fb Синдром принцессы

Синдром принцессы

Каждая девочка мечтает быть принцессой. У кого-то этот период заканчивается быстро, а кто-то остается в нем навсегда. Корона, надетая на голову, становится неотъемлемой частью личности, мешая ее обладательнице и окружающим ее людям. Куда приводят «розовые» мечты и ... как оттуда выбраться?

«Синдром принцессы», развивающийся у многих маленьких девочек под влиянием мультфильмов и сказок, – повод для беспокойства родителей. Такое мнение высказала психолог Джин Твендж на страницах только что вышедшей в свет книги «Эпидемия нарциссизма: жизнь в век постоянных требований».

Зарождается этот синдром достаточно незаметно: под восторженные «ахи» и «охи» родителей и друзей маленькие девочки получают в подарок книги и видеофильмы о Золушке, Белоснежке, Спящей красавице, Русалочке и прочих сказочных персонажах, а также одежду и бижутерию, в которых они ощущают себя «настоящими принцессами».

Проблема в том, отмечает психолог, что по мере взросления у многих сохраняется постоянная потребность в обожании со стороны окружающих и тяга к безмерным тратам. Постоянное желание «получать все самое лучшее» оборачивается не только серьезными финансовыми проблемами, но и напряженными отношениями с близкими, поскольку те, кто страдает «синдромом принцессы», смотрят на всех свысока. «Если девочка считает себя принцессой, то это вовсе не значит, что ее родители исполняют в ее воображении роли короля и королевы, – отмечает Твендж. – Скорее, родителям отводится роль верноподданных».

Как считает Джин Твендж, существуют три достаточно явных признака, по которым можно определить наличие у девушек «синдрома принцессы»,

  • это чрезмерно подчеркнутая женственность,
  • твердое убеждение девушки в том, что она «совершенно уникальна»,
  • и постоянное стремление продемонстрировать, что именно за ней должно оставаться последнее слово.

Не так давно на консультацию ко мне пришли мама с дочкой 5 лет. Мама жаловалась на то, что поведение дочки в последнее время очень изменилось. Она стала больше капризничать, на все просьбы родителей реагирует очень эмоционально, а порою устраивает самые настоящие «истерики». Вместе с тем девочка стала обращать пристальное внимание на свою одежду, обувь, игрушки, требуя от родителей постоянных обновок. Более того, отказывается идти в сад, если в её одежде отсутствует какая-либо новая вещь. Приводя в пример слова мамы, дочка стала просто «невыносимой».

В ходе беседы выяснилось, что в группе детского сада, который посещает дочка, все девочки увлечены игрой в принцесс. Пересмотрев кучу современных мультфильмов, маленькие модницы решили, что самая нарядная девочка должна непременно считаться принцессой. А если девочка два дня подряд ходит в одном и том же платьице, то принцессой ей не бывать, как бы она ни старалась.

В конце разговора мама также рассказала, что ещё не так давно дочка интересовалась животными (просила купить щенка), любила кататься на велосипеде, помогала ухаживать за цветами. Теперь же девочка и не вспоминает о прошлых интересах.

«Увлечение игрой в принцесс началось у моей старшей дочери примерно в 4 года и продлилось до 6 лет (потом, к счастью, школа отвлекла, появились новые интересы). Но и эти 2 года дались нам нелегко. Выглядела эта игра так: дочь просыпалась утром, не умывалась, не посещала туалет (извините за эту подробность, она лишь для того, чтобы показать степень увлеченности), не завтракала, а тут же надевала длинное, «принцессино», платье, диадему и брала в руки волшебную палочку. Так продолжалось несколько часов, если день был выходной. Если же день был будним, все было сложнее: со слезами снимали все это великолепие и шли в садик. В диадеме и с палочкой. А по дороге я слушала бесконечные разговоры про не менее бесконечные волосы, как у Рапунцель, и шлейфы на платьях. Однажды был случай, когда дочь плакала горькими слезами всю дорогу домой, потому что мы живем не в золотом замке».

Модные и волшебные героини мультиков, «гламурный» образ жизни, пропагандирующий яркую внешнюю упаковку для пустого содержания, упорно навязываются с экранов телевизоров, планшетов и смартфонов. Рекламой – как явной, так и скрытой – насыщены передачи, фильмы и видеоролики. Выбор очередного платья или игрушки для девочки наперебой предлагают известные торговые марки: посмотри, какая очаровательная кукла с кислотно-фиолетовыми волосами и известным брендом на груди!

Один рекламный ролик обещает идеальную фигуру, другой – шикарные волосы, третий – ресницы невиданной длины. И каждая принцесса точно знает, что представительницы прекрасного пола должны все своё время тратить исключительно на усовершенствование внешнего вида. Развитие собственного внутреннего мира, интеллекта, своей неповторимой личности? Зачем, если есть эксклюзивное платье с туфельками, которое могут себе позволить только истинные принцессы (и только сегодня – со скидкой 1000%)!

Реклама не обходит стороной даже совсем юных созданий. С раннего детства они подвергаются тщательно нацеленному потоку информации, которую далеко не всегда могут критически осмыслить.

Ситуация усугубляется тем, что в возрасте 4-6 лет дети начинают с большим пиететом относиться к своему внешнему виду, обращают значительное внимание на то, какое впечатление они производят на сверстников. В итоге мамы девочек зачастую сталкиваются с проблемой, пытаясь одеть дочку в детский садик: девочки сами хотят подобрать свой наряд, не позволяя родителям вмешиваться в этот процесс (милостиво разрешив разве что оплатить очередную покупку).

