fb Особенности и преимущества сказкотерапии ☆ Razymnik.ru

Сказки вместо указки

С возрастом мы ставим себе рамки и ограничения, перестаем удивляться, искренне проявлять свои чувства, радоваться простым вещам. Мы забываем, как были детьми,  мечтали, фантазировали и верили в сказку. Посмотрите на своего малыша, как он внимательно изучает мир вокруг: тут показался на свет первый цветочный бутон, там  неуклюжий жук пытается преодолеть каменистый склон, медлительные улитки после дождика высунули «рожки» из своих домиков, щенок смешно скачет, пытаясь поймать удирающего лягушонка. Воспитание и образование начинается не с наставлений и поучений, а с игры и диалога со своим малышом.

Как ни оберегай своего ребенка от трудностей и проблем, всего в жизни предусмотреть невозможно и рано или поздно он с ними столкнется. В  доброй народной сказке заложены огромные знания о жизни, о поведении и отношениях между людьми, о добре и зле и хитрых ловушках, которые могут подстерегать человека. Сказка учит критически осмысливать события  и предлагает различные сценарии выхода из сложных ситуаций. Например, возьмем сказку «Колобок». На первый взгляд этот  дерзкий, тщеславный хвастунишка поплатился за свою наглость и неосторожность. А вот старинный вариант этой сказки содержит информацию о луне -  каждый встреченный колобком зверь откусывал от нее по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Ам!" - и она исчезла…

В простых, бесхитростных текстах заложен глубокий смысл. Неужели  маленькие дети могут понять и осознать зашифрованный в сказке смысл? Сказку нужно давать в том виде, в котором человек ее способен воспринять, а детское сознание все воспринимает непосредственно. Сказка должна быть понятна, и если в ней встречаются незнакомые слова или понятия, то надо объяснить их значение.  Наши предки рассказывали детям сказку много раз, чтобы они успевали её выучить наизусть и усвоить те нравственные категории, которые были в ней заложены.   Скрытый, символический смысл сказки можно истолковать  по-разному. Рассказывая или читая сказку, обязательно поинтересуйтесь мнением ребенка, как бы он поступил на месте героя, хорошо это или плохо с его точки зрения, узнайте, чем именно понравилась сказка. Такие беседы учат ребят думать и анализировать сначала чужие, а потом и свои поступки.  Общайтесь  с маленьким сыном или дочерью на равных. Мы боимся  признаться в своих промахах и скрываем ошибки, но ведь ошибаются все, любой человек имеет право на ошибку, а обман и притворство в свое время обязательно обернутся против вас.  Будьте с малышом честными, ведь и если вы закрыты  и не хотите обсуждать с ребенком какие-то вопросы, то став взрослым он не будет с вами откровенен и не захочет делиться своими проблемами. Не спешите рассказывать сказку до конца, попробуйте на время  крохе стать сказочником и поинтересуйтесь у  него, как бы он ее закончил. У каждого в детстве была своя любимая сказка, с героями которой человек себя отождествляет. Если вы задумаетесь, почему малыш ее так любит, вам станет понятнее его внутренний мир, его жизненное предназначение.

сказка для детей

Существует много интересных игр, в которых можно использовать сказку для развития воображения и творческих способностей.

  • Интересно затеять игру, где домашние предметы или растения во дворе вдруг ожили. Что бы тогда они рассказали о себе, какую историю? С кем дружит и о чем мечтает пыхтящий чайник, старинная чашка, серебряная ложка? Чего боится и на кого сердится продавленный диван, что не любит обеденный стол, и какие мысли весной у яблони под окном.
  • Обычная вещь может  оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, например аквариум можно превратить  в домик для хомячка, а из консервной банки сделать шкатулку. Придумайте, во что можно превратить лампу, мясорубку, подстаканник и т. д.  Предложите ребенку придумать разные способы применения таких предметов.
  • Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти цветные пятна до каких-то узнаваемых предметов и образов. Здорово, если  получится объединить все в цельную картину.
  • Назовите малышу  любые три (пять, семь, десять)  слов, которые,  могут встретиться в сказке, а затем на их основе сочините историю.
  • Представьте, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что тогда  увидит комод, люстра, настенные часы, домашние тапочки или диванная подушка,  а что будет недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу представить недоступные для него места и сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения.

Сказки полезны тем, что учат человека думать и проецировать волшебство в реальную жизнь.  Когда-то наши предки мечтали летать и  в качестве воздушных  средств передвижения использовали ковер-самолет, ступу, метлу, птиц и драконов. Мечта превратилась в реальность и теперь обычным делом стали полеты на самолетах. Подумайте, а разве не похож на автомобильный навигатор волшебный клубок,  показывающий дорогу добру молодцу,  на современную мультиварку -  горшочек, которому стоило только сказать: «Раз, два, три, Горшочек, вари!»? Народные сказки способствуют развитию речи и расширению словарного запаса,  они знакомят с историей и бытом наших предков. Многие современные дети, например, никогда не видели, как растет репка и что за обувь такая – лапти. Словарный запас ребенка в полтора года в среднем составляет  35-40 слов, к 2 годам он возрастает до 200-300 слов, а у первоклассника – до 2000. Чем шире словарный запас, тем легче передать мысль и отстоять свою точку зрения. Дети во многом воспринимают мир эмоционально, на уровне интуиции, одушевляют окружающие их предметы.  Если малышу просто что-то запретить, то маловероятно добиться желаемого результата,  совсем другое дело рассказать о последствиях в сказочной форме. Герои сказок на своем примере показывают, обладая какими качествами можно добиться успеха – добрые, трудолюбивые, терпеливые получают награду, а злые, жадные и ленивые теряют что-то важное и наказаны по заслугам. В сказке языком образов объясняются такие сложные понятия, как жизнь и смерть, любовь и дружба, коварство, измена и т.д.

Почаще рассказывайте сказки своему ребенку, вместе придумывайте новые истории и новых героев,  обсуждайте их поступки.  Эти душевно проведенные минуты и часы окутают вас живым и чистым потоком доброты, искренности, прощения и понимания.

сказки вместо указки

Назад к списку статей
Товары по теме статьи
220 руб 340 руб

Мозаика - Геометрия

750 руб

Радужная матрешка - 7 в 1

Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Нет в наличии
Статьи Посмотреть остальные статьи
Ребёнок не говорит. Что делать?

Задержку речи, связанную с отсутствием мотивации к общению, можно быстро исправить – важно не упустить время и начать заниматься с малышом.

Адаптация ребенка к социуму

Мы приводим проверенные методы введения малыша в детский коллектив. Надеемся, что эта информация поможет быстро социализировать ребенка.

Период отрицания у малыша

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное  «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Может быть, что-то не так с малышом? Что с этим делать?»

Сенсорная интеграция

Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»), а интегрировать - значит собрать разные части в единое целое, чтобы они работали слаженно, как одна система.

Вверх