fb Семейное образование путь для самоопределения личности

Семейное образование

Один из наиболее серьезных рисков в современном российском образовании связан с поиском идеала идентичности личности. Идеал дается через свободу выбора человека. Судьба ХХI века в руках молодого поколения. Она зависит от того, что выберет человек — благо гармонии, или искус игры, или безразличие. Это риск личного выбора жизненного сценария, риск поворота судьбы.

Из пяти основных признаков культуры человека в его связи с культурой социума (историзм, избирательность, порядочность, символизм, аксиологизм)  именно способность к ответственному выбору является наименее сформированной. Для этого есть серьезные исторические причины, связанные с изломом в российской действительности ХХ в. О. Е. Иванов справедливо пишет:

Долго-долго ходил русский человек в истории страны своей по страшно опасной грани, и вот, видно, доходился и рухнул, да туда, чему уже и названия нет. Он боится признаться себе в том, что что-то делать надо, что жить так, как он живет, человек не должен, не имеет права, если он вообще хочет называться человеком. Дело в том, что всякий раз, когда русский человек перестает хотеть быть человеком, нарушаются все остальные признаки его культуры. Если человек перестает желать быть человеком, то он (она) теряет способность отличать догматизм и демагогию от исторической правды, и тогда его (ее) социум легко сотрясти любому финансовому воротиле. Он (она) теряет способность отличать организованность от заорганизованности и формализма — вместо управления потоком своей жизни и жизни окружающих приходит метание между рабской покорностью и вспышками агрессивности. Способность к восстановлению своей универсальности и целостности за счет доступа к мирам языков, символов и знаков уступает место «образованщине», принимающей вид большой учености, за которой на деле зияет пустота. Антропо-социо-культурная ценность жизни подменяется физико-химическими и финансово-экономическими нормативами биологического выживания, на котором строится все здание индивидуального процветания.

Сравнительно-исторический анализ образовательных систем позволил Л. М. Перминовой сделать вывод:

Цели школьного обучения всегда ориентированы на две стороны действительности: на овладение обучающимися информацией и способами деятельности как условием его развития, и на обогащение внутренних механизмов и ресурсов развития самого человека, важнейшими из которых являются самопознание и идентификация личности.

Это означает, что в любую эпоху и в любом обществе школьное обучение определяет идентификацию личности, но далеко не всегда и не везде оно ведет к самоопределению личности. Самоопределение личности предполагает саморазвитие индивидуальности, самоактуализацию и самоидентификацию. А. Ю. Шеманов определяет самоидентификацию как человеческий акт, который формируется под влиянием культуры, а не предзадан от природы. О. С. Новикова оперирует моделью самоидентификации, имея в виду целостный образ себя, который формируется при слиянии всех идентифицированных Я (этническое, религиозное, ментальное, гендерное, семейное, возрастное). И. В. Лысак связывает самоидентификацию с потребностью человека иметь четкое представление об окружающей действительности, чтобы найти свое место в ней.

Процесс культурного саморазвития индивидуальности (инкультурация) ребенка относится к одному из наименее исследованных явлений. Детская эмансипация — это антропологический феномен культуры. В его основании лежат естественные, а также синергетические и акмеологические факторы. В нормальных условиях ребенок идет по пути самоорганизации к тому уровню совершенства, который соответствует его биологическим и социокультурным возможностям. Культурные практики ребенка и подростка находят выражение в культурном саморазвитии индивидуальности и творчестве (инкультурация), во взаимодействии его (ее) культуры с культурами других детей и взрослых (транскультурация), в личностных и индивидуальных изменениях в результате культурного контакта (аккультурация). В итоге человек обретает в своей деятельности смысл и интерес.

Подготовка ребенка к саморазвитию стала одной из задач отечественного образования в соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта, который разработан с учетом диалога с наиболее успешными образовательными системами мира. Было бы ошибкой полагать, что принцип индивидуализма западной цивилизации может быть в чистом виде трансплантирован в российскую культуру. Возможно, применительно к отечественной философии образования более корректно говорить о принципе социокультурной индивидуализации и культурно-антропологическом подходе в методологии образования.

Изучение современной семьи социологами обнаруживает парадоксальный факт: в связи с изменением функций в современной семье на первый план все чаще выходит индивидуализация личности. Однако ребенок по-прежнему остается не субъектом, а объектом воздействия. Принцип социокультурной индивидуализации тесно связан с технологией педагогической поддержки, которая включает механизмы диалога, избирательности и самоорганизованности ребенка. Эта технология, как никакая другая, основана на доверии ребенка и его уверенности в избранных идеалах взрослого. Она воплощает ценности открытых, деятельностных отношений между ребенком и взрослым, которые отличны от ценностей закрытых, нормативных отношений.

