fb Сложная адаптация к школе

Тяжелая адаптация к школе

Когда меня спрашивают, как же мой ребенок будет учиться в школе, если он не ходил в садик, я отвечаю так: “Если ребенок в 2, 3, 4 года способен адаптироваться к садику, почему он в 7 лет не сможет адаптироваться в школе? Ведь с каждым годом ребенок становится самостоятельней, эмоционально устойчивей, сообразительней и т.п.”

Адаптация к школе, которую так любят многие мои коллеги-психологи, – это какое-то наглое надувательство. Если ребенок вынужден адаптироваться  и, тем более, если он испытывает значительные трудности – это не с ребенком не все в порядке, а со школой.

Поясню, что имею ввиду под адаптацией: обычно, когда говорят о том, что ребенок идет в первый класс и происходит адаптация, подразумевают, что ему первое время очень трудно в школе. Например, вот типичная цитата: “Первый класс школы – один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.”

То, что поступление в школу – один из наиболее тяжелых периодов в жизни ребенка, берется за неоспоримый факт. Как будто может быть только так и никак иначе. Не просто стресс, не просто новая обстановка и новый опыт, но “тяжелый период жизни”. И это данность, с которой ничего нельзя поделать, поэтому будем бороться с последствиями и попутно выдвигать требования к ребенку, каким он должен быть, чтобы с тяжелым периодом жизни героически справляться. А процесс того, как ребенок справляется с невыносимой трудностью школы, называют адаптацией. Хорошо справился – молодец, возьми с полки пирожок. Плохо справляешься – у тебя проблемы, мальчик (девочка).

Но послушайте! Школа ведь предназначена для того, чтобы ребенку что-то давать. Понимаете? Школа должна ребенку давать какие-то вещи: опыт, знания, какие-то возможности, поддержку. Как по-моему, когда тебе что-то дают, что-то, что тебе действительно нужно и интересно, длительная и сложная адаптация к этому не нужна. К хорошему быстро привыкают. :-)

Да, первоклашкам трудно высидеть несколько уроков за партой. Это значит, что школа должна позаботиться об их потребности двигаться! Тогда им не будет трудно. И так во всем. Детям не должно быть тяжело и плохо в школе. И в первом классе в том числе. Нельзя это принимать за константу, это грандиозная по своему размаху  подмена понятий, которая позволяет нашему школьному образованию быть неэффективным и мучительным для ребенка. Процесс между учеником и школой должен идти в обе стороны: школа тоже должна адаптироваться к ребенку, как-то о нем заботиться, чтобы ему не было тяжело и трудно. Школа – как организация, как общественный и государственный институт – должна быть по отношению к ребенку заботливой альфой, если хотите. :-) И к дошкольным учреждениям естественно относится то же самое .

Таким образом, все дело в школе, а не в ребенке, в том, насколько школа может создавать обучающую и благоприятную для ребенка среду. Если школа не дает ребенку, а берет у него – тогда возникает закономерная адаптация к тяжелым жизненным обстоятельствам. А если школа действительно делает свою работу и создает образовательные возможности для ребенка – нет никакой адаптации и нет никакой проблемы с подготовкой к школе, и нет никакой проблемы с тем, чтобы ребенка как можно раньше загнать в систему, пока он хотя бы минимально не “отрастил” способность сопротивляться принуждению и эксплуатации со стороны взрослых.

В этом, собственно, и есть скрытый, но реальный смысл отдачи в садик перед школой – в том, чтобы приучить ребенка подчиняться и не сопротивляться эксплуатации взрослых. Адаптировать его к токсичной среде.

Автор: Фролушкина Ольга 

Все статьи
Статьи Посмотреть остальные статьи
100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

100 игр по методике Монтессори - 3 часть

Судя по количеству переходов, тема бесплатных развивающих занятий (аксессуары к которым можно найти в любом магазине) очень интересна. Поэтому продолжаем!

100 игр по методике Монтессори - 4 часть

Еще 25 вариантов развивающих занятий по методике Монтессори для любознательных малышей и заботливых родителей. К заданиям прилагается описание и фотоотчет.

Вверх