Зачастую ситуацию усугубляют сами родители, потакая прихотям. Тогда игра становится образом жизни, воплощаясь в реальность.

Вероника Краснова, педагог-психолог, кандидат педагогических наук:

«Синдром принцессы» (и даже принца) – это один из перекосов развития ребенка в условиях современной семьи, где юному отпрыску позволено всё. При этом родители это поощряют и выносят напоказ.

Во многих семьях с достатком это вошло в моду. Что же говорить о тех детях, которые видят, что другим можно всё, а почему мне нельзя? Возникает цепная реакция для детей и их родителей под названием «А чем мой (моя) хуже?».

И вот мы уже видим картинки из жизни, где с виду строгая мама или отец идут на поводу новоявленных «венценосцев», даря им поначалу игрушки повышенной стоимости, а затем переходя на «игрушки» более высокого уровня, лишь бы чадо было радо! При этом не требуя от своих детей ничего взамен.

Подобное баловство порождает шантаж, праздность и лень у ребенка. Убеждённость в своей уникальности у таких детей грозит манией величия, а также неспособностью критично оценивать ситуации жизни, в которые рано или поздно он/она обязательно попадёт.

И страдать будет вся семья. И вот уже родители или домочадцы становятся «слугами», которых можно унизить (обозвать, сделать что-то назло, не замечать вовсе). Повзрослевший ребенок будет и сам страдать: «корона» будет мешать контактировать с людьми, строить семейные отношения.

Практика показывает, что у таких заигравшихся принцесс не наблюдается интерес к изучению наук, нет стремления что-то делать для кого-то, нет окрылённости в каком-либо деле по душе. Такие люди – эгоисты».

Но сохранить звание «принцессы», меняя наряды, весьма затруднительно: всегда найдётся ещё более «принцессная» девочка, если не в детском саду, так на детской площадке, в магазине… Итог завышенных потребностей – новые истерики и капризы, чтобы добиться желаемого.

Ирина Акользина, детский психолог:

«Чрезмерное увлечение девочками до 7-ми лет играми в сказочных принцесс может отложить негативный отпечаток на дальнейшем развитии детей. В таких играх у них складывается неверный жизненный стереотип. Подросшая девочка будет стремиться ко всему идеальному, требуя признания, что снизит круг ее общения. Не говоря уже о том, что поступки будут делиться на те, что принцесса соизволит сделать, и те, что не по «статусу». Разве особа королевских кровей должна убирать квартиру и мыть посуду? Прилично ли ей, такой важной и в красивом платье, бегать за мячом и копаться в песочнице?

Во избежание формирования неправильного стереотипа жизненного мышления у девочки, родителям необходимо время от времени переключать ее внимание и на другие, расширяющие кругозор, сюжетно-ролевые игры, которые так естественны для дошкольников».

Конечно же, игры в принцесс у девочек в саду когда-нибудь сменятся новыми играми. Однако «крайности», впервые возникшие в ходе такой игры, вполне могут закрепиться в характере девочки. Важно, чтобы родители успели понять то, что происходит с ребёнком, и вовремя скорректировать, а не потакать.

Главная задача взрослых в процессе поправки такого поведения – это разъяснение малышке того, что её способности и возможности гораздо шире и не ограничиваются сменой платьев. Ведь если правильно организовать даже игру в принцесс, можно найти и ценный воспитательный материал:

  • знакомство с элементами моды, стилями одежды, обогащение словарного запаса в этом направлении;
  • формирование речевого этикета (кому, как не принцессам, говорить изысканно и грамотно);
  • формирование правил поведения за столом и хороших манер;
  • обучение танцам и музыке;
  • воспитание женственности.

Любая «принцесса» должна не только отлично смотреться на обложке журнала, но и быть мудрой, доброй, скромной, трудолюбивой и весёлой. На помощь придут волшебные сказки («Золушка», «Спящая красавица» и другие), в которых принцессы отличаются перечисленными качествами, заслуживая любовь и уважение окружающих.

Стоит также предложить девочке альтернативные игры и виды деятельности. Например, совместно с воспитателями в саду периодически устраивать конкурсы для девочек: «Лучшая художница, повар, модельер, строитель (а почему нет?), певица» и т. д. Важно следить за тем, чтобы каждая девочка получила титул «лучшей» в какой-либо из номинаций. Также важно не забыть про реквизит – заслуженные короны для победителей конкурсов.

Просматривая мультфильмы и читая книги вместе с ребёнком, не забывайте озвучивать своё отношение к главному герою (героине), его (её) друзьям, сюжету и происходящим событиям. Ваше мнение обязательно повлияет на восприятие ребёнком мультфильма.

Помните, что именно вы – родители – должны «задавать ориентиры», на основе которых формируется критическое мышление у вашего ребёнка. Не перекладывайте эту обязанность на других и не пренебрегайте ею.

Источник: letidor.ru.

Все статьи
Товары по теме статьи
590 руб

Набор доктора в рюкзачке

Арт.: ВВ3817
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
949 руб

Набор доктора

Арт.: vg50530
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
176 руб

Набор - Шеф Повар

Арт.: MS2798315
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Поделки из природных материалов

Из ярких осенних листиков, желудей, каштанов шишек можно создавать превосходные картины, панно, букеты, венки и много другого. Лучшие и самые оригинальные идеи в статье.

Результаты наблюдения за детьми с COVID-19

С начала пандемии COVID-19 в России в поликлинике до 20 апреля 2020 г. методом ПЦР обследовано 1900 детей на наличие РНК нового коронавируса...

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

Вверх