fb Школьные страхи

Школьные страхи

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность в наши дни: отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причиной этому могут быть не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и неопределенность современной жизни, переживание беспокойства у значительной части населения, возросшее количество стрессов как у взрослых, так и у детей, отсутствие безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула и всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется в процессе приобретения жизненного опыта и специфики межличностных отношений, когда некоторые нейтральные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник -взрослые, близкое окружение ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые своим волнением непроизвольно заражают ребёнка страхом, или излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

Начало посещения школы проводит своеобразную черту между дошкольным детством и уже «почти взрослой» школьной жизнью. Новая социальная позиция способствует переключению внимания на более конкретные цели. Поэтому, если в преддошкольный период ребенку передается страх перед школой (рассказы родителей, которые сами испытывали школьные страхи; примеры старших братьев или сестер, имевших школьные проблемы и т.д.), то ребенок еще до начала посещения школы будет испытывать настороженность, опасения и, соответственно, «находить» у себя большое количество различных страхов. Детские страхи требуют самого внимательного изучения с целью более ранней профилактики, предупреждения и устранения их, что предотвратит отрицательное воздействие устойчивых негативных переживаний на развитие личности ребенка.

Проведенные исследования показывают, что дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем. У некоторых детей возникает паническая боязнь сделать ошибку в процессе приготовления уроков. Это происходит в случаях жесткого контроля, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично и излишне эмоционально относятся к ошибкам ребенка. Даже если родители не наказывают ребёнка, негативное психологическое воздействие оставляет серьезный след в учебном опыте ребенка. В других случаях страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

Для нормальной, психологически комфортной включенности ребенка в школьную жизнь необходимо развитие целого комплекса психологических мер, обеспечивающих оптимальное вхождение в новую для него социальную среду. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению» рассматривается как единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сфор-мированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т.д.

Известный детский психолог В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

В определении Л.А.Венгера, под психологической готовностью к школе понимается определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все необходимые элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

В многочисленных исследованиях по проблеме психологической готовности к школе (Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина, Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин и др.) выявляется общая позиция авторов, состоящая в том, что поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

По мнению А.И.Захарова, ближе к семи годам можно говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то или не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Это указывает на возрастающую социальную детерминацию страхов, выраженных опасением «быть не тем», кого любят и уважают, то есть на их социально-психологическую обусловленность. Поэтому страх «быть не тем» встречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них, кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремится соблюдать их. Отмечено, что большая выраженность страха «быть не тем» у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения поведения от общепринятых норм. Максимального развития страх «быть не тем» достигает в младшем школьном возрасте, когда дети втягиваются в учебу, с интересом овладевают новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают по поводу отметок. Если социально опосредованный страх «быть не тем» возникает уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как и большое число страхов, будет больше выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующем стиле их взаимодействий и взаимоотношений с детьми.

Школьные страхи весьма разнообразны, ребенок в условиях школы может бояться всевозможных вещей, и природа этих страхов также может быть различна. Существующий термин «школьная фобия» подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, зачастую болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.. Исследования показывают, что обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Несколько иная картина наблюдается у самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детей, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. У этих детей проявляется боязнь не оправдать ожиданий родителей, вместе с тем они испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей. Страх перед школой может вызываться конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Многочисленные исследования школьных страхов проходят уже на состоявшихся школьниках, в основном, это первоклассники, имеющие хоть небольшой, но уже школьный опыт. Мы попытались выяснить, что чувствуют и переживают дошкольники в связи с предстоящим «всхождением» в школу. Целью исследования было определение содержания детских страхов у дошкольников с различным уровнем психологической готовности к школе. В качестве диагностического инструментария были использованы: проективная методика «Чего я боюсь в школе?», пакет методик для выявления уровня психологической готовности к школе, беседы с детьми и метод наблюдения. Выборку составили дети подготовительной к школе группы МДОУ г.Самара. Всего в исследовании приняли участие 96 дошкольников.

Обследование детей с применением соответствующего пакета методик по определению уровня психологической готовности к школе позволило выявить следующие группы детей: группа детей с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе - 57%; со средним уровнем психологической готовности к обучению в школе - 37%; с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе - 6%.

Как мы уже отмечали, в данном возрасте большое влияние имеет представление ребенка о школе, полученное в семье. В данном исследовании дошкольников, посещающих подготовительную группу в школе, просили рассказать о том, чего они больше всего боятся в школе.

Из всего количества полученных детских ответов, были выделены наиболее характерные, присущие всей выборке страхи:

  • учебные страхи -70%;
  • «сделать что-то не так» - 43,5%;
  • злая учительница - 28,3%;
  • конфликтные ситуации с одноклассниками - 22%;
  • отрыв от матери - 9%.

Некоторыми детьми отмечалось сразу несколько страхов. В обследованной выборке доминируют учебные страхи - 70% («не выучить урок», «прийти неподготовленным, не успеть сделать домашнее задание», получить двойку и др.). Следует отметить, что у детей с высоким и низким уровнем психологической готовности к школе показатели учебных страхов выше, чем в группе детей со средним уровнем готовности. Эти показатели объясняются повышенной боязнью не соответствовать ожиданиям взрослым, не соответствовать новой социальной роли.

Страх опоздания в школу - один из симптомов «школьной фобии», то есть устойчивого страха посещения школы. Нередко, как отмечает А.И.Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родителями, к которым привязан ребенок. Большая выраженность этого страха наблюдается в группе детей с низкой готовностью к школе. Причем, значительно более этому страху подвержены мальчики.