Генератором культуры является деятельность ученика по преобразованию природы в себе, в окружающих, в мире. Итогом культурного развития выступает оформление сущностных сил в механизме самоактуализации. Основу самоактуализации индивидуальной личности составляет свобода воли. Человек волен выбирать между сущим и должным, реальным и идеальным, земным и небесным. Свободный выбор личности как исходный акт культуры производится через соотнесение ценностей. Пребывание в ситуации выбора для ребенка не менее ценно, чем результат выбора в виде каких-то достижений.

Человек с самого рождения находится в определенной социальной группе. Сначала это семья и узкий круг родственников, затем общество воспитателей-учителей-друзей, потом количество групп расширяется, они пересекаются, и в результате человек сталкивается с достаточно большим социальным и информационным пространством.

Если сравнивать между собой различные типы обществ, то в традиционном обществе именно неизменная принадлежность человека к определенной группе в условиях традиционного общества являлась условием «беспроблемной» идентификации. То есть крестьянин не стоял перед сложным выбором своей национально-этнической, религиозной или профессиональной идентификации.

В тот период в России господствовало семейное и церковное образование, оно носило глубоко национальный, религиозный характер, ценностные ориентации воспитывали и формировали однотипные характеры, т. к. средневековому обществу не нужны были индивидуальности, «для него они представляли опасность». Основу воспитания составляли богобоязнь, уважение к родителям, послушание и трудолюбие. Таким образом, в условиях традиционного общества самоидентификация не вызывала особых затруднений и потому не была предметом обсуждения.

Кризис самоидентификации возникает именно тогда, когда привычное социокультурное окружение, воспринимаемое людьми как естественное, разрушается, человек перестает понимать процессы, происходящие вокруг него, и не может определить свое место в мире.

Именно тогда, когда динамика изменения социальной структуры стала очевидной в пределах одного поколения, самоидентификация предстала в качестве проблемы самодетерминации. Кризис идентичности как массовое явление современного общества, по мнению З. Баумана, стал следствием проекта «модерна», когда промышленная революция вслед за эпохой Великих географических открытий разрушила традиционный общественный порядок и поставила вопрос о самоопределении человека [1, с. 176-192]. Этот кризис не проявлялся до тех пор, пока оставались относительно стабильными социальные страты, идентификации с которыми был вынужден достигать человек.

Несмотря на то что семья как малая группа оказывает значимое влияние на формирование индивида в социальном, культурном и психологическом направлениях, роль семьи в образовании личности с развитием общества постепенно снижалась, и государство в конечном итоге монополизировало этот процесс. Начиная с Петра I и далее государство активно внедряется в семейную жизнь, начинает изменять ее строй сообразно государственным интересам, затем признает семью неудовлетворительным органом воспитания, который не достигает серьезных педагогических целей и полностью подчиняет школу и образование, запретив после 1917 г. семейное (домашнее) образование вообще.

Под семейным (домашним) образованием подразумевается форма получения образования в семье, организованная родителями, несущими ответственность за процесс и результаты обучения и воспитания своих детей и осуществляемая совместно с педагогами одной из школ.

Вслед за упразднением ведущей роли семьи в образовании новых поколений общество постепенно превращается из общества объединения семей в общество объединения индивидов. Семья из расширенной становится нуклеарной, а в такой семье уменьшается посредническое значение семьи в образовании и идентификации личности, расширяются ориентации членов семьи на другие институты, растет зависимость личности от государства.

В 1950-1970-е гг. формируется новая разновидность нуклеарной семьи, обычно противопоставляемая семье детоцентристской, сфокусированной на детях, — супружеская семья, где в центре семейных взаимодействий находятся брачно-сексуальные взаимоотношения и где отделение от родителей и родственников связано с отдельным проживанием от них, но не с полным прекращением контактов с ними. Это означает дальнейшее снижение роли родственных связей как важного параметра семейно-коллективной идентичности, отодвигающиеся на второй план отношения родителей и детей, и на третий — родства. Таким образом, семья из базовых институтов социализации и образования превращается на определенном этапе становления личности в сопутствующий элемент.

Но острее всего проблема самоидентификации встала в условиях современного постиндустриального, или информационного, общества. Как уже говорилось выше, для успешной самоидентификации человеку необходимо иметь четкие представления об окружающей его действительности и определить социальную группу или группы, которые он может квалифицировать как «свои». Однако в условиях современного общества это оказывается чрезвычайно затруднительным.

В настоящее время границы практически всех известных человеку явлений начинают расплываться, причем происходит это не из-за недостатка информации, а, напротив, из-за ее переизбытка. Благодаря развитию науки современный человек может при желании в мельчайших подробностях описать окружающие его объекты, выявить их свойства, определить закономерности их развития, однако он одновременно утрачивает способность постигать предмет или явление в его целостности, присущую человеку традиционного общества.

