потребности введения сексуального образования в школах. А так же внесло свою лепту начало эпидемии ВИЧ-инфекции.
Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970—1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например, в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии — в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX — начале XXI в. включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось — сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования.
В странах Центральной и Восточной Европы сексуальное образование в школах стало развиваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20—30 лет позже, чем в Западной Европе, и до сих встречает активное сопротивление. Только Чехия и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.
В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального образования можно разделить на три большие группы:
1 тип — Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы «как сказать „нет“» или «воздержания»).
2 тип — Программы, которые включают воздержание как возможный выбор, но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками «безопасного секса». Эти программы часто называют «всесторонним сексуальным образованием» в противовес программам «исключительно воздержания».
3 тип — Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но рассматривают их в более широком контексте развития личности. Именно такие программы легли в основу данных «Стандартов», где они отнесены к категории «целостного сексуального образования».
Как это покажется ни удивительным для среднего россиянина, которые привыкли винить в растлении нашей молодежи американскую пропаганду, программы 1-го типа получили поддержку со стороны Республиканской администрации США. Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе сексуальность подростков, как правило, расценивается не как проблема и угроза, в отличие от США, а как одна из составляющих развития и обогащения личности.
Предложенные «Стандарты» стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения, пригодных для всего европейского региона.
Автор:
М.Ю. Кадошникова Клиника «Линия Жизни» — клиническая база кафедры клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР Российского университета дружбы народов
Все статьи