Другой причиной «школьных страхов» ребенка могут быть его конфликтные отношения со сверстниками, боязнь проявлений физической агрессии с их стороны. В группе детей со средним уровнем готовности к школе выявлен страх конфликтных ситуаций с одноклассниками, всего - 53%. Следует отметить, что мальчики, испытывающие данный страх, составляют большинство. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) очень волнует детей в данном возрасте, так как потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Также дети отмечают страх перед обидчиками - одноклассниками, которые могут спровоцировать драку, организовать преследование, травлю.

Страх «сделать что-то не так» более выражен у дошкольников с низким уровнем психологической готовности к школе - 66%. Можно предположить, что данные дети в большей степени испытывают на себе недовольство взрослых, частую критику, осуждение. Эти дети неуверенны в себе, постоянно спрашивают, правильно ли они делают, постоянно требуют к себе дополнительного внимания взрослых и их одобрения.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда выполняют задания, потому что их мамы весьма жестко контролируют их действия, связанные с подготовкой к школьному обучению. Как иллюстрацию можно привести пример Анны К.: страх у девочки вызывают любые действия, в которых она боится сделать ошибку, так как мама очень критично относится к ее учебным умениям, при этом очень эмоционально комментирует действия: «Ах, ты сделала ошибку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!»

В современных условиях жизни в городе появляются новые школьные, техногенно опосредованные страхи, такие как страх автомобильных «пробок» по пути в школу, страх переходить дорогу. Например, Ваня Р., не хочет ходить в школу. Из беседы с ребенком выяснилось, что они с мамой попали в аварию по пути в дошкольное учреждение, теперь он боится переходить дорогу один без мамы и ходить в школу без мамы тоже отказывается; можно предположить, что травмирующая негативная установка перенеслась и на саму школу.

При проведении констатирующего эксперимента мы использовали проективную методику выявления страхов у детей с помощью рисунков на тему: «Чего я могу бояться в школе?» Методика проводится с целью понять особенности переживаний ребёнка, его прогнозов относительно страхов, связанных с предстоящей школьной учебой. Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу и воспитателя; другие рисовали только своих сверстников; третьи же рисовали себя в центре пространства листа.

Данная методика использовалась также с целью снятия у детей ощущений предстоящей угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Изображение страхов в рисунке активизирует творческие усилия и снимает тревожное ожидание появления их. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется.

Анализируя полученный материал также с использованием методики «Чего я боюсь в школе?», мы выявили следующую картину: у некоторых детей в рисунках прослеживается сим-птомокомплекс тревожности, то есть темные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, частые стирания, очень крупные глаза, либо заштрихованные глаза. Некоторые дети изображали себя очень меленькими на листе бумаги. Дети также изображали учительницу,

ряд школьных предметов с усиленным нажимом карандаша, либо сильно его заштриховывали; в некоторых работах встречаются контуры, обведенные несколько раз или же очень тонкой дрожащей линией: ребенок как бы не решается изобразить на листе бумаги то, что было задумано.

В итоге исследования удалось составить портрет дошкольника с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе, испытывающего множественные страхи: ребенок тревожный, напряженный, неуверенный в себе, недостаточно общительный, к окружающим людям проявляет недоверчивость и подозрительность, со сниженной самооценкой. В рисунках ребенка преобладают черные, фиолетовые, коричневые, серые, темно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами, иногда отсутствует рот на лице в рисунке человека. У такого ребенка явно выражен страх разлуки с родителями. Дополняет общую картину, например Алеша С. Мальчик ничего не нарисовал и прокомментировал свои действия так: «...Я еще маленький и ничего не умею. Никто меня рисовать не учит.. Вот пойду в школу и научусь рисовать, писать, читать.» Ребенок не проявляет самостоятельности, нерешителен в своих действиях, считает себя ни на что не способным, что позволяет говорить об избыточном контроле со стороны родителей мальчика.

Дети с высоким уровнем психологической готовности эмоционально положительно относятся к обучению в школе. Отношения с учителем выходят на первый план. Однако наибольшую тревожность вызывает сам учитель, который воспринимается, как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Арина К.: «Вдруг я опоздаю, и учитель меня поругает.» Рисунки свидетельствуют о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе. Из рисунков детей со средним уровнем школьной готовности можно сделать вывод о том, что особую тревожность вызывает сфера межличностных отношений со сверстниками и учитель, изображенный как беспокойный человек.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1) Дети дошкольного возраста (подготовительная группа) в прогнозировании будущих школьных страхов выделяют учебные страхи и страх «сделать что -то не так», что соответствует социально-выраженному страху «не соответствовать ожиданиям взрослых».
2) В содержании страхов дошкольников по всей обследованной выборке доминируют учебные страхи.
3) У дошкольников с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе лидируют учебные страхи.
4) У детей со средним уровнем готовности к школе явно выражены учебные страхи и страх «конфликтных ситуаций с одноклассниками».
5) У детей с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе ярко выражены учебные страхи, страх «сделать что-то не так» и страх «злой учительницы».

В целом, у детей с высоким уровнем психологической готовности меньше страхов, связанных со школой, чем у детей с низким уровнем психологической готовности.

Авторы:

Акопян Любовь Суреновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Все статьи
Товары по теме статьи
790 руб 990 руб

Настольная игра - FIT friends

Арт.: УМ099
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие мозга от зачатия до подросткового возраста

Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Бей его, бей

Каждому ли мальчику нужно сказать, чтобы он дрался, если к нему задираются? Кулачный маркер становится фактором отбора среди множества прочих факторов...

Воображаемые друзья: плохо или хорошо?

Что делать, если у ребенка есть воображаемые друзья? Оправдано ли резкое порицание со стороны психологов и религиозных личностей?

Вверх