Это четко проявляется в том, что современный человек не может дать однозначного определения практически ни одному явлению окружающей действительности. Стоит посмотреть труды ученых практически в любой области, и мы увидим: «данное явление является чрезвычайно сложным для понимания», «данное понятие не может быть однозначно определено», «существует ...надцать определений рассматриваемого понятия» и т. д. Мы изучили строение вещества и устройство Вселенной, можем наблюдать за далекими звездами и проникать в толщу земли, однако чем глубже наши знания, тем более расплывчатым становится образ окружающей нас действительности, тем сложнее определить, что такое окружающий нас мир, а значит, и сложнее найти свое место в нем.

Кроме того, современное общество все больше приобретает сетевой характер. Начиная с 80-х гг. ХХ в. деятельность все большего числа людей разворачивается в виртуальном, кибернетическом пространстве. В этих условиях все меньшее значение имеет непосредственное местонахождение человека, ведь он может общаться и даже работать, находясь практически в любой точке земного шара. Это лишает человека прочных социальных связей, стабильной идентификации.

Итак, в условиях информационного общества личностная самоидентификация претерпевает существенные изменения, что отражается исследователями в терминах «многофакторная идентификация», «конфигуративное или модульное "я"», «контекстуально-лабильная идентификация»  и т. п. Информационное общество, с одной стороны, предоставляет человеку значительные возможности для реализации своего потенциала, с другой — существенно затрудняет обретение им самотождественности, а значит, и гармоничности существования.

В данной социокультурной реальности современная семья появляется на исторической сцене функционально и структурно ослабленной, лишившейся свойственных ей функций в пользу институтов образования, воспитания, религии, работы, правительства. Ослабление роли семьи как посредника во взаимодействии личности и общества усиливает внесемейные ценностные ориентации членов семьи на личные достижения и ведет к их перевесу над ценностью семейного образа жизни и ценностью детей. Крах сплоченности обостряет разделение и отдаление друг от друга. Таким образом, ценностно-институциональный кризис семьи способствует кризису идентификации.

Тем не менее в последние годы в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется ростом понимания приоритетности семьи, ее исключительной важности в развитии, воспитании и социализации подрастающего поколения. Одним из показателей этого является реконструкция и модернизация альтернативного общеобязательному школьному обучению семейного образования.

По мнению социологов, семейное образование — это путь преодоления углубляющегося в российском обществе кризиса семьи. Семейное образование объединяет родителей и детей, делает семью более устойчивой. Члены такой семьи не просто проводят большое количество времени вместе — в такой семье в гораздо большей степени обеспечивается преемственность поколений, и дети лучше защищены от негативного влияния извне. Служа делу укрепления и сплочения семьи, семейное образование позволяет родителям передать своим детям накопленный опыт, духовный багаж, который способствует становлению настоящего человека.

Именно семейная приватность делает членов семьи едиными в своей ценностной направленности, сохраняя при этом индивидуальное своеобразие при общении с внешним миром. Таким образом, семейное образование как процесс совместной деятельности, безусловно, способствует более качественной и осознанной идентификации молодого поколения.

Семейное образование, получившее признание в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», рост его практики в России из года в год, растущая на основе внедрения Федеральных государственных стандартов образования его вариатизация и диверсификация — это один из путей современного российского общества к успешной устойчивой самоидентификации будущих поколений. Идеи гуманизации, национального суверенитета и бережного отношения к отечественным традициям как основе духовно-нравственного выбора в культурном самоопределении личности становятся отправной точкой для разработки концепции семейного образования в России.

Авторы:

  • Константин Владимирович Романов — доктор философских наук, заведующий кафедрой философии образования, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
  • Кристина Александровна Харитонова — аспирант кафедры философии образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Все статьи
Товары по теме статьи
212 руб

Настольная игра - Куролисы

Арт.: MS3023154
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
330 руб

Таблица Пифагора

Арт.: П235
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
280 руб

Кинетический песок 1 кг

Арт.: MSDP010
481 руб 558 руб

Настольная игра - Спящие королевы

Арт.: MSNI0279
675 руб

Таблица умножения

Арт.: sadol0058
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
580 руб 727 руб

Настольная игра - Руки вверх (Hands Up)

Арт.: ms2662307
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
989 руб

Настольная игра - Коварный Лис

Арт.: NI4650000320897
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
Хит
1 790 руб 2 400 руб

Набор фигурок диких животных - 12 шт.

Арт.: wt7264
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Хит
139 руб

Ведерко - Снежный замок

Арт.: sadol1788200
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх