fb Социализация ребенка в условиях семейного образования

Социализация личности ребенка в условиях семейного образования

На современном этапе отечественная образовательная политика ориентирована на признание приоритетной роли семьи в вопросах образования и как ключевого социального института, и как малой социальной группы, определяющей становление личности ребенка и впоследствии в более глобальном смысле - развитие российского общества.

Семья выполняет особую роль субъекта воспитательно-образовательного процесса, ввиду того что условия семейного воспитания определяют формирование личности ребенка, его познавательной активности и развитие образовательных потребностей.

Одной из перспективных форм получения дошкольного образования в настоящее время выступает семейная форма, под которой подразумевается овладение общеобразовательной программой вне дошкольного учреждения, роль педагога в этом случае выполняет родитель. Согласно последней редакции Федерального закона «Об образовании» под категорией «семейное образование» понимается форма организации целенаправленного процесса получения образования в семье, осуществляемая родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения.

Под семейным дошкольным образованием мы будем понимать специальную форму организации дошкольного образования, направленную на обеспечение всестороннего развития ребенка, осуществляемую родителями в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). Основу семейного образования составляет семейное воспитание, направленное на развитие у ребенка представлений о необходимости следовать определенным нормам поведения, ответственно и самостоятельно организовывать свою деятельность.

Образовательный процесс независимо от формы получения образования ребенком в соответствии с ФГОС ДО должен быть ориентирован на развитие таких личностных характеристик, как уровень овладения культурно-гигиеническими навыками, уровень развитости представлений о себе и об обществе, качества любознательности и эмоциональной отзывчивости, а также уровень развития способностей взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности решать интеллектуальные задачи и регулировать свое поведение.

Анализируя требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, можно отметить, что ключевой задачей является создание условий для оптимизации социальной ситуации развития ребенка-дошкольника.

Вместе с тем семейная форма образования представляет собой специально организованную среду, в этой связи возникает ряд противоречий, обусловленных большим взаимодействием ребенка с взрослым, а не со сверстниками, что может вести к недостаточному обеспечению условий для социализации личности ребенка.

На наш взгляд, в контексте указанного противоречия особого внимания заслуживает рассмотрение характеристики семьи и семейного воспитания как основы первичной социализации личности ребенка, что в свою очередь подтверждает эффективность семейной формы образования в аспекте социализации.

Социализация представляет собой процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. В контексте семейной формы дошкольного образования социализацию следует рассматривать и как процесс, и как результат детско-родительского учебного взаимодействия. Целевыми ориентирами при семейной форме образования выступают формирование навыков социального общения, в социуме в ходе деятельности, развитие представлений о нормах поведения, общественных ценностях. Семья, выступая институтом образования, представляет собой фундаментальную основу для успешной социализации личности ребенка в силу своих исключительных функций, к которым обратимся далее.

Так, в отечественной психологической и педагогической практике семья рассматривается как уникальная подсистема общества, реализующая особые социальные функции и выступающая микрофактором социализации личности. В работах О. А. Карабановой, Р. В. Овчаровой, В. М. Целуйко и др. отмечена особая роль семьи как института воспитания и как основы, предопределяющей естественное психическое развитие ребенка. Вместе с тем семья для ребенка выступает не только как источник и условие формирования и развития его психики, но и как первая модель социальных отношений в обществе.

Семья является носителем социокультурного опыта, ведущей деятельностью которой, по мнению А. Н. Елизарова, является «деятельность по сохранению, преобразованию, передаче последующим поколениям определенных ценностей», составляющая фундамент последующей интеграции ребенка в социум.

Характеристика семьи, представленная в современных исследованиях, определят условия семьи как естественной среды, где ребенок приобретает опыт взаимодействия, осваивает социальные роли, усваивает ценности и традиции общества.

Опыт социального взаимодействия в семье усваивается ребенком в результате целенаправленного процесса воспитания и в соответствии с механизмом социального научения, основу которого составляет наблюдение за спецификой взаимодействия членов семьи между собой.

Содержание семейного воспитания представляет собой решение педагогических задач, ключевой из которых, с позиции деятельностного подхода в отечественной психологии, является передача социального опыта, важнейшей характеристикой развития личности признается «социальная ситуация развития» в семье.

