fb Сложный ребёнок

Сложный ребёнок

Младший школьник, как известно, с приходом в школу окунается в атмосферу школьной жизни. Учебная деятельность предъявляет к нему требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть, что и порождает разноплановые внутриличностные противоречия.

Трудности, которые испытывает ребенок на начальном этапе обучения влияет на процесс школьной адаптации. Одним из видов трудностей младшего школьника является трудности поведения, отражающаяся на социальном статусе ребенка в классе и степени усвоения школьных знаний. Поэтому очень важно вовремя заметить появления трудностей у ребенка, правильно определить причины их возникновения и выработать тот план действий, с помощью которого можно помочь ребенку в преодолении этих трудностей. Также предотвратить перерастание их в более серьезные проблемы в подростковом возрасте, такие как общая школьная неуспеваемость, асоциальное и девиантное поведение.

Таким образом, трудности поведения младшего школьника могут привести к тому, что младший школьник становится «трудным ребенком».

Изучением особенностей трудностей в поведении в младшем школьном возрасте и их коррекцией занимались такие психологи, как Дубровина И.В. (1998), Прихожан А.М. (2007), Фопель К. (2006), Истратова А.Н. (2006), Лютова Е.К. (2003). Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска. Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов.

По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории:

  • одаренные;
  • инвалиды;
  • имеющие клинику соматических расстройств;
  • страдающие нервными расстройствами;
  • страдающие психическими заболеваниями;
  • с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность ребенка обуславливается тремя основными факторами:

  1. педагогической запущенностью;
  2. социальной запущенностью;
  3. отклонениями в состоянии здоровья.

Нет такого ребенка, который бы не шалил. Даже послушные дети время от времени выводят родителей из себя. Результатом такого поведения чаще всего становится наказание, о способах которого постоянно ведутся споры. Иногда в теоретических источниках встречаются высказывания о том, как надо воспитывать ребенка.

Младшему школьнику еще тяжело предвидеть последствия своих поступков, поэтому основная ответственность за поведение ребенка этого возраста лежит на взрослых.

Педагоги и психологи выступают за отмену наказаний, считая этот метод как минимум бесполезным. Гораздо эффективнее разъяснять ребенку необходимость быть ответственным за свои поступки. Успешность образования трудных подростков достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, которые помогут корректировать поведения трудного ребенка.

А. Ю. Маслова, педагог-психолог МОУ Базинской ООШ «СКЦ», р.п. Бутурлино использует цикл тренинговых занятий для подростков под названием «Жизнь прожить - не поле перейти». Цель занятий - преодолеть трудности адаптации в современном обществе, научиться понимать себя. Всего 8 занятий, которые проходят 60-90 минут ( Семь «Я» человека, «Ни печали без радости, ни радости без печали», «Сказка ложь, да в ней намек»).

М. А. Мазуренко, учитель начальных классов, МОУ ГООШ, с. Гусиная Ляга, Алтайского края в своей методической разработке предлагает свои способы воспитания. Например, по теме «Проблемный ребенок в классе» решению проблемы воспитания посвящён цикл классных часов, равномерно распределённых в процессе обучения в 1-4 классах. Использует в своей работе такие методы как сказкатерапия, тренинг, инротерапия («Поговорим о доброте», «Волшебное слово, что ясный день», час этики «Если добрый ты - это хорошо», урок Улыбки, час общения «Я и мои друзья», диспут «Кого я считаю настоящим другом»).

Ж. И. Глазунова, Т. Н. Давыдова педагоги-психологи, (О)БУ Центр «СемьЯ», г.Липецк, Липецкой области на своих занятиях с младшими школьниками работают со сказкотерапией. Например, занятие «По дороге с облаками» направленна на снятие напряжения у детей, преодоления и умения находить выход из трудной ситуации, развитие толерантности друг к другу.

Понятие «трудный ребенок» тесно связано с познавательными процессами. В свою очередь такая закономерность указывает на необходимость поиска методов и приемов психолого-педагогической работы по сопровождению трудного ребенка.

Таким образом, представленный опыт педагогов и психологов раскрывает использование разных методов, форм, приемов для коррекции поведения ребенка и одновременно развивает познавательно-эмоциональную сферу дошкольников через такие методы как: тренинги, игратерапия, сказкотерапия, тур-походы, арттерапия.

Такие методы, по мнению педагогов и психологов, способствуют, благоприятному воздействую на поведение ребенка и эмоциональный фон настроение, особенности взаимоотношения его с окружающими.

Сакулина Н. И. педагог-психолог, МОУ ЧСОШ им.А.Г.Чикачёва, п.Чокурдах, РС (Я) использует в практики «Летний лагерь» как средство воздействия на поведение «трудных» подростков целью является привитие любви к родине, развитие морально-психологических качеств, приобретение навыков и умений поведения в экстремальных условиях, тур-походах, укрепление и развитие физического здоровья. Основой преодоления дивергентного поведения является, туристические походы.

Очень интересную методику «Космическое животное» применяет Шабардина Л.П. педагог-психолог, МОУ СОШ № 2. Эту методику можно использовать как арт-терапевтическую, диагностическую, проведения тренинга и психологической игры с трудными детьми (агрессивными, тревожными). Цель занятия снижение тревожности, агрессии, выплеск негативных эмоции.

Авторы: 

  • Шахмалова Ирина Жаповна - научный руководитель, старший преподаватель;
  • Павлова Вера Валерьевна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, педагогический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (филиал), г. Нерюнгри.

Все статьи
Товары по теме статьи
731 руб

Настольная игра - Башня

Арт.: MS3202144
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
989 руб

Настольная игра - Коварный Лис

Арт.: NI4650000320897
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
645 руб

Магнитная игра - Маски

Арт.: sadol0022
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
212 руб

Настольная игра - Куролисы

Арт.: MS3023154
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
317 руб

Кубики историй

Арт.: DE0140
Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка Оранжевая звездочка
Статьи Посмотреть остальные статьи
Что подарить ребенку на Новый Год

Но как узнать, что хочет получить Ваш ребенок, о чем он мечтает? Вы знаете, сделать это достаточно легко! И для этого есть несколько способов.

Подарки в детский сад

Это качественные, многофункциональные, развивающие игрушки, которые пользуется неизменным спросом у наших покупателей. 

100 игр по методике Монтессори - 1 часть

В этой статье вы найдете 25 вариантов развивающих игр по методике Монтессори для детей старше 1 года. Это игры, которые не требуют ощутимых финансовых затрат, сил и времени.

100 игр по методике Монтессори - 2 часть

Продолжаем публиковать для вас игры по методике Марии Монтессори. Они просты эффективны и достойны того, чтобы потратить на них время и силы.

Вверх