Следует подчеркнуть, что семейное воспитание в настоящее время понимается как сложившаяся в условиях семьи система образования и воспитания, подразумевающая целенаправленное воздействие на ребенка. Так, В. А. Петровский отмечает, что в каждой семье формируется собственная субъективная воспитательная система, апробация которой реализуется ежедневно, путем применения методов и средств воздействия взрослым на ребенка с определенной целью. Реализующаяся в целостной воспитательной системе деятельность родителя ориентирована на целенаправленное содействие становлению и развитию личности ребенка.

В качестве основных задач воспитательной деятельности родителей, приобретающих в контексте семейного образования особое значение, выделены следующие:

1) воспитательные задачи, ориентированные на формирование основ нравственных установок, позиций, характера, дисциплины, соблюдения общественных норм;
2) образовательно-воспитательные задачи, связанные с формированием чувства уважения к членам семьи, представителям противоположного пола, а также умения и навыки организации семейного быта;
3) личностно развивающие задачи, определяющие создание условий для физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка.

В работах В. М. Целуйко показана степень влияния социального окружения, условий жизни на развитие интеллектуального потенциала ребенка, что обуславливает ключевое значение семьи в формировании интеллекта ребенка путем организации социальной ситуации развития для ребенка в домашних условиях.

Социализация ребенка в семье происходит естественным путем, факторы влияния семьи на социализацию детей определены Г. М. Андреевой:

1) структура взаимосвязей всех членов семьи;
2) положение ребенка структуре семье;
3) подлинные социализаторы и воспитатели, то есть те лица из числа ближайшего социального окружения, которые в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка в связи с их повышенным авторитетом для ребенка или благодаря основному уходу за ним;
4) особенности стиля воспитания в семье;
5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.

Анализ отечественных психолого-педагогических исследований отражает особенности влияния семьи в целом и матери в частности на становление как конкретных личностных качеств, так и личности ребенка в целом. Особое значение в социализации личности ребенка занимает мать, ролевые позиции которой, как правило, многообразны. Так, мать выступает и первым значимым педагогом, и транслятором социальной культуры.

Р. В. Овчаровой выделен ключевой механизм развития личности ребенка, определяющийся идентификацией отношений между матерью и ребенком [11]. На этапе младенческого возраста вырабатывается способность к подражанию мимических действий матери, таким образом формируются эмоциональная связь, определяющая основу дальнейшего эмоционального восприятия ребенком мира. В. С. Мухина, В. М. Целуйко определяют семью как основу, определяющую идентификацию ребенка и его дальнейшее поло-ролевое поведение в социуме.

В. С. Мухина, Л. Б. Шнейдер, В. М. Це-луйко выделяют ведущую роль семьи в формировании поло-ролевого поведения ребенка, через идентификацию и подражание представителям своего пола и сепарацию с противоположным полом на разных возрастных этапах жизни происходит усвоение половой роли, поведенческих стереотипов, ценностей своего пола. Модели полоролевого поведения усваиваются ребенком посредством подражания матери или отцу.

В исследованиях Н. Н. Васягиной рассмотрены аспекты субъектного становления матери как транслятора важнейшего социокультурного опыта для ребенка. Именно в материнстве происходит личностная и деятельностная самореализация женщины, проявляющаяся в виде воспитательной деятельности, преобразовательной активности, направленной на ребенка. Таким образом, организация семейной формы образования позволяет родителю реализовать себя и как субъекта детско-родительских отношений, и как субъекта образовательных отношений, что обеспечивает двусторонний процесс развития и социализации ребенка и родителя.

Таким образом, под социализацией понимается процесс и результат, процесс представляет собой становление личности, в ходе которого ребенком усваиваются социальные ценности, опыт, образцы поведения, а результат – воспроизводство полученного социального опыта в ходе взаимодействия. При этом такое ключевое требование отечественной системы образования, как создание условий для продуктивной социализации ребенка, в семейной образовательной среде может быть реализовано в полной мере.

Автор:
Зайцева Ольга Вадимовна, аспирант, Уральский государственный педагогический университет

Источник:
 

Назад к списку статей
Статьи Посмотреть остальные статьи
Период отрицания

Когда вы в очередной раз от своего крохи слышите упорное «Не кочу!» или «Неть!», то невольно задаетесь вопросом: «Что не так с малышом? Что с этим делать?»

Развитие речи через игру

В данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста. 

Игры для развития мелкой моторики

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.

Карантин и самоизоляция

Полезные ресурсы, которые помогут прожить дни карантина наполнено и с наименьшими потерями для психики как взрослых, так и детей.

Вверх